https://radiosputnik.ru/20221122/teatr-1833280867.html
Как русская классика победила европейские театры
Как русская классика победила европейские театры
Как русская классика победила европейские театры
Радио Sputnik, 22.11.2022
2022-11-22T11:00
2022-11-22T11:00
2022-11-22T15:39
сказано в эфире
ла скала
лондон
кардифф
борис годунов
сергей дягилев
культура – радио sputnik
театр
https://cdn.radiosputnik.ru/images/24775/83/247758366_0:57:500:338_1920x0_80_0_0_026c66d03380c6cd76d09f2d6b1f916b.jpg
«Отменялка» не выросла, чтобы справиться с Мусоргским и Чайковским
С бойкотом и уж тем более отменой русской классической музыки ничего не получилось – репертуар крупнейших европейских музыкальных театров «забит» русской классикой под завязку. Почему это произошло, разбираемся в эфире радио Sputnik с журналистом Еленой Караевой.
audio/mpeg
Отмена русского искусства, главным образом классической музыки, которой пытались добиться европейские активисты, окончилась полным фиаско. И крахом. Для активистов.Весь нынешний сезон на лучших сценах – от миланского Ла Скала до лондонского Ковент Гардена – русские балеты и русская опера. Билеты на "Щелкунчика", которого дают в Лондоне в грядущем декабре, уже нельзя купить. Практически, если не завалялись за подкладкой пиджака в заначке или в кармашке сумочки примерно триста фунтов стерлингов. По полтораста – за каждый билет. И то – самые последние места испаряются буквально на глазах. Примерно та же ситуация будет и со "Спящей красавицей", этот балет Чайковского значится в программе, но уже зимой 2023 года. Невозможно попасть и в миланский Ла Скала – где через пару недель сезон открывается премьерой оперы Мусоргского "Борис Годунов".И да, как вы догадались, что в репертуаре начинающегося сезона знаменитого оперного театра опять значатся русские балеты? "Лебединое озеро" Парижская Опера решила показывать аж пять недель подряд. В Опера Бастилия (второе здание, то, что мы привыкли называть Гранд Опера или Пале Гарнье, отличается меньшей вместимостью). А магическое сочетание фамилий двух гениев русского балета – Чайковского и Нуриева (знаменитый танцовщик был и блистательным хореографом) – дает невиданный успех. Не только художественный, но и кассовый. А если говорить вообще об европейской музыкальной жизни, то лучше деньги все-таки поставить на первое место. Они – в той экономике и в том общем менталитете, даже если речь идет об искусстве, важнее. Поэтому, конечно, отменить исполнение увертюры Петра Ильича Чайковского "1812" одним оркестром из Кардиффа – в рамках демократии, прогресса, солидарности и всего самого хорошего, чтобы бороться с самым плохим, еще можно. Но только единственный раз. А вот рисковать, например, деньгами спонсоров, имена которых стоят, кстати, значительно выше имени Чайковского в сетевой афише Ковент Гардена, вряд ли сочтут уместным случаю. А спонсоры решили быть рядом с Чайковским и рядом с его "Щелкунчиком". И никакие активисты не заставят их это решение отменить.Европейские театры, как это завел еще великий Сергей Дягилев, зарабатывают последние сто с лишним лет на русской опере и на русском балете. По-другому то, что принято называть европейским музыкальным классическим искусством, просто не умеет, да и не может уже функционировать. Потому что касса, точнее, заполнение ее ящичков, тот самый box office, одерживает победу над любыми лозунгами "отмены русского искусства". Другое дело, что менеджеры и руководство музыкальных театров даже уровня Ла Скала или Парижской Оперы лукавят – они прячут фамилию композитора. Ставя ее чуть выше, чем имена сценографов, но ниже хореографов-постановщиков, дирижера, не говоря все о тех же спонсорах. "Щелкунчик" (или "Спящая красавица", или "Лебединое озеро") легким движением теряет творческую и национальную принадлежность (чтобы не расстраивать активистов), при этом принося едва ли не львиную долю всего заработанного театром (или театрами) за весь сезон.Поэтому тут такая дилемма – или русскую музыку вместе с Чайковским и Прокофьевым отменять и идти по миру за подаянием, или из года в год для наполнения кассы ставить лучшие балеты, чаще всего написанные русскими композиторами перьями русских лебедей (третье из левого крыла, если композитор – правша), которые обмакивались в русские же чернила. И при таком раскладе, конечно, Чайковский – как собирательный образ – абсолютно непобедим и неотменяем. Никакими силами. И никакими криками и лозунгами.Автор Елена Караева, специально для радио SputnikКоротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
https://radiosputnik.ru/20221110/spivakov-1830431673.html
https://radiosputnik.ru/20221101/primakov-1828527804.html
лондон
кардифф
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2022
Елена Караева
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e5/06/15/1737959079_0:118:1200:1318_100x100_80_0_0_f149358b52815d3ca7bdb5f57ee75430.jpg
Елена Караева
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e5/06/15/1737959079_0:118:1200:1318_100x100_80_0_0_f149358b52815d3ca7bdb5f57ee75430.jpg
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/24775/83/247758366_0:10:500:385_1920x0_80_0_0_b0ed2935114023b1083fea9d2e957bac.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Елена Караева
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e5/06/15/1737959079_0:118:1200:1318_100x100_80_0_0_f149358b52815d3ca7bdb5f57ee75430.jpg
ла скала, лондон, кардифф, борис годунов, сергей дягилев, культура – радио sputnik, театр, искусство, подкасты – радио sputnik
Сказано в эфире, Ла Скала, Лондон, Кардифф, Борис Годунов, Сергей Дягилев, Культура – Радио Sputnik, Театр, Искусство, Подкасты – Радио Sputnik
Отмена русского искусства, главным образом классической музыки, которой пытались добиться европейские активисты, окончилась полным фиаско. И крахом. Для активистов.
