Международный день моряка отмечают сегодня мореплаватели всего мира, сейчас их число приближается к 2 миллионам. Только ли мужчины могут состояться в этой профессии и когда ее представителей начали чествовать в России, узнаете из материала радио Sputnik.
День моряка
Когда отмечается
По решению Международной морской организации День моряка отмечают 25 июня.
Кто отмечает
Все люди гражданских морских профессий: капитаны, их помощники, матросы, механики, электромеханики, повара и так далее.
История и традиции праздника
Его учредила Международная морская организация в 2010 году в Маниле. Считается, что это было сделано для того, чтобы устранить несправедливость по отношению к гражданским морякам, поскольку у их военных собратьев на тот момент свои праздники уже были. Но советским покорителям водной стихии в этом плане повезло больше. Нужность и важность их профессии еще в 1980 году решил подчеркнуть Президиум Верховного Совета СССР, учредив День морского и речного флота (первое воскресенье июля). Отрадно, что и речников советское руководство не забыло. Впервые в Стране Советов праздник отметили 5 июля 1981 года. Тогда на судах проводились соревнования, а на берегу организовывались массовые мероприятия, рыбалка и шашлыки.

День Военно-морского флота во Владивостоке
О профессии
Россия является вторым по величине поставщиком экипажей коммерческих судов в мире — более 200 тысяч наших соотечественников связали свою жизнь с этой сферой деятельности, это примерно 10% от общего количества гражданских моряков. На первом месте Филиппины. Российские владельцы контролируют более 1,5 тысяч судов, способных перевезти почти 25 миллионов тонн полезного груза (около 3% от мирового показателя). По количеству больше всего сухогрузов, по дедвейту — наливных судов.
Кстати, именно крупный танкер – самое желанное место работы для гражданских моряков, зарплаты там самые высокие. Меньше всего стремятся попасть на контейнеровозы, а работа на рыболовных судах считается самой тяжелой. Неслучайно появилась поговорка: "Рыбак – вдвойне моряк" – хотя бы потому, что кроме обычных функций рыбаки занимаются еще и обработкой улова, а это труд очень непростой. Но вряд ли кто-то из моряков в принципе назовет свою работу легкой.
С одной стороны, зарабатывают моряки весьма прилично (в зарубежных компаниях в разы больше, чем в российских), простой матрос может получать в рейсе в районе ста тысяч рублей в месяц, доходы капитанов легко могут переваливать за миллион. С другой стороны, в море приходится находиться месяцами (часто от четырех), выходных при этом не предусмотрено, а смены (например, 6 часов через 6 или 8 через 8) могут начинаться или заканчиваться глубокой ночью. Плюс высокая ответственность, стресс от длительного нахождения в замкнутом коллективе, долгая разлука с родными и близкими, частые продления времени нахождения в море из-за различных накладок и высокий травматизм.
Со временем могут появиться и профессиональные заболевания. Среди них, например, выпадение зубов и волос из-за того, что порой приходится пить опресненную воду – на некоторых судах так решают проблему дефицита места, хотя крупные корабли могут брать на борт и достаточное количество нормальной питьевой воды. Плюс проблемы со сном, нервами и психикой. К тому же в ожидании нового рейса приходится сидеть без работы, так что фактически заработок делится на количество месяцев на берегу. Романтика дальних странствий порой сменяется скукой от выполнения рутинной работы, часто бюрократической.
Неизведанный мир: что скрывают в себе океаны?
8 июня 2021, 10:04
В общем, как гласит английская пословица: "Хвали море, но живи на суше". Сами моряки признаются, что работа эта преимущественно для молодых, здоровых, сильных, выносливых и желательно несемейных. Хотя многие работают в море чуть ли не всю жизнь, есть и целые династии.
Из плюсов: возможность карьерного роста до капитана в крупной международной компании. Но конкуренция очень высокая и требует постоянного повышения квалификации.
Сильно потрепала нервы морякам пандемия коронавируса, когда из-за антиковидных ограничений экипажи оказывались заперты на судах по году-полтора.
Не добавили позитива и санкции, введенные против России. Усложнились схемы оплаты труда (вплоть до выдачи наличных), проезда к месту погрузки на судно, а компании, подбирающие экипажи для международных перевозчиков, порой вовсе отказываются от услуг моряков из РФ. Впрочем, по словам представителей отрасли, массовым это явление не стало. Добавим к этому закрытие целым рядом стран портов для российских судов, отказ страховщиков от работы с отечественными перевозчиками и даже требования банков досрочно погасить кредиты. Все это не способствует процветанию российских моряков. Как и отказ обновлять электронные системы навигации судовладельцам из РФ, что порой приводит к возврату к бумажным картам.
Что подарить
Комплект хорошего термобелья, поливитамины, что-то, что будет напоминать о доме. Пока моряк на службе, почаще держите с ним связь и проявляйте заботу о его семье, которая месяцами не видит кормильца.

Курсанты Морского государственного университета имени адмирала Г.И.Невельского на избирательном участке №919 во Владивостоке
Интересные факты
История судоходства превышает 8 тысяч лет, считается, что первыми моряками были древние египтяне.
В последнее время женщины все чаще появляются в экипажах коммерческих судов, прекрасной половине можно служить даже матросами, все ограничения для этого недавно были сняты.
Чтобы стать матросом, нужно пройти специальные курсы (есть при специализированных вузах) и получить ряд сертификатов и справок. На это может уйти несколько месяцев.
Еще одна английская пословица гласит: "Для виселицы и флота любой сойдет".
На крупных современных судах есть все необходимое для жизни – вплоть до бассейнов и спортзалов.
Морской болезни могут быть подвержены даже опытные моряки.
Сойти на землю в рейсе на промежуточных стоянках морякам удается далеко не всегда из-за занятости.
Морские суда обеспечивают до 90% мирового товарооборота.
Неизведанный мир: что скрывают в себе океаны? Продолжение
8 июня 2021, 10:33
Такого Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. Он для тех, кто хочет делать выводы сам.

