https://radiosputnik.ru/20240219/plyushkin-1927339393.html
Легендарный коллекционер Плюшкин
Легендарный коллекционер Плюшкин - Радио Sputnik, 19.02.2024
Легендарный коллекционер Плюшкин
Радио Sputnik, 19.02.2024
2024-02-19T07:00
2024-02-19T07:00
2024-02-19T07:00
сказано в эфире
псков
россия
москва
русский музей
третьяковская галерея
история
подкасты – радио sputnik
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e8/02/0e/1927338509_0:228:2834:1822_1920x0_80_0_0_b65476c8291a029628e08fef80b4f22f.jpg
Гоголь и его "Божественная комедия"
24 февраля 1852 года Николай Васильевич Гоголь сжег второй том "Мертвых душ".
По крайней мере, так принято считать. В последние годы жизни писатель проживал в Москве у своего друга – графа Александра Петровича Толстого, бывшего обер-прокурора Святейшего Синода. Незадолго до смерти Гоголь попросил графа передать рукопись второго тома "Мертвых душ" московскому митрополиту Филарету, чтобы тот сам, по своему усмотрению уничтожил неудачные главы. Филарет был очень популярен в старой столице благодаря своему уму и благочестию. Но Толстой отказался принять рукопись, взвалить на себя тяжелое бремя. Гоголь понял чувства друга и принял решение сам. В ночь на 24 февраля 1852 года он долго молился. Потом приказал своему слуге Семену посильнее растопить камин и подать портфель с бумагами. Что-то он из него выложил – и бросил в огонь...
А утром Гоголь сказал графу Толстому: "Вот, что я сделал! Хотел было сжечь некоторые вещи, давно на то приготовленные, а сжег все. Как лукавый силен – вот он к чему меня подвинул! А я было там много дельного уяснил и изложил... Теперь все пропало".По первоначальному замыслу Гоголя поэма "Мертвые души" должна была состоять из трех частей как своеобразное повторение "Ада", "Чистилища" и "Рая" "Божественной комедии" Данте. Падшие герои первой части переосмысливают свою жизнь и деяния во второй части и духовно возрождаются в третьей. Даже Чичиков и Плюшкин. Это был один из самых грандиозных замыслов в истории мировой литературы.
Критики считают, что многое в творческих замыслах Гоголя изменила статья Белинского о "Мертвых душах". Благодаря ей Гоголь стал знаменем нового социального движения, радикального, которое вовсе не отвечало его идеям. Критика и взгляды Белинского были социально-утопическими. Сам Гоголь тоже был не чужд утопизма в сфере социального переустройства, только его утопия была не социалистической, а православной. К тому же он был монархистом.Традиционно считается, что Гоголь сжег второй том "Мертвых душ" или какую-то его часть. Однако рукопись второго тома нашли позже среди книг писателя. И что он жег в камине – до сих пор остается загадкой...
audio/mpeg
Коллекция Плюшкина, которую он собирал 40 лет, включала иконы, старопечатные книги, личные вещи Суворова, старинное оружие, картины русских и европейских мастеров, письма Гоголя. Нумизматический отдел коллекции превосходил собрание Эрмитажа.В этот день, ... лет назадДевятнадцатого февраля 1837 года родился Федор Михайлович Плюшкин, предприниматель, владелец одной из самых больших частных коллекций Российской империи.Существует легенда о том, что вывеска с фамилией отца Плюшкина – местного богатого купца – попалась в городе Валдае на глаза проезжавшему из Москвы в Петербург Пушкину, и тот подсказал эту фамилию Гоголю, который как раз искал оригинальные имена для персонажей "Мертвых душ".Плюшкин-старший вскоре разорился в результате трагической случайности: флотилия его барок с товарами утонула во время шторма. В 1848 году отец умер во время эпидемии холеры, после чего семья совсем пришла в бедность. Мальчика отдали в учение к братьям отца – торговцам. Позднее дяди отправили сироту в Москву к известному фабриканту Бутикову (его имя до сих пор носит переулок в районе Остоженки), которому понравились усердие и сметливость молодого работника. Вскоре Федор стал приказчиком. Проработав у Бутикова несколько лет и скопив небольшой капитал, Плюшкин в 1859 году открыл в Пскове собственное торговое дело – галантерейную лавку.Однако не торговля стала главным делом жизни Плюшкина. В начале 1870-х годов он начал собирать свою знаменитую коллекцию. Его домашний музей насчитывал около одного миллиона экспонатов и включал в себя древние рукописи, гравюры, литографии, старопечатные книги, иконы, декоративно-прикладное искусство, почтовые марки, монеты, ордена, старинное оружие, картины Пуссена, Тенирса, Греза, Буше, Верещагина, Венецианова, Шишкина, Айвазовского, письма Гоголя, личные вещи Суворова. А нумизматический отдел коллекции Плюшкина превосходил собрание Эрмитажа. Впрочем, в его музее, наряду с уникальными экспонатами вполне себе мирно уживались всякие малозначимые безделушки, безвкусная мазня провинциальных художников, предметы быта, например, большая коллекция старинных башмаков и дамских туфелек, а также крестьянских лаптей.