Сразу и не поймешь, чего в этом заявлении было больше: смелости или все-таки малодушия. Вот и сербы не понимают. Как он мог им такое сказать? Он что, не знает, что в Косово есть сербские анклавы? Или он сам не серб, коль для него это место не свято? Так ведь серб. Причем, главный. Стало быть, ему-то не знать, что говорить. А он говорит, что это реальная оценка. И делает признание, которое может изменить все. По крайней мере, лично для него. Это еще не признание суверенитета, но уже констатация статус-кво.
"Я решил не продолжать самообман. Нет власти Сербии в Косово и Метохии, и мы должны прекратить лгать нашей общественности", – заявил Александр Вучич парламенту в присутствии всего сербского руководства. Оппозицию можно не считать. Она и покинула зал, чтоб ее не считали. Зато остальные 156 депутатов из 250 и правительство в полном составе были здесь. Как живое доказательство политического консенсуса. Чтоб не думали, что это один только Вучич решил, что "Сербия потерпела крупное национальное поражение, потеряла территорию и понесла значительные убытки". Но если что, то именно ему припомнят эту капитуляцию.
И ведь еще 8 мая обещал, что "лет через 10–15 новая власть, может, и примет независимость Косова, но это будет не Вучич". Что должно было произойти за двадцать дней, чтобы он настолько сократил этот срок и показал, что это, правда, не Вучич, которого они знали? Давление Запада? Так Сербию принуждают к покорности с того дня, как оттяпали у нее албанский край. Но держалась. И Вучич тоже. Это, конечно, еще не точка. Но Владимира Путина за помощь в решении косовского вопроса он благодарил так, как обычно благодарят врача, который сделал все, что мог…
Вучич, впрочем, вполне мог затеять что-то вроде "белградского гамбита". Но нет уверенности, что он просчитал эту комбинацию до конца. Ведь косовары с ним точно не в шахматы играют. Да и сербам едва ли понравится, что жертвуют ими. С Вучичем не поспоришь. Белград не в силах помочь своим людям в Косово – это факт. Но не факт, что теперь им станет легче. Попытка умиротворить головорезов не заканчивается умиротворением. Она лишь разжигает аппетит. Хотя у Приштины он всегда был зверским. Уже облизывается, приговаривая, что не все албанские земли у Сербии откусила.
А он к ним с признанием. Зачем термиту признание его прав на одно дерево, если он хочет жрать все подряд. Уже на следующий день после речи Вучича косовские боевики атаковали сербские поселения. Стрельба, аресты. В том числе, и представителя России в миссии ООН. Здесь поняли благодарность Вучича Путину в силу своей испорченности. Президент Сербии тут же поднял армию в ружье. Но, во-первых, еще ни одна албанская провокация не получала от него военного ответа. Во-вторых, признание-то с него уже выбили. Это значит, что в разведку ни с ним, ни ради него могут и не пойти.
"Я не признаю Косово, можете меня убить или свергнуть", – заявлял Вучич 8 мая. По крайней мере, никто не скажет, что не оставил сербам выбора.
Автор Михаил Шейнкман, радио Sputnik