Шестого апреля – День работника следственных органов МВД России. Этот день не имеет официального статуса, но отмечается следаками. Поэтому есть повод поговорить о героях следствия. Скажем, о реальных прототипах Глеба Жеглова и Владимира Шарапова из культового фильма Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя".
Глеб Жеглов, блестяще сыгранный Владимиром Высоцким, конечно, образ собирательный. Но одним из прототипов стал вполне реальный милиционер Владимир Корнеев. Когда началась война он, 17-летним, пошел служить разведчиком. В 1944-м был тяжело ранен, пришел работать в милицию. И дослужился до начальника МУРа. По словам сослуживцев Корнеева, Жеглов был списан с него: характер, подход к работе – он буквально жил работой. А фраза "Вор должен сидеть в тюрьме" была жизненным кредо Корнеева.
Другой прототип Глеба Жеглова – начальник ОБХСС Дзержинского района Москвы. Георгий Вайнер в одном из поздних интервью рассказывал, что "Жеглов был наш товарищ, весельчак, гуляка, замечательный оперативник и... взяточник". В конце концов, его посадили. Он добился, чтобы его дело пересмотрели. Его освободили, даже восстановили на службе. Но он уволился. На "гражданке" занялся прибыльным делом – плодоовощной торговлей. Там у него были большие доходы, он любил жить на широкую ногу... но, в конце концов, что-то там у него случилось, и он покончил с собой", вспоминал Георгий Вайнер.
А Шарапов, которого в фильме сыграл Владимир Конкин, это приятель будущих писателей Вайнеров – Владимир Арапов, командир штрафной роты, разведчик, 42 раза ходивший за линию фронта. После войны работал в МУРе. Он задерживал кровавую банду Митина – в фильме "Черная кошка". И главное: герои фильма – это люди из совсем другой эпохи. Современный писатель Андрей Константинов, автор "Бандитского Петербурга", верно заметил: "В сегодняшнем мире вряд ли нашлось бы место и Жеглову, и Шарапову – прежде всего потому, что оба были "идеологически мотивированными". Вспомните, как они живут в комнате Шарапова: делят кусок сахара, у них нет ни одежды, никакой-то собственности. Они – лохи, говоря сегодняшним языком. На них посмотрели бы и сказали: вы что, с гор спустились? Пешком ходите, на трамвае ездите. Вы вообще – кто?".