Федор Михайлович говорил: "Да не отворачивайтесь от лаптей! Где вы еще, господа, подобную выставку сыщете? Ни в Эрмитаже, ни в Третьяковской галерее, ни в Румянцевском музее такой выставки отродясь не бывало. Зато вот в музее Парижа целый зал отвели под витрины с обувью предков, так теперь нет отбою от заезжих туристов – ведь всякому интересно, что носили их предки"…Одна газета так описывала музей Плюшкина: "Сокровища размещены где только можно, без всякой системы: картины и портреты развешаны по стенам как попало, иконы теснятся возле больших пейзажей или маленьких силуэтов в старинных рамах, а возле стен, в витринах и на шкапах громоздятся фарфоровая посуда, самовары чуть ли не петровского времени, старинные часы, древнее оружие". Из-за этой всеядности ценители искусства в шутку называли собрание Плюшкина лавкой старьевщика. К тому же его огромная коллекция не имела вообще никакой описи – все данные об экспонатах хранил в памяти лишь сам хозяин.Тем не менее, по оценкам специалистов, коллекция Плюшкина по значимости считалась третьей в России, включая музеи, и одиннадцатой в Европе.Кстати, у Плюшкина было уникальное собрание картин первых русских художников. Как известно, до ХVIII века изобразительное искусство существовало в России только в религиозной сфере. И первые живописцы, естественно, были учениками иконописцев. Но после того, как при Петре I в России возникло светское искусство, русские художники очень быстро догнали своих западных учителей. Случались и курьезы. Когда Орест Кипренский в 1822 году уезжал из Италии, местные таможенники не разрешали ему вывозить свои картины, предполагая, что это творения Рембрандта. Дескать, русские художники так писать не умеют...В последние годы жизни Плюшкин вел переговоры с Императорским Русским музеем Александра III о продаже коллекции, но не успел их завершить. А его наследники заломили непосильную для государственных музеев сумму – 350 тысяч рублей.По распоряжению дирекции императорских музеев в Псков выехала представительная комиссия искусствоведов для оценки коллекции. Их поразило, насколько собрание Плюшкина разнородно. Искусствовед барон Николай Николаевич Врангель не удержался от сравнения Плюшкина и его коллекции с одержимым патологической страстью к накопительству персонажем Гоголя. Он писал: "Только такой гений, как Гоголь, мог предсказать, что явится Плюшкин, и теперь надо ждать Ноздрева, Петуха, Собакевича".Искусствоведы предложили властям выкупить лишь ценнейшую часть собрания Плюшкина. Однако Николай II все-таки приобрел всю коллекцию – благо наследники снизили цену до 100 тысяч рублей. Она была распределена между Русским музеем, Эрмитажем, Этнографическим музеем, Библиотекой Академии наук и Пушкинским домом. Часть экспонатов осталась в Псковском музее.И хотя сам Плюшкин не получил по бедности систематического образования, был самоучкой, он не просто любил и собирал старину, а еще почитался признанным знатоком древнерусского искусства. Однажды Федор Михайлович вмешался в реставрацию знаменитых Поганкиных палат в Пскове. Он со старинными документами из своего собрания доказал реставраторам, что они делают крыльцо не псковского, а московского типа. "Вы уж извините, но безграмотности я не потерплю", скромно сказал ученым Плюшкин.Автор Владимир Бычков, радио SputnikТакого Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. Он для тех, кто хочет делать выводы сам.
https://radiosputnik.ru/20231231/podval-1918193567.html
https://radiosputnik.ru/20231122/korin-1910572442.html
псков
россия
москва
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2024
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e8/02/0e/1927338509_52:0:2783:2048_1920x0_80_0_0_4d764ef0c01442cdc02bac37e1afb4b6.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
псков, россия, москва, русский музей, третьяковская галерея, история, подкасты – радио sputnik, литература, николай гоголь
Сказано в эфире, Псков, Россия, Москва, Русский музей, Третьяковская галерея, история, Подкасты – Радио Sputnik, Литература, Николай Гоголь
Коллекция Плюшкина, которую он собирал 40 лет, включала иконы, старопечатные книги, личные вещи Суворова, старинное оружие, картины русских и европейских мастеров, письма Гоголя. Нумизматический отдел коллекции превосходил собрание Эрмитажа.
В этот день, ... лет назад
Девятнадцатого февраля 1837 года родился Федор Михайлович Плюшкин, предприниматель, владелец одной из самых больших частных коллекций Российской империи.
Существует легенда о том, что вывеска с фамилией отца Плюшкина – местного богатого купца – попалась в городе Валдае на глаза проезжавшему из Москвы в Петербург Пушкину, и тот подсказал эту фамилию Гоголю, который как раз искал оригинальные имена для персонажей "Мертвых душ".
