Шестого мая 1432 года был освящен Гентский алтарь. Он находится в католическом кафедральном соборе Святого Бавона в бельгийском городе Гент. Алтарь, написанный братьями Губертом и Яном ван Эйками, состоит из 24 панелей, на которых изображены 258 человеческих фигур. Высота – три с половиной метра, ширина – пять.
История Гентского алтаря – это многовековая летопись похищений и чудесных находок. Первый раз Гент чуть не лишился алтаря во времена Нидерландской революции конца XVI века. Его хотели подарить английской королеве Елизавете – она в своих целях помогала повстанцам в борьбе с испанцами. К счастью, не подарили. В XVIII веке Южные Нидерланды вместе с Гентом оказались под властью австрийских Габсбургов. Один из правителей, император Иосиф II, потребовал, чтобы из Гентского алтаря убрали две створки с обнаженными фигурами Адама и Евы. Их перенесли в церковную библиотеку. А позднее они и вовсе очутились в музее Брюсселя.
Во время Великой Французской революции комиссары вывезли четыре центральные части алтаря в Лувр. Они вернулись на свое место лишь после падения империи Наполеона.
Однако створки алтаря продолжали расхищаться. Несколько из них украл викарий собора – и тайком продал. В итоге они очутились в берлинском Кайзер-музеуме, и вернулись в Гент лишь сто лет спустя – по условиям Версальского мирного договора 1919 года.
А в одну из весенних ночей 1934 года грабители из церкви похитили две створки с изображением "Праведных судей" и "Иоанна Крестителя". Все было проделано быстро и бесшумно – сигнализации в храме не было. А через пару недель епископ Гента получил письмо от преступников. Они предлагали вернуть створки за кругленькую сумму. К письму была приложена квитанция камеры хранения на вокзале в Брюсселе, где и был найден "Иоанн Креститель". А в ноябре того же, 34-го года некий биржевой маклер из Гента перед смертью признался в том, что это он украл часть алтаря, но сообщить, где спрятал ее, то ли не успел, то ли не захотел.
"Праведных судей" так и не обнаружили, пришлось заменить их копией. А во время Второй мировой войны алтарь вывезли в Германию. Говорили, что это был подарок Гитлеру от бельгийских нацистов. Лишь в конце войны алтарь отыскали в шахте под Зальцбургом и вернули в Гент.
А самой похищаемой в истории картиной считается работа Рембрандта "Портрет Якоба де Гейна III". Это небольшое полотно получило прозвище "Рембрандт на вынос". Начиная с 1966 года картину крали четыре раза из Далиджской галереи в Лондоне, и всякий раз она чудесным образом возвращалась на прежнее место. Ее находили на багажнике велосипеда, в такси и даже на кладбище. Причем, всякий раз о местонахождении украденной картины сообщал аноним.