Пожар в Оде не имеет прецедентов: огонь уже сгубил десятки тысяч гектаров в одном из крупнейших природных парков этого южно-французского департамента. Усилия нескольких тысяч огнеборцев пока тщетны: пламя под контроль взять не удается.
Пока говорится о трех подтвержденных смертях. В числе погибших – пожилая женщина, отказавшаяся покинуть свой дом. Местонахождение еще полутора десятка человек установить не удалось. Картины выгоревших лесов, перелесков, зияющие черными проплешинами холмы, чудовищный запах гари, хаос на дорогах, испорченные отпуска – это не самые главные, но самые просящиеся на телеэкраны приметы происходящего.
Один из красивейших уголков Франции, практически отпускная открыточка со средиземноморских вакаций, сегодня ассоциируется с мощнейшим катаклизмом, который уже изменил жизнь очень многих.
Пресса пишет о "монстре, который на своем пути уничтожает все живое", сообщая детали, подробности, цифры, но не упоминая даже словом об уже установленных или о возможных причинах словно бы вырвавшегося из преисподней инферно, который вдруг во вторник разошелся не на шутку. Вроде бы сам по себе. Или не сам по себе?
Несмотря на изысканную метафорику французской прессы, описывающей небывалость бедствия, стоит заметить, что лесные пожары, крупные и крупнейшие, стали одной из примет французского же лета. Возгорания происходят всегда в самых популярных среди туристов и отпускников регионах. Это может быть Шаранта на Атлантике, Лазурный берег на Средиземноморье или вот как сегодня полыхает другая прибрежная часть Средиземноморья, та, что ближе к Испании, расположенная на юго-западе.
Пожары отчего-то обходят стороной север, северо-запад и северо-восток Франции. И не потому, что там нет лесов, холодно, дождливо или по какой-то еще причине. Которая сейчас, естественно, не раскрывается.
Поскольку, как вы догадались, "идет расследование". И поэтому "не стоит делать поспешных выводов". Мы никуда не спешим. Но мы сейчас и сегодня, пока распространение пожара в Оде до сих пор не взято под контроль, можем выдвинуть свою версию.
Горят департаменты, облюбованные туристами и отдыхающими потому, что эти самые отпускники французские (и общеевропейские), вырвавшись на свободу, теряют все представления о том, что опасно, что безопасно. Что делать можно, а что – нельзя.
Плакаты в сосновом бору, одним из самых роскошных во Франции, чтобы "не разбрасывать непотушенные сигареты", да и прямо запрещающие курить на территории заказника могут, попадаться на каждом шагу, но никакому французу они не указ. Горячий кофе из термоса не может не сопровождаться приятным (в кавычках) курением. Вопли о запрете барбекю (аналоге нашего выезда на шашлыки) и штрафах никак не остановят желающих пожарить колбаски на импровизированном гриле.
Безответственность и инфантильность, жизнь по вековому принципу – "после нас хоть пожар" – причины, по которым пару лет назад горели несколько дней корабельные сосны на побережье Атлантики. Ровно по тем же причинам пламя сжирало вершины знаменитого горного массива Мор. Это уже самый Лазурный берег. Как до этого инцидента горел другой, но тоже расположенный на Лазурке, горный массив Эстерель.
Умные люди, как говорят, учатся на чужих ошибках. А вот дураки – на своих. Судя по тому, как новости о лесных – и практически всегда рукотворных – пожарах обосновались в новостях Франции, вывод о том, к какой категории относятся французы – совокупно, как социум – напрашивается сам собой.
Такого Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. Он для тех, кто хочет делать выводы сам.

