Кто такие интеллигенты? Как получился такой особый класс и особый ли он? И какова роль интеллигенции сегодня? Обо всех нюансах говорим с директором Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля Дмитрием Баком.
- В России получалось так, что из разных сословий - из дворянства, из мещанства, из купечества, даже из крепостных - стекались люди в университеты. А университеты - это не очень престижное место для получения образования, потому что наиболее знатные люди имели профессоров дома, естественно. И вот эти люди получали такой социальный лифт мозговой, который со временем обособился от жизни. Отсюда их революционность, отсюда их теоретизм, отсюда их претензия на какую-то особую роль. Именно в середине XIX века это и получилось.
- Всегда быть несогласными, быть в оппозиции чему бы то ни было - это синусоида очень разная. Я это пытаюсь показать. Гегель вопреки быту, затем разночинская революционность, затем идеализм и новое христианство, затем советская, затем антисоветская и так далее. Эта оппозиция противостоит очень разным началам. Как консервативным, так и революционным в разное время. Этот избыток осведомленности, избыток знаний, перегретый мозг приводит к очень разным последствиям, не всегда революционным, иногда консервативным. Так часто бывало в советское время, когда власть себя позиционировала, как революционную, как преображающую мир, как движущуюся к коммунизму и ведущую туда все человечество. А интеллигентская оппозиция в это время выражалась в консервативных течениях. Поэтому быть в оппозиции, да, естественно, но это нахождение в оппозиции по сути своей означает очень разное в разное время.