– Половина всех случаев заражения клещевым энцефалитом приходится на май, а в зоне риска чаще всего – дачники и рыбаки. Что делать в случае укуса клеща?
– Студенты нескольких факультетов МГУ отправлены на дистанционное обучение из-за кори, случаи которой были зафиксированы в ряде столичных вузов. Чем опасна корь и что стало причиной роста заболеваемости?
– Великую Отечественную войну выиграли ранеными – солдат лечили, и они возвращались в строй. Какова была роль медиков в победе?
– Иммунитет после зимы сильно ослаблен, а вирусные инфекции продолжают циркулировать. Как пережить весну без простуд?
На эти и другие вопросы отвечаем в авторской программе "Профилактика с Геннадием Онищенко" в эфире радио Sputnik.
Геннадий Онищенко: апрель-май – это период, когда вся природа просыпается и, конечно же, клещи. Хотя клещевой энцефалит – это лишь витрина, а так возможно до 20 видов заболеваний, в том числе и боррелиоз, но энцефалит самый опасный, поскольку поражает центральную нервную систему с тяжелыми, а иногда и необратимыми последствиями. Есть абсолютно спокойные регионы, например, Белгородская область, где клещ есть, но он не заражен. Для профилактики мы всегда говорили, что первое – нужно привиться. И у нас уже более двух миллионов привитых, хотя план у медиков на этот год – 3-3,5 миллиона. В первую очередь прививаются группы риска: лесники, егеря, те люди, которые заняты разработкой лесных массивов, заготовкой древесины и так далее.
Геннадий Онищенко: будьте осторожны и внимательны. Надо правильно одеваться, когда идете в лес. После возращения из лесного массива необходимо осмотреть себя, чтобы нигде не было присасываний клеща, потому что он присосется, и вы даже чувствовать не будете, появилась как бы родинка. Поэтому надо осматривать, особенно детей. Но я не вижу какой-то катастрофы в этом. Мы с вами живем на этой территории не первый год и, надеюсь, еще долго будем на ней, поэтому используйте приемы, чтобы защитить себя. Это необременительно.
Геннадий Онищенко (о вакцинации от кори): группу риска сейчас надо прививать. Но можно пойти и попросить сделать тест на напряженность своего иммунитета против кори, и если он будет ниже установленной нормы, тогда прививку делать необходимо. Зачем лишний раз в свое тело вводить чужеродный белок? Да, на группы риска обращается внимание в первую очередь: торговля, работники транспорта, особенно работники метрополитена, но прививаться надо только в случае, если есть высокий иммунный статус именно против кори. Это будет дифференцированный, персонифицированный подход к группам риска. Вот как надо сегодня работать.
Геннадий Онищенко: семнадцать миллионов человек во время Великой Отечественной войны спасли медицинские работники. Армия была большая, и в ней 10,5 миллиона – это были раненые. Им своевременно оказывали помощь и не просто жизнь спасали, а возвращали в строй. Среди них 6,6 миллиона были больными, солдат же во время войны – это не абсолютно здоровый человек. И аппендициты бывали, и сердце могло прихватить, то есть люди болели обычными заболеваниями. Но ни одной эпидемии за время войны не было, врачи справлялись. Потери среди медицинских работников за время войны – 210,6 тысячи, и они вторые по потерям после пехоты. Это общие потери, а безвозвратные потери – 85 тысяч, из них пять тысяч врачей, девять тысяч средних медицинских работников и 71 тысяча – это санитарные инструкторы, это девчушечки, которые без пистолета и каски шли вместе с наступательными войсками и вытаскивали раненых с поля боя.
Такого Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. Он для тех, кто хочет делать выводы сам.