В ФРГ ужесточены меры профилактики распространения нового типа коронавируса. Канцлер Ангела Меркель и премьер-министры федеральных земель пришли к такому решению в рамках телефонной конференции в воскресенье, сообщили СМИ.
В частности, запрещено собираться группами больше двух человек, исключение делается для членов семьи. Все предприятия общественного питания должны быть закрыты, это касается также парикмахерских и косметических салонов. По-прежнему разрешены поездки на работу, в то же время многие предприятия и организации перевели сотрудников на удаленный режим.
Все это нередко ведет к стрессу, однако такое состояние вполне можно преодолеть. В этом убежден психотерапевт из Кельна, член правления отделения Немецкого совета психотерапевтов в земле Северный Рейн-Вестфалия Феликс Янсен, с которым побеседовал Sputnik Deutschland.
– Господин Янсен, многие люди, глядя на хорошую погоду за окном, не хотят сидеть по домам. Как скоро из-за долгого пребывания в четырех стенах может развиться хронофобия (невротический страх времени, описан у лиц, вынужденных на протяжении долгого срока находиться в изоляции. Этот срок кажется им бесконечным, приводит их в ужас, – ред.) ?
– Такая опасность, конечно, существует. Я как раз недавно говорил с одной пациенткой о том, как этому можно противостоять. Понятно, что это ограничение нашей свободы передвижения оказалось совершенно неожиданным. Соответственно, многие воспринимают его как угрозу. Это вполне понятная модель человеческого поведения. И, конечно же, в этой связи возникает вопрос: как с этим быть? У людей отменяются каждодневные дела (как приятные, так и не очень) за пределами собственной квартиры. Кроме того, появляются новые вызовы: как обустроить домашний офис, если учесть, что многим на протяжении всего дня напролет приходится заботиться о детях. На этой стадии ситуации, когда для людей все в новинку, это действительно может вызывать страх и неуверенность.
– В таких случаях, наверное, хорошо бы переключаться с одних дел на другие – например, посмотреть кино по Netflix, поиграть в настольные игры? Еще хуже обстоят дела в карантине, который затрагивает некоторых людей – тогда изоляция становится еще более экстремальной. Что можно сделать в такой ситуации?
– Этот вопрос сейчас действительно задают очень многие. Но наряду с вопросом "Что делать?" есть еще один: "Как именно справляться с этой ситуацией?". Будь то карантин или запрет выхода на улицу – мы все должны оставаться дома. Как правильно относиться к этому, как правильно внутренне настроиться? При этом я хочу приободрить каждого пациента, помочь ему принять сложившуюся ситуацию. Воспринимать ситуацию спокойно такой, какая она есть. Ведь именно те, кто будет внутренне противиться ей и страстно желать, чтобы она поскорее прошла, не добьются в этом успеха. Мы попали в ситуацию, в которой будем оставаться еще некоторое неопределенное время.
Кстати, принять ситуацию не значит приукрашивать ее и делать вид, что все в порядке. Мы должны предотвратить дополнительный стресс, смириться с ситуацией и тем самым сэкономить собственную энергию. Именно этот настрой я стараюсь внушить каждому своему пациенту. Ведь те, кому удастся так настроиться, будут достаточно уверены в себе и открыты для того, чтобы справиться с ситуацией, насколько это возможно. Иначе говоря, надо "выжать" из этой ситуации максимум хорошего, насколько получится.
– То есть просто "переждать и пить чай"?
– Именно так. Это будет иметь некий эффект самоуспокоения, который поможет нам, собственно, принять эту ситуацию: это промежуточная защитная мера, и рано или поздно она будет отменена. Кроме того, конечно, очень важно оставаться в контакте со своими близкими и друзьями. Для этого у нас есть телефон, WhatsАpp и многие другие возможности. Нам нужно поддерживать друг друга, дарить друг другу чувство, что мы не одиноки. Это также чрезвычайно важно.
