Автор Маша Радович (Masa Radovic), Sputnik Serbia
"Сопутствующий ущерб" – определение, описывающее последствия, наступившие из-за стечения обстоятельств, то есть те последствия, которые не были изначальной целью тех или иных действий. Эту формулировку часто используют американские военные для объяснения факта появления гражданских жертв в ходе той или иной операции.
В черногорской деревушке Мурино (Murino) и ее окрестностях нет и никогда не было военных объектов, которые могли бы стать целью авиаударов НАТО. Зато там был сельский магазин, в который трое детей отправились, чтобы купить сахар для бабушкиного пирога. Это оказалась их последняя прогулка.
Трехлетняя девочка Милица Ракич (Milica Rakic), которую убило осколком, пока она сидела на горшке перед сном, не представляла никакой угрозы могущественному военному альянсу. Она даже не знала, что такое война и понятия не имела, что происходит вокруг.
11-месячная Бояна Тошович (Bojana Tosovic) даже с горшком не успела подружиться. Она была убита в ночь с 10 на 11 апреля, когда спала в обнимку с отцом в своем доме в деревне Мердары (Merdare).
Все они, и многие другие сербские дети, убитые бомбами НАТО в ходе "гуманитарной операции" 1999 года, были объявлены сопутствующим ущербом. Они не понимали, что происходит, почему нужно вскакивать по ночам и спать вповалку в бомбоубежищах, почему мамы нервничают, почему вместо того, чтобы раскрашивать любимых героев мультфильмов, нужно бежать в укрытие. Они верили, что Питер Пэн все равно всех победит. Или Русалочка. А злая ведьма всегда будет наказана и перевоспитана…
Но не все они дожили до финала этой совсем не диснеевской истории. О том, как проходило сербское детство под бомбами – в видеосюжете журналиста Sputnik Serbia Маши Радович (Masa Radovic). Когда начались натовские бомбардировки Югославии в марте 1999 года, Маше Радович исполнилось восемь лет. Ей повезло – она выжила, закончила школу, поступила в университет, пошла работать в Sputnik. Чтобы сегодня вспомнить о своих погибших ровесниках.
Смотрите видеоверсию истории: