Автор Мария Меркулова
Северный морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком вполне может стать в перспективе альтернативой Суэцкому каналу. Особую привлекательность эта транспортная артерия приобретает именно сейчас — арктические льды тают и создают коридоры, пригодные для танкерного судоходства. Плюс Россия сможет с его помощью реализовывать новые арктические проекты, в том числе — освоение хребта Ломоносова.
Альтернатива Северному морскому пути — Суэцкий и Панамский каналы. Однако альтернативы неравноценные: расстояние от Мурманска до японского порта Иокогама через Суэцкий канал составляет почти 13 тысяч морских миль, а по Севморпути — всего 5770. К тому же, российский судоходный коридор избавлен от проблемы пиратства. Северный морской путь — перспективный источник дохода для России, отмечает полярник, заместитель заведующего отделом гляциологии Института географии РАН Николай Осокин:
Наиболее востребованным Северный морской путь может стать у экспортёров сжиженного природного газа (СПГ) с полуострова Ямал. Там планируется добывать газ на Южно-Тамбейском месторождении. Предприятие запустят на полную мощность через четыре года. Использование Севморпути заметно увеличит его прибыльность за счет уменьшения расходов на перевозку до заказчика. Для разработки месторождений Ямала сейчас создается вся необходимая инфраструктура, говорит главный редактор издательства "Морские вести России" Анатолий Кузнецов:
Из нового порта Сабетта на Ямале сжиженный газ будут поставлять, в том числе, и на восток — в Азиатско-Тихоокеанский регион. Кроме того, этой осенью Россия повторно подает заявку в ООН о признании хребта Ломоносова частью континентального шельфа. Если её одобрят, то Россия сможет вести геологическую разведку месторождений еще на миллионе квадратных километров. Объемы углеводородов в районе Хребта составляют до 25% от общемирового запаса — это более 5 млрд тонн. Помимо России, на получение права разрабатывать шельф претендуют также Канада, Швеция, Норвегия, Исландия, Финляндия и Дания.