https://radiosputnik.ru/20221030/1827836175.html
Метьюрин и его "Мельмот Скиталец"
Метьюрин и его "Мельмот Скиталец" - Радио Sputnik, 30.10.2022
Метьюрин и его "Мельмот Скиталец"
30 октября 1824 года скончался английский писатель Чарльз Роберт Метьюрин. Радио Sputnik, 30.10.2022
2022-10-30T01:56:00+03:00
2022-10-30T01:56:00+03:00
2022-10-30T01:57:00+03:00
в эфире
подкасты – радио sputnik
узнать за 90 секунд
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e6/0a/1e/1827836087_0:3:1036:586_1920x0_80_0_0_833df669584750846fdb74730743e121.jpg
Метьюрин и его "Мельмот Скиталец"
30 октября 1824 года скончался английский писатель Чарльз Роберт Метьюрин.
Скромный священник, рано умерший и почти неизвестный при жизни, ныне – классик английской литературы, автор знаменитого готического романа "Мельмот Скиталец". Его Метьюрин написал в 1820 году и назвал небылицей. В центре повествования – демоническая фигура Джона Мельмота, человека, который вкусил плод запретного знания и за это обречен творить зло против воли. Силы ада даровали ему долголетие, но и осудили на вечное проклятие, избежать которого он может лишь в том случае, если другой человек согласится поменяться с ним участью. Мельмот скитается по свету, ищет такого человека в разных странах и в различные исторические времена, но не находит и в итоге погибает. И там, и здесь Метьюрин украшает повествование грустными размышлениями: думать – значит страдать. У счастливых жизнь полна надежд, у несчастных она полна воспоминаний. Пирамиды, и те рано или поздно должны будут погибнуть, тогда как пробивающаяся меж их разъединенных камней трава будет возрождаться из года в год.**У романа "Мельмот Скиталец" необычная структура: рассказ, помещенный в рассказ, который сам – часть другого рассказа. Такой стиль называют шкатулочным, или принципом матрешки. Так написаны "Декамерон" Бокаччо, "Кентерберийские рассказы" Чосера, "Рукопись, найденная в Сарагосе" Потоцкого, "Герой нашего времени" Лермонтова.
Воздействие "Мельмота Скитальца" испытали многие писатели: Эдгар По, Гюго, Бальзак, Стивенсон, Оскар Уайльд. Вспомнить хотя бы "Портрет Дориана Грея". Кстати, Метьюрин является двоюродным дедушкой Уайльда. Оскар после тюрьмы жил во Франции под именем Себастьяна Мельмота…
В России роман Метьюрина привлек внимание Пушкина, Лермонтова, Достоевского. В творчестве Набокова присутствуют отсылки к образу Мельмота, например, в "Лолите". В "Мастере и Маргарите" Булгакова тема сатаны, явившегося на землю искушать людей, стала едва ли не основной. А Иван Бездомный и его житейские и духовные коллизии прямо отсылают к одному из героев "Мельмота Скитальца" Джону Стэнтону, которого помещают в сумасшедший дом за постоянные рассказы о Мельмоте. И рассказ Бездомного об "иностранном профессоре", беседовавшем с Понтием Пилатом, тоже приводит его в дом скорби. Ну еще бы! Один случай с Берлиозом чего стоит. Ведь Бездомный так и не смог никому доказать, что "иностранный консультант" знал заранее, что Аннушка разольет масло...
audio/mpeg
Метьюрин и его "Мельмот Скиталец"
30 октября 1824 года скончался английский писатель Чарльз Роберт Метьюрин.
Скромный священник, рано умерший и почти неизвестный при жизни, ныне – классик английской литературы, автор знаменитого готического романа "Мельмот Скиталец". Его Метьюрин написал в 1820 году и назвал небылицей. В центре повествования – демоническая фигура Джона Мельмота, человека, который вкусил плод запретного знания и за это обречен творить зло против воли. Силы ада даровали ему долголетие, но и осудили на вечное проклятие, избежать которого он может лишь в том случае, если другой человек согласится поменяться с ним участью. Мельмот скитается по свету, ищет такого человека в разных странах и в различные исторические времена, но не находит и в итоге погибает. И там, и здесь Метьюрин украшает повествование грустными размышлениями: думать – значит страдать. У счастливых жизнь полна надежд, у несчастных она полна воспоминаний. Пирамиды, и те рано или поздно должны будут погибнуть, тогда как пробивающаяся меж их разъединенных камней трава будет возрождаться из года в год.**У романа "Мельмот Скиталец" необычная структура: рассказ, помещенный в рассказ, который сам – часть другого рассказа. Такой стиль называют шкатулочным, или принципом матрешки. Так написаны "Декамерон" Бокаччо, "Кентерберийские рассказы" Чосера, "Рукопись, найденная в Сарагосе" Потоцкого, "Герой нашего времени" Лермонтова.