– Особенно трудно, пожалуй, приучить молодежь придерживаться этих правил. Молодые люди иной раз пребыванию по домам предпочитают встречи в парках группами. Как можно убедить подростков воздержаться от этого? И возможно ли это вообще?
– Я абсолютно убежден, что это возможно. И, конечно, надо признать, что молодому поколению это довольно трудно. Мне самому в юности это далось бы труднее, чем сейчас. И в этом плане я тоже стараюсь приободрить людей и убедить их в том, что у нас сейчас появилась возможность всем вместе посмотреть: что для нас самое главное в жизни? Что нам действительно нужно, и как нам устроить свою повседневную жизнь максимально удобно и комфортно? Это касается не только пресловутых настольных игр и прочей деятельности, помогающих нам коротать время.
Очень важно приучить себя придерживаться определенного распорядка дня. Надо следить за режимом сна: в одно и то же время идти спать, просыпаться, принимать пищу. Так постепенно выработаются определенные привычки. Потом можно будет посмотреть, какие дела по дому мы можем выполнить за эти дни, что мы можем как-то структурировать, убраться там, до чего давно не доходили руки…
Для молодежи есть еще один пункт: расход энергии – куда девать физическую энергию, если молодой человек весь день остается дома? Заниматься спортом сейчас довольно трудно. Где-то еще можно ходить на пробежку или кататься на велосипеде, но на этом, пожалуй, возможности исчерпываются. Однако спортом можно заниматься и в домашних условиях – можно скачать по интернету разные приложения и регулировать с их помощью собственный расход энергии...
– Еще один психологический феномен заметен в супермаркетах: многие в панике скупают продукты питания и другие товары. Супермаркеты уверяют, что запасы товаров достаточны, что с поставками перебоев нет – и все равно полки в магазинах вновь и вновь оказываются пустыми. Вы могли ожидать такой реакции со стороны населения?
– Лично меня удивил феномен огромного спроса на определенные категории товаров. Буквально вчера я был в магазине, и мне было любопытно посмотреть, что там сейчас происходит. Ситуация такова: туалетная бумага раскуплена, макароны и консервы тоже. Но при этом в отделе замороженных продуктов была крольчатина, полки с колбасными изделиями были также заполнены. И это на самом деле говорит о том, что паническая скупка товаров вызвана некой дисфункцией у людей – ведь обеспечение общества товарами не нарушено. Кстати, вот простой пример: мой брат работает в сфере сельского хозяйства – он не сидит дома в карантине, у него как раз началась посевная кампания. Так что в этом году, как обычно, будет урожай.
Но я задумался именно о феномене массовой скупки товаров: что происходит с психикой, и почему это проблематично? С точки зрения психологии потребления, у нас есть стимул, провоцирующий фактор: кризис, вызванный коронавирусом. Он вызывает эмоции, прежде всего, страх и неуверенность. А эти сильные эмоции, в свою очередь, ведут к иррациональной оценке ситуации: "О боже, если ситуация станет еще хуже, то будут перебои с поставками – нужно срочно закупиться туалетной бумагой!" Но в этом нет смысла, потому что, с одной стороны, в этом нет необходимости, а с другой, это не солидарное поведение. Потому что кому-то туалетная бумага действительно нужна, но он не может ее купить. А кто-то закупил сразу десять упаковок, которые ему не нужны все сразу.
В этой ситуации сработал социопсихологический аспект, и определенную роль в этом сыграли СМИ: кто-то побежал в магазин закупаться, а другие решили, что им тоже надо закупиться про запас. Мне кажется, что многие люди, оказавшись в супермаркете, ощущали именно это: "Мне вообще-то не нужна туалетная бумага, но лучше я куплю упаковку, пока ее не раскупили". Это в какой-то степени заразно...
Пандемии COVID-19, первые случаи которого были зафиксированы в Китае в конце прошлого года, подвержены 170 стран.