Паром "Эстония" ушел на дно Балтийского моря штормовой сентябрьской ночью 1994 года всего за 55 минут, 852 человека погибли и лишь 137 были спасены. Выводы комиссии, созданной для расследования этого трагического происшествия, были однозначны – всему виной носовой визир судна, оторванный волнами бушующего моря. Далее, по мнению участников следствия, через автомобильную палубу внутрь судна попало большое количество воды, что привело к опрокидыванию и затоплению парома.
Однако новая киноработа Хенрика Эвертссона ""Эстония" – находка, которая изменит все" ставит эту версию под сомнение. И власти Швеции, Финляндии и Эстонии, вероятно, должны будут возобновить следствие по поводу трагического происшествия. Правительства трех стран к этому готовы, во всяком случае, так можно судить, исходя из заявлений политиков.
© AP Photo / Jaakko Aiikainen
Поисково-спасательная операция на месте крушения парома "Эстония".
Кинодокументалисты предъявили общественности кадры, которые свидетельствуют о том, что корпус судна имеет повреждения, о которых ранее никогда не упоминалось. По ним отчетливо видно, что на боковой части корабля есть большая вмятина и дыра размером 4 на 1,2 метра. Авторы фильма делают из этого вывод, что причиной кораблекрушения стал некий объект, который столкнулся с паромом и нанес ему гибельное повреждение.
Мнения экспертов, в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, разделились. Часть из них, в том числе и бывший государственный прокурор Эстонии Маргус Курм, возглавлявший в 2005 – 2006 гг. правительственную комиссию по расследованию гибели парома "Эстония", считают, что причиной трагедии могло стать столкновение корабля с неизвестной подводной лодкой.
В пользу этой версии, по их мнению, говорит то обстоятельство, что в это время на Балтике проходили учения ВМС Швеции.
CC0 / Accident Investigation Board Finland /
Перевернутый и заполненный водой спасательный плот парома "Эстония"
Однако шведские политики и военные, руководившие в то время страной и ее вооруженными силами, отметают этот аргумент с негодованием. Их поддерживает другая группа экспертов, которая считает, что столкновение с подводной лодкой или надводным кораблем трудно было бы утаить. Сведения о таком инциденте, так или иначе, стали бы достоянием гласности. Они предлагают свой вариант, который предполагает, что тонущее судно упало своим бортом на большой подводный камень, который и нанес ему подобное повреждение. Очевидно, что теперь расследование продолжится, и, возможно, оно когда-нибудь доберется до истины, если, конечно, эта истина не затрагивает интересы сильных мира сего.
Автор Николай Николаев, радио Sputnik, Эстония
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.