Весь нынешний сезон на лучших сценах – от миланского Ла Скала до лондонского Ковент Гардена – русские балеты и русская опера. Билеты на "Щелкунчика", которого дают в Лондоне в грядущем декабре, уже нельзя купить. Практически, если не завалялись за подкладкой пиджака в заначке или в кармашке сумочки примерно триста фунтов стерлингов. По полтораста – за каждый билет. И то – самые последние места испаряются буквально на глазах. Примерно та же ситуация будет и со "Спящей красавицей", этот балет Чайковского значится в программе, но уже зимой 2023 года. Невозможно попасть и в миланский Ла Скала – где через пару недель сезон открывается премьерой оперы Мусоргского "Борис Годунов".
И да, как вы догадались, что в репертуаре начинающегося сезона знаменитого оперного театра опять значатся русские балеты? "Лебединое озеро" Парижская Опера решила показывать аж пять недель подряд. В Опера Бастилия (второе здание, то, что мы привыкли называть Гранд Опера или Пале Гарнье, отличается меньшей вместимостью). А магическое сочетание фамилий двух гениев русского балета – Чайковского и Нуриева (знаменитый танцовщик был и блистательным хореографом) – дает невиданный успех. Не только художественный, но и кассовый. А если говорить вообще об европейской музыкальной жизни, то лучше деньги все-таки поставить на первое место. Они – в той экономике и в том общем менталитете, даже если речь идет об искусстве, важнее. Поэтому, конечно, отменить исполнение увертюры Петра Ильича Чайковского "1812" одним оркестром из Кардиффа – в рамках демократии, прогресса, солидарности и всего самого хорошего, чтобы бороться с самым плохим, еще можно. Но только единственный раз. А вот рисковать, например, деньгами спонсоров, имена которых стоят, кстати, значительно выше имени Чайковского в сетевой афише Ковент Гардена, вряд ли сочтут уместным случаю. А спонсоры решили быть рядом с Чайковским и рядом с его "Щелкунчиком". И никакие активисты не заставят их это решение отменить.
Европейские театры, как это завел еще великий Сергей Дягилев, зарабатывают последние сто с лишним лет на русской опере и на русском балете. По-другому то, что принято называть европейским музыкальным классическим искусством, просто не умеет, да и не может уже функционировать. Потому что касса, точнее, заполнение ее ящичков, тот самый box office, одерживает победу над любыми лозунгами "отмены русского искусства".
Другое дело, что менеджеры и руководство музыкальных театров даже уровня Ла Скала или Парижской Оперы лукавят – они прячут фамилию композитора. Ставя ее чуть выше, чем имена сценографов, но ниже хореографов-постановщиков, дирижера, не говоря все о тех же спонсорах. "Щелкунчик" (или "Спящая красавица", или "Лебединое озеро") легким движением теряет творческую и национальную принадлежность (чтобы не расстраивать активистов), при этом принося едва ли не львиную долю всего заработанного театром (или театрами) за весь сезон.
Поэтому тут такая дилемма – или русскую музыку вместе с Чайковским и Прокофьевым отменять и идти по миру за подаянием, или из года в год для наполнения кассы ставить лучшие балеты, чаще всего написанные русскими композиторами перьями русских лебедей (третье из левого крыла, если композитор – правша), которые обмакивались в русские же чернила. И при таком раскладе, конечно, Чайковский – как собирательный образ – абсолютно непобедим и неотменяем. Никакими силами. И никакими криками и лозунгами.
Автор Елена Караева, специально для радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.