Пятого июня 1909 года в Петербурге был открыт памятник императору Александру III. Первоначально он был установлен у Николаевского, ныне Московского, вокзала. Монумент посвящался "Державному основателю Великого Сибирского пути", то есть Транссибирской магистрали, начинавшейся от Николаевского вокзала. Строительство Транссиба как раз и инициировал Александр III.Его сын Николай II отдал предпочтение проекту Паоло Трубецкого.
Скульптор родился в Италии. Внебрачный сын эмигранта князя Петра Петровича Трубецкого и американской пианистки. Памятник у Паоло Трубецкого вышел неоднозначный. После его открытия одни петербуржцы говорили, что монумент порочит память почившего в Бозе императора Александра III. Другие откровенно веселились и называли памятник чуть ли не сатирой, карикатурой в бронзе.
Василий Васильевич Розанов в одной из статей так описал впечатление от памятника: конь уперся, голова упрямая и глупая. Между хвостом и головой помещено громадное туловище с бочищами, каких решительно ни у одной лошади нет. Трубецкой явно рисовал не лошадь, а черт знает что! Император получился у него намного лучше.
Розанов жестко, но верно передал свои ощущения от монумента Трубецкого, уловил внутренний диссонанс скульптора, который "выплеснулся" в его творение. Скульптор был явно обижен повсеместной критикой его творения. Он даже в сердцах сказал: "Я не интересуюсь политикой, я просто изобразил одно животное на другом".
После революции памятник не уничтожили: кажется, большевики и вправду посчитали, что это действительно сатира на царя. К 10-летию Октября монумент был заключен в металлическую клетку и стал частью агитационной композиции. А к 20-й годовщине его вообще убрали. Дескать, мешает реконструкции площади. Памятник передали Государственному Русскому музею. Ныне он стоит перед входом в Мраморный дворец – это филиал музея.