Допрос Вассермана

Царебожники – секта, способная стать тоталитарной?

Читать на сайте radiosputnik.ru
"Царебожие" – учение о "царе-искупителе" Николае II, которое зародилось в православии в 20-х годах прошлого века. Концепция возникала за рубежом в белоэмигрантской среде. Каковы основные идеи этого движения? Как к этой концепции относятся в РПЦ и почему "царебожников" называют сектантами? Обсуждаем эту тему в авторской программе "Допрос Вассермана" в эфире радио Sputnik.
Елена Прудникова: Николай II среди православных иерархов был крайне непопулярной персоной. Николай Александрович замечательно умел всех злить и нарушать все существующие законы, причем по мелочам. Поэтому когда русское общество и русская церковь разделились на тех, кто остался в стране, и тех, кто оказался в эмиграции, пока были живы старые иерархи вопрос не то что о канонизации, а даже о возвеличивании Николая II не стоял. Но, с другой стороны, мигранты хотели возвращения той России, где им было хорошо и уютно. Это были в основном верхи общества. И постепенно в их сознании их прежняя прекрасная жизнь все больше и больше ассоциировалась с царем.
Елена Прудникова: после Второй мировой войны с помощью наших "заклятых друзей" из англосаксов начала раскручиваться канонизация новомучеников российских. Канонизированы они были в 70-е годы числом более тысячи человек, причем только по одному единственному признаку: это должны были быть или священники, или члены церковных советов, погибшие на большевистской территории при большевиках. Участие большевиков тут необязательно, оно зачастую просто выдумывалось. Таким образом в 70-е годы было канонизировано большое количество людей-новомучеников во главе с царской семьей. Причем слуги, разделившие их судьбу, почему-то канонизированы не были. Наверное, они были менее интересны.
Елена Прудникова: Церковь была недовольна отделением от государства после революции 1917 года. Как выяснилось, церковники хотели главенствующего положения в государстве. То есть они хотели, чтобы по-прежнему было государственное финансирование, государственная защита, при этом чтобы не было государственного руководства, чтобы глава государства был православным. Естественно, на это не пошло бы ни царское правительство, ни временное, никакое. А когда стало понятно, что отделение церкви от государства ничего хорошего не несет – финансирования нет, поддержки нет, наказания врагов нет, – тогда большей частью, не целиком, но большей частью, церковники выступили против нового государства.
Елена Прудникова: "Царебожие" – это ересь, причем ересь именно с православной точки зрения. "Царебожие" активно использует так называемый догмат о божественной природе царской власти, которой в православной церкви не существует. В "царебожии" говорится о всенародном покаянии за грехи предков, которое в православии невозможно. В "царебожии" есть свои святые, но это уже для самой секты. Дело в том, что есть секта "царебожников", а есть учение о "царебожии", свившее себе гнездо внутри самой православной церкви, которое, на мой взгляд, гораздо опаснее.
Такого Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. Он для тех, кто хочет делать выводы сам.
Обсудить
Рекомендуем