Авторы

Огненная ловушка: как театральный билет стал билетом в один конец

Читать на сайте radiosputnik.ru
Публика расселась по местам, смотрела на расшитый золотом занавес – ждала, когда он поднимется. Начинала хлопать. Внезапно возник странный гул, занавес взлетел, и со сцены двинулась лавина огня. 8 декабря 1881 года в венском Рингтеатре случился катастрофический пожар.
В зале на 1 700 зрителей пустых кресел почти не было. Давали оперу "Сказки Гофмана". Сказочные декорации были из легких газовых тканей. Над ними – газовые рожки для "сказочного" освещения. Перед спектаклем их зажигал рабочий сцены. У него была длинная палка со спиртовой лампочкой на конце. С очередным рожком он промахнулся – ткнул открытым огнем в декорации.
Прыжок в темноту
Рингтеатр сгорел дотла. В пожаре пострадало не менее 900 человек. По разным оценкам, погибли от 400 до 600 зрителей. Первыми жертвами стали те, кто находился на сцене. Железный занавес то ли заело, то ли опускать его было слишком поздно и уже некому. За считанные минуты поток воздуха вытащил гигантский столб пламени в зал. Но главной причиной массовой смерти был даже не огонь. Людей погубила страшная паника. Давка возникла сразу – выходы из зала стремительно заваливались грудами мертвых тел. При этом двери открывались внутрь. Лестницы из лож в гардероб обрушивались под ногами бегущих. Затаптывая друг друга, мужчины и женщины рвались к окнам и прыгали в темноту. А потом многие из тех, кто прорвался наружу, не дождались помощи и в течение ночи умирали на площади. Выжившие после отравления угарным газом всю жизнь носили отметины ожогов.
Смерть в "лунном свете"
Венский пожар стал крупнейшим театральным пожаром XIX века. "Европа вздрогнула и решила вплотную заняться пожарной безопасностью", – говорит руководитель проектов интегрированной безопасности Сергей Победоносцев:
«
"Это был толчок к развитию химической промышленности. Началось создание антипиреновых составов, которые не поддерживали бы горение. Ими стали обрабатывать сцены и все театральные конструкции, чтобы не давать пищу пламени. В этом особенно преуспела компания Байера – она одной из первых выпустила пропитку для занавесов и ковровых дорожек в театральных залах. А фирма Роберта Боша начала разработку и впоследствии производство систем, ставших родоначальниками пожарной сигнализации".
Венская государственная опера
После пожара в Вене построили экспериментальную модель театра. Выходов из зала стало больше, все двери открывались только в фойе, над сценой установили клапаны для выпуска дыма, пожарный занавес укрепили асбестом. Модель несколько раз поджигали, имитировали эвакуацию зрителей и в конце концов вычислили самый безопасный тип постройки большого здания для массовых увеселений. По этому типу стали строить театры во всем мире. Но пожары продолжались. В 1903 году печальный рекорд Рингтеатра был побит числом жертв на пожаре в чикагском театре "Ирокез". Там сначала тоже загорелся занавес – теперь от искры ацетиленовой лампы, которая на спектакле имитировала лунный свет. А потом случилась давка в темноте. Двери в фойе распахивались уже наружу. Однако на время спектакля их закрыли на тугие шпингалеты. Большинство среди немногих спасшихся составили люди с исключительно хорошей физической подготовкой.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем