https://radiosputnik.ru/20220721/polenovo-1799231956.html
Усадьба Поленово: не просто уникальный музей
Усадьба Поленово (музей) в Тульской области: история, где находится, экскурсии и цены
Усадьба Поленово: не просто уникальный музей
Радио Sputnik, 21.07.2022
2022-07-21T07:00
2022-07-21T07:00
2022-07-21T07:00
сказано в эфире
василий поленов
александр iii
илья репин
тула
москва
рсфср
большой театр
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e5/04/1b/1730149030_0:155:3092:1894_1920x0_80_0_0_4cf982f710756e5b88da2f0844f00ad9.jpg
Поленово: семейные традиции и наследие классической культуры
Музей, театр и центр семейной истории - такой сегодня стала усадьба Поленовых в Тульской области. О жизнь в историческом месте, традициях Поленовых, сохранении классической культуры и просветительской деятельности в программе "Починяем примус с Евгением Примаковым".
Гость: директор музея-заповедника В. Д. Поленова Наталья Поленова.
Наталья Поленова: я испытываю определенный трепет, особенно с тех пор, как я осталась единственной хозяйкой этого дома. И раньше на нас лежала большая ответственность, но мы могли ее немножко разделять между собой, а сейчас я получается одна стою на роковой очереди. И поэтому, конечно, я испытываю определенный трепет и именно страх за лестницы, они очень старые, скрипучие, простояли уже 130 лет, помнят очень многое, помнят всех людей, которые прошли через этот дом.
Наталья Поленова: это не легенда, это исторический факт о том, что Василий Дмитриевич Поленов свое большое полотно "Кто из вас без греха" или "Христос и грешница" продал. Император Александр III приобрел ее, как считается, для своей бильярдной. Сейчас это полотно находится в Русском музее в императорской коллекции. Оно было приобретено еще до вернисажа, когда императорская семья пришла просто посетить выставку до ее открытия. За картину император заплатил большие деньги, и это позволило Василию Дмитриевичу осуществить главную мечту своей жизни - купить землю и построить дом.
Наталья Поленова: я другой жизни не знаю, я здесь родилась, выросла, отвлекалась на учебу в школе, в институте, на несколько лет уезжала во Францию. Сначала в детстве это был какой-то разрыв с местом, которое я любила, где выросла. А уже, когда во Франции жила, я очень была довольна тому, что я не в этом кипящем котле, а могу сконцентрироваться на воспитании детей, на своей личной жизни частного человека и так далее. Но в любом случае, так или иначе, я все свои периоды жизни вне Поленово воспринимала, как некие паузы, какой-то промежуток. И я другой жизни не знаю.
Наталья Поленова: что такое музей? Изначально - это музеон, это музы, это хранилище, какое-то сакральное хранилище артефактов. Это понятие у музея никто не отнимал, потому что ты берешь какой-то предмет, например, кружку, и я просто ее показываю и говорю: "Вот кружка", - а потом говорю: "А из нее пил Наполеон". Тут уже как-то начинают нервничать. А потом мы ее ставим в интерьер и говорим: "В этой комнате, перед тем, как умереть…" Я говорю о том, что создает музейный интерьер.
audio/mpeg
Абрамцево - усадьба для творчества
11 августа 1920 года был основан музей-усадьба Абрамцево. В 1843 году эту усадьбу, расположенную недалеко от Сергиева Посада, приобрел писатель Сергей Тимофеевич Аксаков. Здесь часто гостили Гоголь, Тургенев, Тютчев, Хомяков, Щепкин. В 1870 году Абрамцево купил купец-меценат Савва Иванович Мамонтов. У него в усадьбе жили и работали Репин, Суриков, Крамской, Поленов, братья Васнецовы, Левитан, Серов, Нестеров, Врубель. В Абрамцеве были созданы шедевры русской живописи - "Видение отроку Варфоломею" Михаила Нестерова, "Аленушка" и "Богатыри" Виктора Васнецова, "Девочка с персиками" Валентина Серова.
audio/mpeg
Усадьба Поленово в Тульской области – не просто уникальный музей, это место, где культурная жизнь никогда не прекращается. Как туда добраться и как лучше спланировать свой график посещения, узнаете из материала радио Sputnik.Усадьба ПоленовоВ паре часов езды от Москвы, сравнительно недалеко от Тулы на крутом берегу Оки находится Государственный историко-художественный и природный музей-заповедник Василия Поленова. Это имение стало для живописца не просто домом, но и способом увековечить свое наследие. Поленово изначально задумывалось не просто как усадьба, а как место, куда может прийти любой человек, чтобы прикоснуться к прекрасному. Это отвечало философии живописца, который считал, что искусство должно развивать людей, пробуждать в них нравственное начало. Сейчас поездка в Поленово – это не просто способ больше узнать о художнике и насладиться прелестью окружающих пейзажей, это еще и возможность лучше понять природу творчества.ОсобенностиВо-первых, это ни на что не похожий стиль усадьбы, знатоки называют его "поленовским", потому что он действительно неповторим. Во-вторых, это степень сохранности всего, что можно увидеть на территории музея-заповедника – значительных реставраций здесь не было. В-третьих, это масса самых разных мероприятий, которые проводятся в Поленове. И это не свадьбы и корпоративы, а выставки, спектакли, концерты и мастер-классы. Наконец, это тот факт, что (как и завещал сам Поленов) усадьба на протяжении почти всей своей истории управляется членами семьи прославленного живописца.ИсторияСтроительство усадьбы началось в 1891 году. За несколько лет до того Василий Поленов, путешествуя, оценил красоту этих мест и твердо решил здесь обосноваться. На тот момент его главная работа – масштабное полотно "Христос и грешница" принесло ему целое состояние, картину купил сам император Александр III. Кто знает, какая бы судьба ожидала работу, если бы не это решение монарха. Произведение поначалу вызвало сомнения у цензуры, уж больно человеческим получился у Поленова Сын Божий. Но царь все вопросы снял, выплатив за картину 30 тысяч рублей. Поместье средней руки тогда можно было купить тысяч за шесть.К тому времени Василий Поленов, выходец из известного дворянского рода, уже создал свой шедевр "Московский дворик" и несколько лет был членом Императорской академии искусств. Он положил начало новому жанру "интимного пейзажа", дружил с меценатом Саввой Мамонтовым, Ильей Репиным, учил творить Исаака Левитана и Валентина Серова. В общем, заслуженно занимал весьма высокое положение, пользовался почетом и славой.Но уже давно у Поленова была мечта – создать место, где таланты могли бы свободно творить и демонстрировать свое творчество, а любой желающий был бы способен свободно насладиться красотой.Сначала, в 1890 году, было куплено имение в деревеньке Бехово неподалеку от будущей усадьбы. Потом его поменяли на землю, где сейчас стоит Поленово. Строительство Большого дома началось в 1891 году, а уже в 1892-м туда въехали новые владельцы. В это же время там начинают разбивать парк. Деревья Поленов сажает сам, ему помогают родные и друзья. При жизни художника имение называется Борок – ведь в бор окружающая местность превратится еще нескоро.За годы жизни в Борке Поленов организует там музей, народный театр для крестьян из соседних селений, его семья построит две школы – в Страхове и Бехове, там же возведут каменную церковь. Все это время Поленов продолжает творить. Его последним произведением станет диорама – аттракцион из подсвечиваемых картин о разных странах для сельской детворы, который он лично показывал детям.Когда запылала революция, крестьяне не то что не тронули Борок, а организовали его охрану. Советская власть тоже признала заслуги художника и его семьи, имение поместили под государственную защиту, Поленовым разрешили там жить со всем их имуществом.В 1927 году Василий Дмитриевич скончался, за год до этого он был признан одним из первых народных художников РСФСР. Перед смертью Поленов просил не отдавать имение в чужие руки. Впрочем, отчасти это пришлось сделать – в 1937 году по обвинению в шпионаже в пользу Англии в лагеря отправили директора музея – сына художника Дмитрия и его жену Анну (в 1956-м их реабилитируют). Позднее выяснится, что арест произошел в результате интриги. В это время музей чуть было не прекратил свое существование. Председатель Комитета искусств даже подписал постановление об этом, но вскоре сам был посажен, так что распоряжение исполнено не было. В этот период дочери Поленова передают усадьбу в дар государству, и она переходит в ведение областных властей. В 1945 году репрессированные потомки художника выходят на свободу и возвращаются к музейной работе.При втором директоре – внуке Василия Поленова Федоре – имение перешло в ведение властей РСФСР, была проведена реставрация. В последующие годы площадь заповедника стараниями Поленовых многократно вырастет, у музея появятся филиалы в Туле и Москве, а усадьба станет местом притяжения для художников и артистов.Что посмотретьБольшой дом. Большой дом – сердце усадьбы и самое значительное ее сооружение. Трехэтажное деревянное белое здание построено по проекту самого художника (как и все остальные в имении) в уникальном стиле. Поленов называл его "скандинавским", знатоки архитектуры видят в конструкции черты, которые позднее будут присущи модерну. Каждый фасад дома не похож на другой. Дом небольшой, уютный и весь заполнен экспонатами. Это и графический вариант "Христа и грешницы", и первый эскиз "Богатырей" Васнецова, и портреты предков художника, и кабинет самого Поленова с коллекцией оружия, и его шедевры: "Золотая осень", "Осень в Абрамцеве" и "Ранний снег". А еще работы Репина, Врубеля, Васнецова и Маковского.Аббатство. Так сам Поленов назвал небольшую каменную мастерскую, построенную к 1904 году напротив Большого дома. До этого художник творил под его крышей, позже практически переехал в новое строение, вызывавшее у живописца ассоциации с французским средневековым монастырем. Тут и элементы романского стиля, и черты готики, и приметы модерна. Можно увидеть кабинет художника, экспозицию, посвященную театральной деятельности в усадьбе. Здесь же выставляются работы современных художников.Фахверк. А точнее фахверковый сарай, находящийся к юго-востоку от Большого дома, был построен в 1895 году из известняка. Фахверком называют такой способ сооружения зданий, когда деревянный каркас заполняется камнями, скрепленными раствором. Такой тип зданий был распространен в Средневековье в Западной Европе, по этому принципу построено большинство хозяйственных сооружений в Поленове. При первом владельце усадьбы в сарае держали садовый инвентарь и зерно, строили лодки для катания по Оке. Сейчас это зал, в котором выставляют экспонаты из фондов музея, связанные с самыми значительными событиями из жизни Поленовых и усадьбы.Адмиралтейство. Так в шутку Поленов назвал сарай для лодок, на которых домочадцы плавали по Оке. Сооружение, также сделанное по принципу фахверка, расположено перед самым выходом из усадьбы на берег. Для каждого из пятерых детей художник спроектировал по судну. Он считал, что река может в каком-то смысле "воспитывать" подрастающее поколение. В советские годы сарай разобрали, но потом восстановили. Теперь там показывают диораму.Детский домик. Через дорожку от Большого дома раньше стоял шалаш, в котором маленький Дима Поленов играл с деревенскими детьми. Отец выстроил для этого избушку, как делалось во многих усадьбах того времени – Детский домик. Сейчас там в теплый сезон проходят мастер-классы по художественным промыслам для малышей.Город мастеров. Поодаль к востоку от основных строений усадьбы совсем рядом с рекой раньше располагался дом отдыха. В 2012 году его переделали в еще один выставочный зал – "Город мастеров". Там проходят школьные спектакли, концерты, а также находятся художественные мастерские и проводятся уроки творчества.Туристический центр. Находится рядом с платной парковкой сразу на входе на территорию усадьбы, он был построен в 2004 году. Внешне он выдержан в той же стилистике, что и остальные здания комплекса. Там расположены касса, кафе, магазин сувениров.Парк и заповедник. Парк на пустынном прежде холме начал появляться одновременно со строительством усадьбы. Поленов сажал здесь и привычные для этой местности сосны, дубы и березы, и завозные кедры, пихты и американские клены. Сейчас это уже вековые деревья, парк превратился в настоящий лес, через который проходят ухоженные дорожки.Весь поленовский заповедник занимает территорию почти в 900 гектаров. Кроме самой усадьбы с парком и садом это также окрестные леса и луга. А еще деревенька Бехово, недавно признанная Всемирной туристской организацией одной из лучших туристических деревень в мире. Там находится церковь, построенная Поленовым, там же похоронены сам живописец и члены его семьи.Интересные фактыПредок Поленова – дед по отцовской линии был юристом и еще в XVIII веке открыто обосновывал необходимость отмены крепостного права. Сам Василий Дмитриевич кроме художественного получил еще и юридическое образование.После событий "Кровавого воскресенья" Поленов вместе с Серовым вышли из Академии художеств, которую возглавлял великий князь Владимир Александрович. Дядя царя был одним из руководителей подавления волнений."Христос и грешница" стала не первой картиной, купленной Александром III у Поленова. До того Александр, еще будучи цесаревичем, приобрел работу "Арест графини д’Этремон", которая обеспечила автору звание академика живописи. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов художник служил в отряде под командованием наследника.Кроме живописи и архитектуры Поленов создавал театральные декорации и увлекался музыкой, даже написал оперу.Информация для туристовКак добраться. Лучше всего на автомобиле, но есть и варианты на общественном транспорте, хотя и не очень удобные.Из Москвы. Около 120 километров.На машине: по Симферопольскому шоссе едем около 86 километров до поворота на Заокский (после моста через Оку), проезжаем 9,5 километра по главной дороге, сворачиваем направо по указателю на Поленово, преодолеваем еще чуть больше 3 километров.На электричке (отправляется с Курского вокзала): до станции Тарусская, оттуда на маршрутке до остановки "Село Страхово". Далее около километра пешком по направлению движения.Из Тулы. Около 70 километров.На автомобиле: по Симферопольскому шоссе едем около 45 километров до съезда на Старо-Симферопольское шоссе, там поворачиваем направо и едем пару километров до Малахово. Оттуда следуем по указателям "Поленово" еще около 14 километров.На электричке: до станции Тарусская, оттуда на маршрутке так же как в варианте из Москвы.Режим работы. Парк открыт с 09:00 до 20:00, музей с 11:00 до 18:00, касса работает с 10:45 до 16:45, парковка с 10:00 до 18:00, кафе с 11:00 и до последнего посетителя.Билеты в музей продаются на месте, так что лучше приезжать пораньше, а то можно остаться без билета на удобное время (или вообще без билета).Понедельник и вторник – выходные.Последний четверг месяца – санитарный день.Экскурсии и ценыПарковка стоит 200 рублей без ограничений по времени. В Большой дом можно попасть только с экскурсией, цена взрослого билета – 450 рублей.В Аббатство, Фахверк можно купить билеты онлайн или на месте (для взрослых – 250 рублей).Любительская фотосъемка в музее – 200 рублей, видеосъемка – 500 рублей. Лучше иметь при себе наличные.Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
https://radiosputnik.ru/20220707/muzey-1801077134.html
https://radiosputnik.ru/20191011/1559686376.html
https://radiosputnik.ru/20220225/luvr-1772245115.html
тула
москва
рсфср
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2022
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e5/04/1b/1730149030_181:0:2912:2048_1920x0_80_0_0_0fe517577056d1a4e0817b3d5dac37ee.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
василий поленов, александр iii, илья репин, тула, москва, рсфср, большой театр, курский вокзал, всемирная туристская организация, усадьба, подкасты – радио sputnik
Сказано в эфире, Василий Поленов, Александр III, Илья Репин, Тула, Москва, РСФСР, Большой театр, Курский вокзал, Всемирная туристская организация, Усадьба, Подкасты – Радио Sputnik
Усадьба Поленово в Тульской области – не просто уникальный музей, это место, где культурная жизнь никогда не прекращается. Как туда добраться и как лучше спланировать свой график посещения, узнаете из материала радио Sputnik.
