24 октября 1974 года скончалась Екатерина Алексеевна Фурцева, министр культуры СССР с 1960 по 1974 годы. Ее в шутку называли Екатериной III. По ее инициативе в Москву привезли "Джоконду", французских импрессионистов, состоялись гастроли Ла Скала, был учрежден Театр на Таганке, Театр эстрады. Она покровительствовала "Современнику", помогла Олегу Табакову в создании Театра-студии.
Фурцева поддержала проведение Первого Московского международного кинофестиваля и организовала Международный конкурс имени Чайковского. В СССР начались недели французского и итальянского кино, проходили гастроли советских театров за рубежом. И в то же время при Фурцевой произошел разгон выставки художников-абстракционистов в Манеже. Впрочем, тут больше виноват Хрущев. Еще говорили, что из-за ее антипатии к року в СССР так и не состоялись гастроли групп The Beatles и The Rolling Stones.
О Фурцевой с благодарностью отзывались Фаина Раневская, Людмила Зыкина, Олег Ефремов, Павел Луспекаев. А вот Ролан Быков и Галина Вишневская, напротив, не жалели в ее адрес резких слов. Вишневская говорила о министре: "Запойная пьяница, которая ни черта не смыслит в культуре". А вот Олег Табаков вспоминал о Фурцевой совершенно по-другому: "Для меня она была, прежде всего, удивительно красивой и мудрой женщиной… Екатерина Алексеевна довольно круто умела брать руль на себя. При этом она была веселым, лукавым человеком, но не хитрым".
Фурцева тщательно следила за своей внешностью, была обаятельной и душевной. Ее рабочий кабинет украшал портрет королевы Елизаветы с надписью: "Екатерине от Елизаветы". Говорили, что через 20 минут общения Фурцевой с английской королевой, последняя сказала: "Екатерина, не зовите меня Ваше Высочество, зовите просто Елизавета". Скорее всего это легенда, но ярко характеризующая личность Екатерины Алексеевны.
Художник Илья Глазунов уговорил министра культуры Фурцеву записать звон ростовских колоколов. Сделать это было нелегко. Звонари-то в те времена почти все повывелись. Да и партийные чиновники были не в восторге, говорили, что "звон колоколов – это музыкальный опиум". Екатерина Алексеевна, однако же, была женщиной решительной и сказала: "От одной пластинки не отравитесь, а для Запада – это свидетельство широты наших взглядов". И пластинка вышла, с изображением на обложке Кремля Рериха. Ныне этот диск стал раритетным.