На войне как на войне. Пусть она и торговая. Все равно: пленных не брать, своих не сдавать. Даже в аренду. КНР отзывает из США, нет, не дипломатов, но тоже полномочных национальных представителей. Их в Китае еще называют "живыми символами" и "послами мира". И придают им такую важность, что само их присутствие на территории иного государства считается проявлением высокого китайского доверия к нему. И не то чтобы две большие панды чувствовали себя в зоопарке Сан-Диего, что в Калифорнии, как на чужбине. Но у них ведь никто не спрашивал.
Ни тогда, когда в 97-ом передавали их сюда в знак особого расположения Пекина к Вашингтону. Ни сейчас, когда вывезли их обратно. Мама Бай Юн, что значит "Белое облако", и ее детеныш Сяо Ливу, он же "Маленький подарок", теперь, получается, "отдарок", потому что над отношениями двух стран вместо белого облака сгустились темные тучи. Поднебесная, правда, еще в 1984-ом сама себе запретила дарить или продавать своих ми-ми-мишек. Только чуть-чуть приторговывать, сдавая их на прокат сроком на десять лет. За пару бамбуковых медведей от 250 тысяч до миллиона долларов.
Штатам затем продлили договор аренды. И вот, когда они захотели сделать это еще раз, им сказали: ""Хуавей" вам. А нет, так и панды нет". Поскольку, как гласит новая китайская мудрость, тот, кто ищет черную кошку там, где ее нет, может не найти и черно-белую панду. "Следуйте за пандой: она лучше всего выражает направление внешней политики Китая", – пишет Financial Times. Следуем. Панда из Америки едет на родину. Потому что все – в дом.
Зато Трамп уже не скажет, что китайцы везде имеют мохнатую лапу. Хотя в зоопарке Сан-Диего, например, очень бы хотели, чтобы она здесь осталась. За два последних года – два миллиона посетителей. Администрация, впрочем, может что-нибудь придумать. Но, если вы на клетке с коалой прочтете надпись "панда", не верьте глазам своим. А ушам верьте.
"Пандамия" – это, конечно, не пандемия. Но тоже крайняя степень кризиса отношений, показатель того, насколько они больны. Торговые удары бьют, как озноб. Переговоры прерываются, как дыхание. Пошлины повышаются, как температура. Градусник конфликтности вот-вот лопнет от зашкаливания.
И это – Китай. Своя философия. Здесь символы важнее заявлений. Вспомните хотя бы заветренный салат "Цезарь", которым они потчевали Трампа и его делегацию в Пекине. Тогда еще госсекретарь Тиллерсон – единственный отказался это есть. Возможно, это и приблизило его отставку. Трамп же это проглотил. Хотя это был прямой и явный намек на то, какого китайцы мнения о свежести и качестве американского кесаря. Вот и воздали кесарю такое же кесарево без лишних слов. С пандами та же история. Слово можно вернуть, а эти существа уже не вернутся. По крайней мере, именно эти – Бай Юн и Сяо Ливу. Они теперь обживаются в провинции Сычуань.
На их место, вероятно, когда-нибудь могут прийти и другие. Но, как бы для этого США и КНР для начала не пришлось бы вновь взяться за ракетки и вспомнить, что такое пинг-понговая дипломатия.
Автор Михаил Шейнкман, радио Sputnik