Воздействие "Мельмота Скитальца" испытали многие писатели: Эдгар По, Гюго, Бальзак, Стивенсон, Оскар Уайльд. Вспомнить хотя бы "Портрет Дориана Грея". Кстати, Метьюрин является двоюродным дедушкой Уайльда. Оскар после тюрьмы жил во Франции под именем Себастьяна Мельмота…
В России роман Метьюрина привлек внимание Пушкина, Лермонтова, Достоевского. В творчестве Набокова присутствуют отсылки к образу Мельмота, например, в "Лолите". В "Мастере и Маргарите" Булгакова тема сатаны, явившегося на землю искушать людей, стала едва ли не основной. А Иван Бездомный и его житейские и духовные коллизии прямо отсылают к одному из героев "Мельмота Скитальца" Джону Стэнтону, которого помещают в сумасшедший дом за постоянные рассказы о Мельмоте. И рассказ Бездомного об "иностранном профессоре", беседовавшем с Понтием Пилатом, тоже приводит его в дом скорби. Ну еще бы! Один случай с Берлиозом чего стоит. Ведь Бездомный так и не смог никому доказать, что "иностранный консультант" знал заранее, что Аннушка разольет масло...
audio/mpeg
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2022
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e6/0a/1e/1827836087_126:0:910:588_1920x0_80_0_0_c26b02472d1d27d38089dd1e38f710f2.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
в эфире, подкасты – радио sputnik, аудио
В эфире, Подкасты – Радио Sputnik, Узнать за 90 секунд
30 октября 1824 года скончался английский писатель Чарльз Роберт Метьюрин.
Скромный священник, рано умерший и почти неизвестный при жизни, ныне – классик английской литературы, автор знаменитого готического романа "Мельмот Скиталец". Его Метьюрин написал в 1820 году и назвал небылицей. В центре повествования – демоническая фигура Джона Мельмота, человека, который вкусил плод запретного знания и за это обречен творить зло против воли. Силы ада даровали ему долголетие, но и осудили на вечное проклятие, избежать которого он может лишь в том случае, если другой человек согласится поменяться с ним участью. Мельмот скитается по свету, ищет такого человека в разных странах и в различные исторические времена, но не находит и в итоге погибает. И там, и здесь Метьюрин украшает повествование грустными размышлениями: думать – значит страдать. У счастливых жизнь полна надежд, у несчастных она полна воспоминаний. Пирамиды, и те рано или поздно должны будут погибнуть, тогда как пробивающаяся меж их разъединенных камней трава будет возрождаться из года в год.**У романа "Мельмот Скиталец" необычная структура: рассказ, помещенный в рассказ, который сам – часть другого рассказа. Такой стиль называют шкатулочным, или принципом матрешки. Так написаны "Декамерон" Бокаччо, "Кентерберийские рассказы" Чосера, "Рукопись, найденная в Сарагосе" Потоцкого, "Герой нашего времени" Лермонтова.
Воздействие "Мельмота Скитальца" испытали многие писатели: Эдгар По, Гюго, Бальзак, Стивенсон, Оскар Уайльд. Вспомнить хотя бы "Портрет Дориана Грея". Кстати, Метьюрин является двоюродным дедушкой Уайльда. Оскар после тюрьмы жил во Франции под именем Себастьяна Мельмота…
В России роман Метьюрина привлек внимание Пушкина, Лермонтова, Достоевского. В творчестве Набокова присутствуют отсылки к образу Мельмота, например, в "Лолите". В "Мастере и Маргарите" Булгакова тема сатаны, явившегося на землю искушать людей, стала едва ли не основной. А Иван Бездомный и его житейские и духовные коллизии прямо отсылают к одному из героев "Мельмота Скитальца" Джону Стэнтону, которого помещают в сумасшедший дом за постоянные рассказы о Мельмоте. И рассказ Бездомного об "иностранном профессоре", беседовавшем с Понтием Пилатом, тоже приводит его в дом скорби. Ну еще бы! Один случай с Берлиозом чего стоит. Ведь Бездомный так и не смог никому доказать, что "иностранный консультант" знал заранее, что Аннушка разольет масло...