Символ вечности - темно-синий куб, который венчает трехступенчатая пирамида. Достопримечательность Москвы, да и всей России - мавзолей Ленина на Красной площади - уже почти век хранит тайну "вождя пролетариата": почему архитектор Алексей Щусев выбрал именно такую форму для усыпальницы Владимира Ильича и почему именно ему поручили сооружение склепа, который должен был стать символом новой эры молодой страны? Бетон, кирпич и уникальный по своим свойствам и цвету гранит - ЦИК Союза ССР не пожалел ни средств, ни сил на строительство мавзолея. В эфире радио Sputnik рассказываем о малоизвестных фактах строительства пирамиды у Сенатской башни Московского Кремля.
Мария Василенок: тот период был совершенно выдающимся по количеству талантов, проектов было много, и в 1925 году был объявлен конкурс. Хотя это была больше идеологическая завеса - мол, пусть люди поучаствуют. Понятно, что неизвестный или малоизвестный архитектор, даже если бы он нарисовал красивый проект, не получил бы право на заказ. Но было и много именитых очень кандидатов - Шехтель, Мельников, Желтовский, все гиганты и глыбы. Я думаю, что Щусев получил этот проект благодаря своим личным качествам: умениям добиваться и продвигать, убеждать людей в правильности своих расчетов или идей. Помимо прочего, он же возглавлял мастерскую и был не просто архитектором: он занимал заметные должности, был очень заметен и известен.
Мария Василенок: буквально за три дня Щусев спроектировал и построил деревянный мавзолей. Он писал в своих дневниках, что ему позвонили в 12 часов, у него было время только быстро собрать инструмент и приехать. И он всего за три-четыре часа спроектировал временное сооружение, которое еще нельзя было назвать мавзолеем. Это был куб многоступенчатый, по бокам были вход и выход, как сарайчики. Но это сооружение и предполагалось как временное, потому что надо было быстро решать вопрос с захоронением или сохранением тела Ленина.
Мария Василенок: во время бальзамирования тела Ленина обычно использовались формалин, глицерин, спирт - то, что тогда было известно. Это было еще не постоянное бальзамирование, а первичное. И были тогда перерезаны сосуды (в теле - прим), о чем потом жалели, потому что именно по сосудам растекается бальзамический состав.