Не пристало, конечно, главному дипломату сверхдержавы менять свои планы на ходу, демонстрируя некоторую непозволительную в его кругах ветреность. Но что есть, то уж есть. Госсекретарь США Майк Помпео неожиданно отменил московскую часть визита в Россию и решил лететь в Брюссель: общаться с европейцами по поводу Ирана. Причем информацию о нежданном госте в ЕС получили под покровом ночи, что совсем уж причудливо. Ну не война же началась?! Все дело в том, что Вашингтон и лично Дональд Трамп решили Тегеран "додавить". Сделать так, чтобы с этой страной никто масштабно не сотрудничал. В частности, не покупал иранскую нефть под угрозой вторичных санкций.
Через экономический кризис американцы надеются достигнуть смены в Иране власти и ослабление его растущей роли в регионе. Причин тому масса. И особые отношения Трампа с главным врагом Тегерана – Израилем. И замороженные в Америке многомиллиардные иранские счета, которые лучше освоить, нежели размораживать. И досада на роль Ирана в сохранении у власти Башара Асада. И попытка сыграть на нефтяном рынке, выбивая с него одного из ведущих игроков. И иранская ядерная программа. И много чего другого.
Дональду Трампу, если он хочет остаться на второй срок, кровь из носу нужно доказать, что он может заниматься не только экономикой своей страны, но и судьбами мира. Чтобы перекоса не было, и он выглядел сильным лидером не только в профиль, но и анфас, а также с любого другого ракурса. И потому Вашингтон идет ва-банк. Во многом, как нередко бывает, блефуя. К примеру, заявляя об отправке в Персидский залив очередного военного корабля и в целом о военном усилении на Ближнем Востоке. Речи о силовом сценарии в случае с Ираном, конечно, не идет. Хотя бы потому, что тот до США не дотянется, но может нанести существенный урон Израилю и прочим региональным союзникам и партнерам Штатов. И те явно разочаруются, поняв, что жили и живут без реальной, а не декларативной покровительственной защиты. Но на нервах поиграть американцы – большие мастера. И с экономической точки зрения, увы, Тегерану больно сделать они в состоянии. Потому и внезапный визит Помпео в Европу.
Проблема в том, что европейцы проявляют чрезмерную самостоятельность. Во-первых, они не стали, подобно США, выходить из ядерной сделки с Ираном. Даже несмотря на заявления иранского президента Хасана Роухани о вынужденной приостановке Тегераном выполнения нескольких ее пунктов. Во-вторых, осудили новый масштабный пакет антииранских санкций Вашингтона. В-третьих, ключевые страны Старого Света пообещали продолжить создание специального механизма финансовых расчетов с Ираном для обхода этих самых торговых ограничений со стороны США. Все это вместе кое-кого в Белом доме, мягко говоря, раздражает. И Помпео во время своего визита с огромной долей вероятности будет убеждать европейскую сторону в том, что она должна ‒ да что там должна, просто обязана ‒ занять более жесткую позицию.
Собственно, встреча госсекретаря с Владимиром Путиным и Сергеем Лавровым в Сочи тоже во многом будет посвящена иранскому досье. И российское руководство наверняка услышит много "нового" и "интересного" об этой стране. Впрочем, и это касается как Сочи, так и Брюсселя, точку зрения можно услышать. Но это отнюдь не означает, что ее нужно разделять.
Автор Сергей Ильин, радио Sputnik