В паре часов езды от Москвы, сравнительно недалеко от Тулы на крутом берегу Оки находится Государственный историко-художественный и природный музей-заповедник Василия Поленова. Это имение стало для живописца не просто домом, но и способом увековечить свое наследие. Поленово изначально задумывалось не просто как усадьба, а как место, куда может прийти любой человек, чтобы прикоснуться к прекрасному. Это отвечало философии живописца, который считал, что искусство должно развивать людей, пробуждать в них нравственное начало. Сейчас поездка в Поленово – это не просто способ больше узнать о художнике и насладиться прелестью окружающих пейзажей, это еще и возможность лучше понять природу творчества.
Во-первых, это ни на что не похожий стиль усадьбы, знатоки называют его "поленовским", потому что он действительно неповторим. Во-вторых, это степень сохранности всего, что можно увидеть на территории музея-заповедника – значительных реставраций здесь не было. В-третьих, это масса самых разных мероприятий, которые проводятся в Поленове. И это не свадьбы и корпоративы, а выставки, спектакли, концерты и мастер-классы. Наконец, это тот факт, что (как и завещал сам Поленов) усадьба на протяжении почти всей своей истории управляется членами семьи прославленного живописца.
Строительство усадьбы началось в 1891 году. За несколько лет до того Василий Поленов, путешествуя, оценил красоту этих мест и твердо решил здесь обосноваться. На тот момент его главная работа – масштабное полотно "Христос и грешница" принесло ему целое состояние, картину купил сам император Александр III. Кто знает, какая бы судьба ожидала работу, если бы не это решение монарха. Произведение поначалу вызвало сомнения у цензуры, уж больно человеческим получился у Поленова Сын Божий. Но царь все вопросы снял, выплатив за картину 30 тысяч рублей. Поместье средней руки тогда можно было купить тысяч за шесть.
К тому времени Василий Поленов, выходец из известного дворянского рода, уже создал свой шедевр "Московский дворик" и несколько лет был членом Императорской академии искусств. Он положил начало новому жанру "интимного пейзажа", дружил с меценатом Саввой Мамонтовым, Ильей Репиным, учил творить Исаака Левитана и Валентина Серова. В общем, заслуженно занимал весьма высокое положение, пользовался почетом и славой.
Но уже давно у Поленова была мечта – создать место, где таланты могли бы свободно творить и демонстрировать свое творчество, а любой желающий был бы способен свободно насладиться красотой.
Сначала, в 1890 году, было куплено имение в деревеньке Бехово неподалеку от будущей усадьбы. Потом его поменяли на землю, где сейчас стоит Поленово. Строительство Большого дома началось в 1891 году, а уже в 1892-м туда въехали новые владельцы. В это же время там начинают разбивать парк. Деревья Поленов сажает сам, ему помогают родные и друзья. При жизни художника имение называется Борок – ведь в бор окружающая местность превратится еще нескоро.
За годы жизни в Борке Поленов организует там музей, народный театр для крестьян из соседних селений, его семья построит две школы – в Страхове и Бехове, там же возведут каменную церковь. Все это время Поленов продолжает творить. Его последним произведением станет диорама – аттракцион из подсвечиваемых картин о разных странах для сельской детворы, который он лично показывал детям.
