Каким будет эффект от рублевых экспортных пошлин на зерно? Чем так дороги США российские палладий, никель и титан? Судьба проекта "Сахалин-2"? Почему самые богатые люди мира теряют триллионы? Готова ли Россия к исключению из спортивных федераций? Нужно ли ограничить на телевидении показ сцен жестокости? Эти и другие актуальные темы обсуждаем на радио Sputnik с руководителем Центра политэкономических исследований Института нового общества Василием Колташовым.
Василий Колташов: мы наблюдаем уже продолжительное время повышение курса российской валюты, пусть это носит характер, возможно, где-то и с колебаниями, потому что доллар дорожал в последнее время, но суть в том, что приоритет теперь в расчетах должен быть у рубля. И в правительстве склонны следовать этой идее и добиться того, чтобы у нас пошлины в рублях определялись и выплачивались. И нужно приготовиться к тому, что Россия будет продавать продовольственные товары за рубли.
Василий Колташов: а как мы хотим? У нас цены на продукты питания чуть-чуть только пошли вниз, а выросли они на 20-30%. Не ударило ли это по массовому потребителю? Еще как ударило. И сейчас с укреплением рубля потребитель только чуть-чуть начал выдыхать, успокаиваться. Но для того, чтобы пошел более активный спрос со стороны массового потребителя, должно продолжаться укрепление рубля. Это даже не совсем укрепление рубля, это обесценивание западных валют.
Василий Колташов: интерес всех стран, входящих в ОПЕК+, состоит в том, чтобы и цены поддержать на повышенном уровне, и нарастить добычу постепенно. То есть, вопрос-то ведь не в том, чтобы вечно оставлять добычу на пониженном уровне, а в том, чтобы постепенно ее наращивать. Насколько я понимаю, именно это сейчас и происходит по чуть-чуть. Но это происходит с опаской, с настороженностью, потому что боятся вызвать новый обвал.
Василий Колташов: 20 лет назад было трудно представить экономический подъем, если в нем не лидируют США. Американский рынок должен был расти. И если он рос, значит и вся остальная мировая экономика тянулась за ним. Мы имеем новую ситуацию сейчас, возможен рост в целом ряде регионов: Индия может расти, российская экономика может расти, но США, по всей видимости, расти как раньше не могут. Они не тянут процессы, но они остаются очень большим потребителем, и это должно приниматься во внимание, потому что это рискованный покупатель, он может нарушить баланс на рынке. Более того, он очень хочет, чтобы на рынке был нарушен баланс.