На фоне СВО – невероятно. Но вполне очевидно, если речь – о солидном пополнении бюджета Украины. К тому же транзит в руках Киева – удобный инструмент для шантажа Брюсселя. Например, грозясь перекрыть "Дружбу", можно ускорить поставки оружия из ЕС.
Мораль Киева проста: и денег хочется, и не помешает Брюсселю быть угодным. Украина по-прежнему заинтересована в оказании транзитных услуг, чтобы пополнять казну. По примерным оценкам специалистов, Киев зарабатывает 180 миллионов долларов в год за транспортировку нефти и приблизительно один миллиард долларов за транзит газа. И это несмотря на резкое сокращение странами ЕС заявок на поставки углеводородов из России. Как же не воспользоваться такими обстоятельствами, подумали украинские власти и заявили, что настаивают на сохранении транзита энергоносителей через территорию страны, пишет газета Washington Post.
И даже на то обстоятельство, что Россия проводит СВО на Украине, в Киеве и в компании "Нафтогаз Украины" готовы закрыть глаза. Для разумности подобных заявлений, естественно, нашлись обоснования. Как пишет издание, украинские власти пытаются всех убедить в том, что такой подход дает им "рычаги воздействия" на Москву и сокращает площадь территорий, по которым ВС РФ могли бы нанести ракетные удары. То есть контракты Украины с Россией на транзит нефти и газа через свою территорию им как бы претят, но можно терпеть ради двойной выгоды.
В высказываниях Киева и Запада нет ничего нового, отметил в интервью радио Sputnik экономист, эксперт Финансового университета при Правительстве России и Фонда Национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.
"Украина продолжает зарабатывать деньги, используя транзит российских углеводородов. Есть контракт по газу, детали которого не раскрываются. В конце 2019 года было подписано соглашение на пять лет. В общей сложности на семь миллиардов долларов... Есть страны, которым российская нефть очень нужна. Например, венгерская компания MOL около 80 процентов (от общих поставляемых объемов, – ред.) получила в прошлом году по "Дружбе", в 2023 году – где-то 50 процентов. У Украины есть еще такая мотивация, чтобы не подставлять страны, которые зависят от транзита через ее территорию. Есть риск, что им решение Киева о перекрытии транзита может не понравиться. Поэтому Украина и не торопится это делать", – уточнил эксперт.
По словам Станислава Митраховича, не исключено, что могут начаться суды, чтобы определить, будет ли Россия (согласно контракту) оплачивать весь транзит через Украину или только тот, что в действительности использовала, "прокачивая" энергоносители через эту страну за время проведения СВО.
Сейчас остро от поставок нефти из России зависят Венгрия, Чехия и Словакия. В интересах Киева – обеспечение бесперебойной транспортировки черного золота. Это позволит сохранять нормальные отношения с Евросоюзом, от которого зависят, в том числе, поставки вооружения. Сейчас Киев настаивает на сохранении транзита, но это не значит, что не будут пересмотрены планы потом, предполагает эксперт.
"Украинские власти могут решить, что готовы пошантажировать, в частности, Венгрию, да и в целом весь ЕС. У Киева логика может меняться в процессе. Сначала – зарабатывать деньги и лишний раз не ссориться с Европой, а потом – мол, давайте Европу попугаем снижением поставок российских энергоносителей, чтобы вынудить Брюссель, например, активнее оружие поставлять на Украину. Однако сейчас в Европу российских углеводородов идет заметно меньше. Поэтому отказ от транзита сегодня становится уже не очень эффективен. Возможно, сейчас Киев вернулся к идее, что ЕС сильно не напугаем, а с Венгрией, Чехией и Словакией лишний раз поссоримся", – предположил экономист.
По оценкам же западных экспертов, на которых ссылается Washington Post, если бы Киев действительно хотел перекрыть транзит через Украину, то давно бы уже это сделал, не обращая внимания на реакцию России и мнение Евросоюза. А раз по сей день нефтяные и газовые магистрали действуют, значит это кому-то в Киеве очень нужно. Поэтому ссылки на боевые действия и какие-либо другие обстоятельства сейчас выглядят нелепо.
Автор Олег Обухов, радио Sputnik
Такого Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. Он для тех, кто хочет делать выводы сам.