Спустя ровно два года после присоединения к НАТО власти Черногории вдруг вспомнили, что страна-то по-прежнему не в курсе, а накой это ей. Вот и предложили они СМИ и НПО посодействовать продвижению евроатлантической политики в республике. А то как получили в альянсе номер 29, так после него ничего у них и не получается. И с народом тоже. Они же полагали – стерпится ему, слюбится. Но он не унимается, ворчит, ропщет. Вступить, говорит им, вступили, а убедить забыли.
Не сказать, правда, что совсем не пытались. По крайней мере, видимость работы с населением создавали. Даже мультик про влияние военного блока на рост благосостояния выпустили. Думали, разведут как детей. В нем еще уверяли среднестатистического черногорца, что за годовой взнос в НАТО, равный 30 автомобилям, он получит эффективную систему обороны, страховку от всех бед и место в команде, что работает на будущее. Сами в этот бред не очень-то и верили, поэтому референдум проводить не рискнули.
Он им и сейчас не к чему. Потому что много машин утекло с тех пор, а толку никакого. Потребность в новой информационной кампании может означать только то, что в Подгорице готовится вторая часть "мерлезонского балета". В первом акте Черногория вошла в НАТО, теперь НАТО тоже в нее войдет. А чтоб развертывание военной базы не сопровождалось массовыми волнениями или, не приведи блок, освободительным движением, официозу и понадобилось оповестить граждан, что это для их же блага.
Власти, впрочем, и сами старались подобрать доказательства. Но все как-то от противного. Ладно инсценировали "российское вмешательство". Без этого в альянс не берут. Это же у них как сдать тест на вшивость. Но затем устроили гонения на Сербскую православную церковь. Не пустили родственников солдат, что погибли двадцать лет назад за тогда еще единую Югославию, к мемориальной табличке на территории воинской части. А президент Джуканович в честь юбилея бомбардировок устроил прием для послов НАТО и его генералитета. Чтобы снять все вопросы относительно того, кому он Мило. А кому, если станут мешать, может и насильным быть.
В общем, "теперь тебе стало понятнее, зачем вступать в НАТО?", ‒ интересуется голос за кадром у мультяшного черногорца в конце того самого ролика двухлетней давности. Так и не произнеся ни слова, тот кивает. Конечно, понятно: чтобы НАТО вступило в Черногорию.
Автор Михаил Шейнкман, радио Sputnik