Плюшкин-старший вскоре разорился в результате трагической случайности: флотилия его барок с товарами утонула во время шторма. В 1848 году отец умер во время эпидемии холеры, после чего семья совсем пришла в бедность. Мальчика отдали в учение к братьям отца – торговцам. Позднее дяди отправили сироту в Москву к известному фабриканту Бутикову (его имя до сих пор носит переулок в районе Остоженки), которому понравились усердие и сметливость молодого работника. Вскоре Федор стал приказчиком. Проработав у Бутикова несколько лет и скопив небольшой капитал, Плюшкин в 1859 году открыл в Пскове собственное торговое дело – галантерейную лавку.
Однако не торговля стала главным делом жизни Плюшкина. В начале 1870-х годов он начал собирать свою знаменитую коллекцию. Его домашний музей насчитывал около одного миллиона экспонатов и включал в себя древние рукописи, гравюры, литографии, старопечатные книги, иконы, декоративно-прикладное искусство, почтовые марки, монеты, ордена, старинное оружие, картины Пуссена, Тенирса, Греза, Буше, Верещагина, Венецианова, Шишкина, Айвазовского, письма Гоголя, личные вещи Суворова. А нумизматический отдел коллекции Плюшкина превосходил собрание Эрмитажа. Впрочем, в его музее, наряду с уникальными экспонатами вполне себе мирно уживались всякие малозначимые безделушки, безвкусная мазня провинциальных художников, предметы быта, например, большая коллекция старинных башмаков и дамских туфелек, а также крестьянских лаптей.
Федор Михайлович говорил: "Да не отворачивайтесь от лаптей! Где вы еще, господа, подобную выставку сыщете? Ни в Эрмитаже, ни в Третьяковской галерее, ни в Румянцевском музее такой выставки отродясь не бывало. Зато вот в музее Парижа целый зал отвели под витрины с обувью предков, так теперь нет отбою от заезжих туристов – ведь всякому интересно, что носили их предки"…
Одна газета так описывала музей Плюшкина: "Сокровища размещены где только можно, без всякой системы: картины и портреты развешаны по стенам как попало, иконы теснятся возле больших пейзажей или маленьких силуэтов в старинных рамах, а возле стен, в витринах и на шкапах громоздятся фарфоровая посуда, самовары чуть ли не петровского времени, старинные часы, древнее оружие". Из-за этой всеядности ценители искусства в шутку называли собрание Плюшкина лавкой старьевщика. К тому же его огромная коллекция не имела вообще никакой описи – все данные об экспонатах хранил в памяти лишь сам хозяин.
Тем не менее, по оценкам специалистов, коллекция Плюшкина по значимости считалась третьей в России, включая музеи, и одиннадцатой в Европе.
Кстати, у Плюшкина было уникальное собрание картин первых русских художников. Как известно, до ХVIII века изобразительное искусство существовало в России только в религиозной сфере. И первые живописцы, естественно, были учениками иконописцев. Но после того, как при Петре I в России возникло светское искусство, русские художники очень быстро догнали своих западных учителей. Случались и курьезы. Когда Орест Кипренский в 1822 году уезжал из Италии, местные таможенники не разрешали ему вывозить свои картины, предполагая, что это творения Рембрандта. Дескать, русские художники так писать не умеют...
В последние годы жизни Плюшкин вел переговоры с Императорским Русским музеем Александра III о продаже коллекции, но не успел их завершить. А его наследники заломили непосильную для государственных музеев сумму – 350 тысяч рублей.
По распоряжению дирекции императорских музеев в Псков выехала представительная комиссия искусствоведов для оценки коллекции. Их поразило, насколько собрание Плюшкина разнородно. Искусствовед барон Николай Николаевич Врангель не удержался от сравнения Плюшкина и его коллекции с одержимым патологической страстью к накопительству персонажем Гоголя. Он писал: "Только такой гений, как Гоголь, мог предсказать, что явится Плюшкин, и теперь надо ждать Ноздрева, Петуха, Собакевича".
Искусствоведы предложили властям выкупить лишь ценнейшую часть собрания Плюшкина. Однако Николай II все-таки приобрел всю коллекцию – благо наследники снизили цену до 100 тысяч рублей. Она была распределена между Русским музеем, Эрмитажем, Этнографическим музеем, Библиотекой Академии наук и Пушкинским домом. Часть экспонатов осталась в Псковском музее.
И хотя сам Плюшкин не получил по бедности систематического образования, был самоучкой, он не просто любил и собирал старину, а еще почитался признанным знатоком древнерусского искусства. Однажды Федор Михайлович вмешался в реставрацию знаменитых Поганкиных палат в Пскове. Он со старинными документами из своего собрания доказал реставраторам, что они делают крыльцо не псковского, а московского типа. "Вы уж извините, но безграмотности я не потерплю", скромно сказал ученым Плюшкин.
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Такого Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. Он для тех, кто хочет делать выводы сам.