Этот случай подробно описан в одной очень известной английской книге. Причем, ее даже читать не надо. Достаточно названия. "Обещать – не значит жениться". Сейчас, правда, речь даже не о свадьбе, а всего лишь о помолвке. Но и ее Евросоюз переносит на осень. А ведь год назад Албании и Македонии слово дал, что в июне 2020-го непременно начнет переговоры с ними о вступлении. Однако сегодня на саммите в Люксембурге решил, что ему еще надо время, чтобы проверить свои чувства, в себе разобраться.
Хотя, что там разбирать. И так все ясно. ЕС – единый организм, но члены-то у него разные. Те, что из "новой Европы", и примкнувшая к ним Италия, которая на Европу тоже по-новому смотрит, уже сейчас хотят, чтоб их полку прибыло. Старожилы – Франция, Германия, Голландия – в принципе, тоже не против. Но, по факту, им бы эту ораву от разброда и шатания удержать. Хорошо бы, конечно, доказать живучесть системы и округлить количество входящих в нее стран до 30. Но, во-первых, все равно не получится, по крайней мере, если Британия опять что-нибудь не придумает, чтобы остаться. Во-вторых, что с ней, что без нее, Боливар может и не выдержать еще двоих.
Тем более таких. Албанцы – откровенные проамериканцы. А македонцы – уже почти как албанцы. Албанский язык – второй официальный. Албанский политик – первый человек в парламенте. Собственно, их интеграцию ЕС потому и решил объединить в одно производство, что сам уже не видел между ними разницы. Тирана поэтому даже не возмущалась, что ей пришлось дожидаться, пока Скопье закончит свои дела с переименованием. Потому что в мечтах о Великой Албании она при входе в общий европейский дом уже могла бы сказать о Македонии: "это со мной". С тобой, с тобой, но не со мною, ответили в ЕС.
В нем, правда, успокаивают: мол, все будет, не парьтесь. Поэтому и оставили парочку в предбаннике, чтобы не парилась. А ведь Македония, чтобы пойти в баню, даже Северной стала. Имя сменила, как та девушка с низкой социальной ответственностью, которая становится, например, Анжелой. Не помогло. На нее посмотрели, но не взяли. Впрочем, у нее особый случай. На западе же у НАТО право первой ночи, а не у Евросоюза. А Македония в альянсе пока только одной ногой. Переговоры еще идут. Понятно, что она охотно села бы и на шпагат, чтобы услужить обоим. С некоторых пор неловкое положение – это ее кредо. Вон как прогнулась перед греками.
Но Албания-то уже в блоке. Получается, прошла через его пост. И на гербе у нее орел. А ее, как цыпленка, по осени считать собираются. И никаких гарантий ЕС теперь не дает. Для стран это промедление, может, и нет, но для их премьеров оно политической смерти подобно. Лето могут и не пережить. Для Эди Рамы этот саммит вообще был последней соломинкой. Но Албанию на нем не просто отложили, а объяснили это "недостаточным прогрессом в области верховенства права и борьбы с коррупцией". То есть, тем, против чего уже полгода активно и радикально митингует албанская оппозиция.
Автор Михаил Шейнкман, радио Sputnik