Цензура и репрессии в странах Балтии, день рождения шеф-редактора Sputnik Литва Марата Касема и юридическая помощь ему со стороны России, конкурс "Лидеры возрождения", банковский кризис в США – об этом и многом другом в программе "ИЗОЛЕНТА live" с Петром Лидовым и Трофимом Татаренковым на радио Sputnik.
Гости выпуска:
- Андрей Стариков, главный редактор Baltnews;
- Александр Малькевич, первый зампред Комиссии по СМИ Общественной палаты России;
- Мария Бутина, депутат Государственной думы;
- Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobile Research Group;
- Наталья Карнова, шеф-редактор АЭИ "Прайм", экономический обозреватель.
Андрей Стариков (о содержании Марата Касема более двух месяцев в рижской тюрьме – ред.): это такой метод воздействия, это генерация страха, это показательная порка. Они создают критическую массу таких "узников совести" и на их примере показывают другим: "Не вздумайте делать так же. Будут последствия". Последствия могут быть разные. Год назад это были уголовные дела и подписка о невыезде. В конце 2022 года последствия уже иные – аресты и тюремные заключения. Безусловно, это метод устрашения. Они вылавливают самых активных, самых видных людей с наиболее аргументированной и юридически грамотной позицией, это важно, потому что все те, кто идут по аналогичным составам, являются правовыми позитивистами. Они настолько любят и ценят закон, что против них были вынуждены применять именно эту размытую непонятную статью о нарушении санкций.
Александр Малькевич: в Ростове-на-Дону открываются полуфиналы кадровых конкурсов "Лидеры возрождения" Херсонской и Запорожской областей. Это для людей, которые хотят научиться работать в органах власти в новых регионах. Фактически это аналог и ответвление конкурса "Лидеры России". Местные деятели проходили ряд отборочных этапов, и сейчас несколько сотен человек собрались здесь, чтобы пройти оценочные мероприятия, в итоге которых будут определены финалисты. Победители конкурса получают деньги на реализацию своих проектов, наставников и трудоустройство в структурах власти в новых регионах. Такие же конкурсы в ЛНР и ДНР определили финалистов, осталось в Запорожской и Херсонской областях.
Мария Бутина (о помощи Марату Касему, гражданину Латвии, со стороны России – ред.): статья 69 Конституции России с поправками, которые мы принимали не так давно, говорит о том, что мы оказываем помощь соотечественникам. Что мы можем сделать? В первую очередь, помочь с финансированием адвокатов. Сейчас, честно говоря, это очень сложно. Не из-за нас – мы готовы помогать. Проблема в том, что та сторона очень опасается, что будут какие-то официальные взаимоотношения с Россией, поэтому деньги они брать не хотят. Плюс проблема с переводами. Я не могу все сказать, но есть кое-какие кулуарные вещи, которые мы проводим как частные лица и как не частные лица. Работаем, помогаем, есть статья Конституции, которую соблюдаем.
Эльдар Муртазин: к сожалению, сегодня права людей, которые живут в той или иной стране Прибалтики, очень сильно попираются. Мы видим, что экономический кризис, общеполитическая мировая ситуация приводят к тому, что очень часто люди у власти делают не просто перегибы, а запредельное зло. И вот Прибалтика, как мне кажется, вступила сегодня на дорогу этого запредельного зла – охота на людей в самом плохом проявлении. Демократические ценности, про которые мы говорили всю дорогу, а Прибалтика пыталась стать Европой в наилучшем ее проявлении – неожиданно оказалось, что все это пустой звук: другое мнение, отличное от мнения правящей элиты, не принимается вообще. Огромное количество русских, права которых нарушаются, огромное количество журналистов, работать которым не дают, если они озвучивают не ту точку зрения, которая нужна. Понятно, что Прибалтика вошла в ситуацию, когда режим жизни этих трех стран описывается очень просто – выжить любой ценой. Прибалтика умирает экономически, умирает с точки зрения демографии. Это началось не вчера, но сейчас эти процессы ускорились.
Наталья Карнова: неожиданный обвал американских банков, который переполошил общественность, на самом деле был достаточно предсказуемым, если анализировать в целом ситуацию с кризисами в американской экономике и с теми предпосылками, которые были. Изначально банки, которые сейчас рухнули, делали капитал на высокотехнологичных инвестициях, то есть на том секторе, который хорошо в Америке рос. А рос он хорошо, потому что после кризиса 2008 года американские власти начали привлекать в экономику дешевые иностранные деньги, заманивая иностранных инвесторов высокотехнологичными инвестициями. В тот момент, когда происходил приток денег, была совсем другая ключевая ставка Федрезерва – ниже нынешних значений. За последний год ключевая ставка от нулевых значений приблизилась к пяти процентам. При таких высоких ставках деньги, которые американские банки берут, становятся дороже, а активы на балансе в цене не растут, потому что нет роста экономики, а есть сплошная инфляция. Из-за этого произошли противоречия между объемом пассивов и активов банков. Сейчас мало кто берется спрогнозировать, чем все это закончится. Многие говорят, что это новый вариант банковского кризиса 2008 года. Не факт. Мне кажется, что у Федрезерва хватит денег, чтобы не допустить обвала.
Такого Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. Он для тех, кто хочет делать выводы сам.