Когда запылала революция, крестьяне не то что не тронули Борок, а организовали его охрану. Советская власть тоже признала заслуги художника и его семьи, имение поместили под государственную защиту, Поленовым разрешили там жить со всем их имуществом.
В 1927 году Василий Дмитриевич скончался, за год до этого он был признан одним из первых народных художников РСФСР. Перед смертью Поленов просил не отдавать имение в чужие руки. Впрочем, отчасти это пришлось сделать – в 1937 году по обвинению в шпионаже в пользу Англии в лагеря отправили директора музея – сына художника Дмитрия и его жену Анну (в 1956-м их реабилитируют). Позднее выяснится, что арест произошел в результате интриги. В это время музей чуть было не прекратил свое существование. Председатель Комитета искусств даже подписал постановление об этом, но вскоре сам был посажен, так что распоряжение исполнено не было. В этот период дочери Поленова передают усадьбу в дар государству, и она переходит в ведение областных властей. В 1945 году репрессированные потомки художника выходят на свободу и возвращаются к музейной работе.
При втором директоре – внуке Василия Поленова Федоре – имение перешло в ведение властей РСФСР, была проведена реставрация. В последующие годы площадь заповедника стараниями Поленовых многократно вырастет, у музея появятся филиалы в Туле и Москве, а усадьба станет местом притяжения для художников и артистов.
Большой дом. Большой дом – сердце усадьбы и самое значительное ее сооружение. Трехэтажное деревянное белое здание построено по проекту самого художника (как и все остальные в имении) в уникальном стиле. Поленов называл его "скандинавским", знатоки архитектуры видят в конструкции черты, которые позднее будут присущи модерну. Каждый фасад дома не похож на другой. Дом небольшой, уютный и весь заполнен экспонатами. Это и графический вариант "Христа и грешницы", и первый эскиз "Богатырей" Васнецова, и портреты предков художника, и кабинет самого Поленова с коллекцией оружия, и его шедевры: "Золотая осень", "Осень в Абрамцеве" и "Ранний снег". А еще работы Репина, Врубеля, Васнецова и Маковского.
Аббатство. Так сам Поленов назвал небольшую каменную мастерскую, построенную к 1904 году напротив Большого дома. До этого художник творил под его крышей, позже практически переехал в новое строение, вызывавшее у живописца ассоциации с французским средневековым монастырем. Тут и элементы романского стиля, и черты готики, и приметы модерна. Можно увидеть кабинет художника, экспозицию, посвященную театральной деятельности в усадьбе. Здесь же выставляются работы современных художников.
Фахверк. А точнее фахверковый сарай, находящийся к юго-востоку от Большого дома, был построен в 1895 году из известняка. Фахверком называют такой способ сооружения зданий, когда деревянный каркас заполняется камнями, скрепленными раствором. Такой тип зданий был распространен в Средневековье в Западной Европе, по этому принципу построено большинство хозяйственных сооружений в Поленове. При первом владельце усадьбы в сарае держали садовый инвентарь и зерно, строили лодки для катания по Оке. Сейчас это зал, в котором выставляют экспонаты из фондов музея, связанные с самыми значительными событиями из жизни Поленовых и усадьбы.
Адмиралтейство. Так в шутку Поленов назвал сарай для лодок, на которых домочадцы плавали по Оке. Сооружение, также сделанное по принципу фахверка, расположено перед самым выходом из усадьбы на берег. Для каждого из пятерых детей художник спроектировал по судну. Он считал, что река может в каком-то смысле "воспитывать" подрастающее поколение. В советские годы сарай разобрали, но потом восстановили. Теперь там показывают диораму.
Детский домик. Через дорожку от Большого дома раньше стоял шалаш, в котором маленький Дима Поленов играл с деревенскими детьми. Отец выстроил для этого избушку, как делалось во многих усадьбах того времени – Детский домик. Сейчас там в теплый сезон проходят мастер-классы по художественным промыслам для малышей.
