Авторы

Второе дыхание: почему винил становится трендом

Пятьдесят шесть лет назад в Советском Союзе появилась фирма "Мелодия", выпускавшая и распространявшая граммофонные пластинки. Решение принималось на самом верху – в Совете министров страны. Сегодня винил опять в большой цене.
Читать на сайте radiosputnik.ru
Это рекорд. Новый клип Little Big за 4 часа посмотрели более миллиона раз
"Мелодия", с момента ее учреждения в мае 1964 года, представляла собой целую корпорацию, а не только производственную площадку. В фирму входили многочисленные творческие студии (с географией от Москвы и Ленинграда до Вильнюса и Ташкента), заводы-изготовители продукции и сеть распространения. Договор с этой организацией сулил исполнителям большую славу и успех. Будучи монополистом, она миллионными тиражами выпускала не только пластинки, но и компакт-кассеты, занималась производством оригинального контента, реставрировала старые записи, которые потом делались достоянием общественности. Одним словом, стала для десятков миллионов советских граждан уникальной возможностью познакомиться с миром звука и музыки в качественном исполнении. Правда, для этого нужно было иметь хорошие проигрыватели, которые стоили дорого. Впрочем, многие изыскивали возможность их купить, вплоть до самой превосходной японской, американской и европейской техники. Тут дело обстояло как в старой советской шутке: в гастрономах пусто, а в холодильниках у граждан густо.
Гибкая граммпластинка с записями The Beatles группы журнал "Кругозор" и Фирма "Мелодия". 1974 год
Многие помнят фирменные магазины "Мелодия" в разных городах страны. Один из них, располагавшийся на Калининском проспекте (ныне Новый Арбат) имел заслуженный статус культового, наравне с "Елисеевским", "Московским домом книги", "Детским миром". Нередко там собирались огромные очереди, чтобы купить какую-нибудь ценную новинку. И, надо сказать, фирма радовала своих клиентов. Именно она выпустила легендарные нынче пластинки, за которыми охотятся коллекционеры, а в советское время их могли купить простые граждане, потолкавшись перед входом в заветное помещение магазина. Вот лишь некоторые из них: Луи Армстронг "Какой удивительный мир" (1978), сборники Адриано Челентано (1982), Тото Кутуньо (1985) и Рикардо Фольи (1982), Владимир Высоцкий "Баллады и песни" (1978), джаз Дюка Эллингтона и Коулмена Хоскинса (1978), Алла Пугачева "Зеркало души" (1978), Наутилус Помпилиус "Князь тишины" (1988), Аквариум "Радио Африка" (1983), Zodiac "Disco Alliance" (1980).
Нельзя не упомянуть и о выпущенных фирмой сборниках суперпопулярных в СССР групп Space и Ottawan. И это лишь малая толика. Если не брать в расчет привозной европейский и американский винил, доступ к которому имели лишь избранные счастливчики, "Мелодия" была единственным источником знакомства советской публики с лучшими западными исполнителями и коллективами, работающими в самых разных жанрах: поп, рок, блюз, классика… При этом через фирму "Мелодия" в обязательном порядке проходили все советские звезды: от Майи Кристалинской, Александры Пахмутовой и Вадима Мулермана до Эдиты Пьехи и Юрия Антонова. Она была своеобразной путевкой в большую эстрадную жизнь. Как бы сказали сегодня – в шоубиз. Логотип фирмы – ажурная буква "М", одна из линий которой закручивается в спираль, для огромной армии меломанов стал синонимом безусловного качества.
Виниловый диск с записью Государственного Гимна СССР
До 1986 года "Мелодия" держала монополию на звукозапись в Советском Союзе. Однако новые времена создали конкурентов. Впрочем, фирма выдержала рыночное сражение и сумела не только сохраниться, но и соответствовать современным стандартам и технологическим вызовам. Сегодня она на разных носителях выпускает самую разнообразную аудиопродукцию, включая аудиокниги и сказки для детей, а также занимается реставрацией и перевыпуском архивных записей.
Нельзя не сказать и о том, что в последние годы в мире винил бьет рекорды продаж. Он снова востребован, несмотря на новейшие прорывные технологии в области хранения данных, когда на одном крошечном по размерам носителе можно сосредоточить десятки тысяч композиций. Что называется, дешево и сердито. Однако крупнейшие звукозаписывающие корпорации после многолетнего перерыва возобновили выпуск "старых добрых" пластинок. И это не только дань какой-то моде и бизнес-стратегия, адресованная исключительно ретроманам. Дело в другом: как выяснилось, даже в цифровую эпоху так и не удалось добиться той чистоты и глубины звука, которую давал винил. Да, скорее всего массового, повального увлечения пластинками не будет: это слишком сложно и неудобно в быту. Однако десятки миллионов поклонников винила в разных точках планеты вновь получают то, по чему так соскучились. И наверняка прирастут миллионами молодых ценителей великолепного звука и индивидуальности.
Автор Сергей Ильин, радио Sputnik
"Нам нужна одна победа": Наталья Орейро поздравила россиян с 9 Мая
Радио Sputnik – самая цитируемая радиостанция России. Будьте с нами в Telegram и Яндекс.Дзен.
Обсудить
Рекомендуем