Авторы

"И тут снизу постучали": кто сделал подкоп под Темзу

Читать на сайте radiosputnik.ru
В тоннеле стояли ядовитые испарения. Проходчики задыхались. Один потерял сознание. Его вынесли наверх, он бредил, впал в кому и умер. Первый в мире пешеходный тоннель под рекой требовал жертв. Его открыли 25 марта 1843 года. До сих пор он соединяет два района Лондона.
Проход под Темзой начали строить в 1825 году. Продвигались по метру в день. Тоннель без конца затапливало. Самый большой потоп случился, когда рабочие в проходческом щите были на середине реки. Щит замуровали, стройку отложили на семь лет.
Копать или разводить?
Это была идея инженера Марка Брюнеля. Он же изобрел тоннельный щит – чугунный чехол с "пробойником" и внутренними секциями для землекопов и каменщиков. Сразу за щитом собирали каменные стены. Высота тоннеля 6 м. Ширина 11 м. Длина 396 м. Он находится на глубине 23 м от поверхности воды и имеет два параллельных арочных коридора. Один предполагался для пешеходов, другой для экипажей. Движение экипажей так и не наладили. Зато в 1869 году по тоннелю пустили первый поезд первой в мире подземки.
Когда возникла идея соединить два лондонских района Ротерхит и Ваппинг, про мост даже не думали. Мост требовался разводной, чтобы не мешать судоходству, и это было сложнее, чем прорываться под водой. Брюнель не сразу нашел понимание на родине и пытался продать идею подводного тоннеля в России. В 1814 году приехал в Петербург, изложил свой план Александру I. Но тот отказался: о том, что город стоит на одном большом болоте, было известно со времен Петра I. В год открытия тоннеля под Темзой в Петербурге начали строить особый мост. Открыли в 1850-м, назвали Благовещенским. И это был самый первый разводной мост: через Неву.
Разведенный Благовещенский мост в Санкт-Петербурге
Под землей спокойнее
Что выбрать, мост или тоннель, при современных возможностях почти все равно. "Имеют значение лишь технические условия и необходимость в свободном фарватере", – поясняет профессор МАДИ Виктор Попов:
«
"Если очень глубокая вода, то тоннель предпочтительнее моста, а если водоем неглубок, мост, конечно, проще. Но для технических условий мост – более опасное сооружение, чем подводный тоннель: он безопаснее. Когда строятся транспортные объекты через большие препятствия, сравниваются и мостовой вариант, и тоннельный. Они близки по технико-экономическим показателям, и не всегда легко выбрать".
Тоннель Сэйкан (Япония)
Иногда выбор диктует сама природа. Так было в Японии. В 1954 году во время адского шторма в Сангарском проливе между островами Хонсю и Хоккайдо затонули 5 паромов с двумя тысячами пассажиров. Решено было строить тоннель под проливом на расстояние 54 км и на глубине ниже 100 м уровня морского дна. Его открыли в 1988 году после 20 лет стройки. Но уже через шесть лет появился еще более знаменитый тоннель – под Ла-Маншем. Его подводная часть на 16 км длиннее японской. К тому же он первым в мире соединил территории не одного, а двух государств.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Радио Sputnik – самая цитируемая радиостанция России. Будьте с нами в Telegram и Яндекс.Дзен.
Обсудить
Рекомендуем