Город мастеров. Поодаль к востоку от основных строений усадьбы совсем рядом с рекой раньше располагался дом отдыха. В 2012 году его переделали в еще один выставочный зал – "Город мастеров". Там проходят школьные спектакли, концерты, а также находятся художественные мастерские и проводятся уроки творчества.
Туристический центр. Находится рядом с платной парковкой сразу на входе на территорию усадьбы, он был построен в 2004 году. Внешне он выдержан в той же стилистике, что и остальные здания комплекса. Там расположены касса, кафе, магазин сувениров.
Парк и заповедник. Парк на пустынном прежде холме начал появляться одновременно со строительством усадьбы. Поленов сажал здесь и привычные для этой местности сосны, дубы и березы, и завозные кедры, пихты и американские клены. Сейчас это уже вековые деревья, парк превратился в настоящий лес, через который проходят ухоженные дорожки.
Весь поленовский заповедник занимает территорию почти в 900 гектаров. Кроме самой усадьбы с парком и садом это также окрестные леса и луга. А еще деревенька Бехово, недавно признанная Всемирной туристской организацией одной из лучших туристических деревень в мире. Там находится церковь, построенная Поленовым, там же похоронены сам живописец и члены его семьи.
Предок Поленова – дед по отцовской линии был юристом и еще в XVIII веке открыто обосновывал необходимость отмены крепостного права. Сам Василий Дмитриевич кроме художественного получил еще и юридическое образование.
После событий "Кровавого воскресенья" Поленов вместе с Серовым вышли из Академии художеств, которую возглавлял великий князь Владимир Александрович. Дядя царя был одним из руководителей подавления волнений.
"Христос и грешница" стала не первой картиной, купленной Александром III у Поленова. До того Александр, еще будучи цесаревичем, приобрел работу "Арест графини д’Этремон", которая обеспечила автору звание академика живописи. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов художник служил в отряде под командованием наследника.
Кроме живописи и архитектуры Поленов создавал театральные декорации и увлекался музыкой, даже написал оперу.
Как добраться. Лучше всего на автомобиле, но есть и варианты на общественном транспорте, хотя и не очень удобные.
Из Москвы. Около 120 километров.
На машине: по Симферопольскому шоссе едем около 86 километров до поворота на Заокский (после моста через Оку), проезжаем 9,5 километра по главной дороге, сворачиваем направо по указателю на Поленово, преодолеваем еще чуть больше 3 километров.
На электричке (отправляется с Курского вокзала): до станции Тарусская, оттуда на маршрутке до остановки "Село Страхово". Далее около километра пешком по направлению движения.
Из Тулы. Около 70 километров.
На автомобиле: по Симферопольскому шоссе едем около 45 километров до съезда на Старо-Симферопольское шоссе, там поворачиваем направо и едем пару километров до Малахово. Оттуда следуем по указателям "Поленово" еще около 14 километров.
На электричке: до станции Тарусская, оттуда на маршрутке так же как в варианте из Москвы.
Режим работы. Парк открыт с 09:00 до 20:00, музей с 11:00 до 18:00, касса работает с 10:45 до 16:45, парковка с 10:00 до 18:00, кафе с 11:00 и до последнего посетителя.
Билеты в музей продаются на месте, так что лучше приезжать пораньше, а то можно остаться без билета на удобное время (или вообще без билета).
Понедельник и вторник – выходные.
Последний четверг месяца – санитарный день.
Парковка стоит 200 рублей без ограничений по времени. В Большой дом можно попасть только с экскурсией, цена взрослого билета – 450 рублей.
В Аббатство, Фахверк можно купить билеты онлайн или на месте (для взрослых – 250 рублей).
Любительская фотосъемка в музее – 200 рублей, видеосъемка – 500 рублей. Лучше иметь при себе наличные.
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.