Дневник читателя

"Каннибалы" Юлии Яковлевой – детектив о балете и власти

Пока Виктор Пелевин писал роман о вечном, функцию политического сатирического зеркала неожиданно взяла на себя Юлия Яковлева. О новом детективе "Каннибалы" автор рассказывает в интервью. Также в программе итоги премии "Книга года" и анонс фестиваля "ЛитераТула".
Читать на сайте radiosputnik.ru
Участники:
– Юлия Яковлева, писатель.
Автор и ведущая программы: Наталья Ломыкина.
КНИЖНЫЙ РАЗВОРОТ
В издательстве "Эксмо" выходит новый, политический и балетный, детектив Юлии Яковлевой "Каннибалы". В здание театра среди бела дня входит молодая девушка с ребенком и не выходит. Когда родителя хватятся малыша, начнутся активные поиски – и ребенка найдут, а вот его няню нет. Что понадобилось няне–провинциалке за кулисами Большого театра? Как это перекликается с балетом "Сапфиры", который ставят, чтобы поднять престиж страны и порадовать президента Петрова? Как связаны хитроумные сценические механизмы и убийство журналистов в Конго, почему подстроили гомосексуальный скандал с участием гениального европейского хореографа и как на самом деле танцует выписанная из Мариинки дорогущая прима Белова?
Скажу вам честно, "Каннибалы" – детектив, от которого не оторваться. И удивительным образом это еще и современная острая политическая сатира. Например, один из главных героев – Борис, председатель попечительского совета театра, возглавляет компанию "Росалмаз". Так что не стоит удивляться тому, что происходящее за кулисам Большого окажется связано с африканскими алмазами, которые добывают для русского олигарха в Конго под охраной ЧВК.
Я давно ждала, что после криминального ретро о следователе Василии Зайцеве Юлия Яковлева напишет роман о балете. Ведь Яковлева – известный балетный критик, автор замечательной "Азбуки балета" умеет писать о нем изумительно, всему происходящему на репетициях и в зале веришь мгновенно. Но, оказывается, автор ретро-детективов о 1930-х годах написала современную историю связанную с театром, что называется, вопреки. О том, как все-таки страсть к балету превратилась в детектив, и какое отношение имеет к "Каннибалам" Александр Роднянский, рассказывает в интервью сама Юлия Яковлева.
ХРОНИКА ЛИТЕРАТУРНОЙ ЖИЗНИ
Прямо сейчас в московском Манеже завершается Московская международная книжная ярмарка. Конечно, не такая многолюдная, как обычно. Из-за пандемии встречи на ММКЯ проходят по карнавальным правилам: маска, маска, я тебя знаю! Мы начинаем узнавать любимых писателей по глазам, еще более значимым становится голос писателя – в прямом смысле этого слова. Но ярмарка, по-моему, удалась. Книги очень органично вписались в пространство Манежа, зоны для дискуссий организованы удобно, и по атмосфере ярмарка скорее напоминает любимую Non/Fiction, нежели поднадоевшую ММКЯ.
Кроме того, приобретенные за время пандемии навыки интернет-коммуникации вывели ярмарку на новый уровень – здесь прошли важные для индустрии дискуссии с профессионалами мирового уровня, которых, прямо скажем, было бы довольно сложно привезти в Москву. Словом, предлагаю считать эксперимент удачным – и надеюсь, в следующем сентябре мы снова встретимся в Манеже. Уже без масок.
На ММКЯ традиционно вручили "Книгу года". Гран-при удостоена серия "Библиотека литературы Древней Руси". Победителем в категории "Проза года" стал роман главного редактора "Литературной газеты" Максима Замшева "Концертмейстер". Это довольно тяжелый роман, в котором перекликаются события 1947 года и 1974-го. Все подробности в этом выпуске.
В номинации "Поэзия года" награжден сборник стихотворений Олега Чухонцева "И звук и отзвук: из разных книг". В номинации Humanitas – "Есенин" Захара Прилепина из серии ЖЗЛ.
Особо поздравляю победителей в номинациях, связанных с детской литературой. Книгой года "Детям XXI века" заслуженно стал "Транссиб. Поезд отправляется" Александры Литвиной и Ани Десницкой, предлагаю пересмотреть наше интервью.
с авторами, они приносили книгу в студию, и мы очень подробно о ней говорили. А в номинации "Поколение Z" награду получила серия книг для подростков "Рассказы Волчка" – современная проза лучших сегодняшних писателей, любовно отобранная издательством "Волчок" и Алексеем Копейкиным. Родителям подростков очень рекомендую обратить на нее внимание.
***
Ну и приглашаю всех в Тулу в следующие выходные. С 11 по 13 сентября там, на территории творческого индустриального кластера "Октава" при поддержке правительства Тульской области и литературной премии "Ясная Поляна" пройдет фестиваль детской книги "ЛитераТула". В этом году "ЛитераТула" соберется в пятый раз – это уже дата, полуюбилей. Здорово, что в этот сложный год фестиваль не закрылся – мне кажется, это важно для всего литературного процесса в целом. "ЛитераТула" в этом году даже вышла за свои привычные рамки детского чтения. Поскольку на фестиваль все чаще приходят семьями, читатели все чаще стали просить пригласить в Тулу авторов "взрослых" книг. Так что в этом году "ЛитераТула" повзрослела, у нее "переходный возраст" – и нас ждет большой разговор не только о детских книгах, рассказывает в программе организатор, двигатель и душа фестиваля Ирина Рочева.
В Тулу приедет лауреат премии "Большая книга" Шамиль Идиатуллин, лауреат премии "Национальный бестселлер" Анна Козлова, прекрасная Нарине Абгарян – обладательница премии "Ясная Поляна", а также хорошо знакомые детские авторы: Нина Дашевская, Юлия Симбирская, Анастасия Орлова, Наталья Волкова, Ася Кравченко, Алексей Олейников и многие другие.
Приезжайте, будет интересно.
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем