https://radiosputnik.ru/20220113/logoped-1764077332.html
Логопед: верный помощник и волк-одиночка
Логопед: описание профессии, виды, что делает и где работает
Логопед: верный помощник и волк-одиночка
Радио Sputnik, 02.09.2022
2022-01-13T07:00
2022-01-13T07:00
2022-09-02T13:24
авторы
общество
медицина
москва
александр радищев
московский педагогический государственный университет
западная европа
подкасты – радио sputnik
https://cdn.radiosputnik.ru/images/61015/34/610153426_0:293:5616:3452_1920x0_80_0_0_117ee3c33d2db25fa51f05214b8e0ce7.jpg
Живая речь: должны ли все говорить правильно?
Нужен или не нужен сегодня бумажный словарь или будущее за электронными изданиями? Ответ очевиден, заглянуть в Интернет гораздо проще и быстрее, но и ошибиться легко – онлайн масса пиратских словарей. Например, 60 вариантов словаря Даля. Как разобраться, что издание проверенное – разбирались в эфире радио Sputnik вместе с заместителем директора Института русского языка им. В.В. Виноградова Еленой Шмелевой.
audio/mpeg
Воспитание без страхов. Как не наплодить у ребенка фобий и психотравм
Каждый из нас в детстве чего-то боялся. Некоторые страхи так и остались в нежном возрасте, какие-то перекочевали вместе с нами во взрослую жизнь, обретя новые формы. Бояться в детстве - это нормально. Но порой к стандартному набору детских страхов типа темноты или грохота добавляется еще целый букет, который ребенку, порой, сами того не подозревая, дарят родители. А дальше - больше. Детский садик, школа, ВУЗ… И на каждом этапе социализации могут возникнуть новые страхи. Можно ли все это побороть? Как вести себя родителям? О природе детских страхов будем говорим с детским психологом Яной Лейкиной.
Яна Лейкина: если взрослые при детях боятся того же самого, то у детей страх усиливается.
Яна Лейкина: если обесценивать детские страхи, они могут перерасти в тревожное состояние.
Яна Лейкина: борьбе с детскими страхами помогают разные методы арт-терапии такие как рисование и лепка.
Яна Лейкина: ребенок чувствует страхи взрослых и берет их на себя.
Яна Лейкина: самый большой страх ребенка - страх отвержения.
Яна Лейкина: важно не пугать ребенка, а рассказывать ему правила поведения.
audio/mpeg
О воспитании и страхах. Продолжение
Как жить без страхов? Не тех страхов, которые помогают человеку выживать, а иррациональных, которые родом из детства. Какие-то из них со временем уходят, но некоторые могут портить жизнь довольно долго и основательно. Как этого избежать? - разбираемся с детским психологом Яной Лейкиной.
Яна Лейкина: вознаграждение после неприятных переживаний развивает прокрастинацию.
Яна Лейкина: проблемы с осанкой часто говорят о том, что ребенок запуган.
Яна Лейкина: игромания и слишком сильная тяга к сладкому могут свидетельствовать о неуверенности ребенка в реальной жизни.
Яна Лейкина: спорт - хороший способ сублимировть и прорабатывать страхи.
audio/mpeg
Тренд на смену профессии: куда "утекают" специалисты?
К концу году в России обострилась тенденция по смене работы. Согласно исследованию, перейти на другую хочет каждый четвертый россиянин. Многие предпочитают не просто уйти от работодателя, но и в другую профессию. Более того, готовы для этого учиться. Аналитики отмечают наступление "эры работника", когда уже компании начинают биться за специалистов. Почему люди решаются на смену профессии? - выясняем в прямом эфире на радио Sputnik.
Татьяна Долякова: менять работу 2-3 года стало нормой, такие специалисты даже больше ценятся, так как они набираются опыта в разных компаниях.
Татьяна Долякова: конечно проще сидеть на одном месте и ничего не делать, но сейчас мы вынуждены постоянно обучаться, добавлять новые компетенции. Из-за коронавируса рынок труда поменялся как никогда.
Сергей Ключников: современный мир воспитал отчасти инфантильного человека, который подвержен к импульсивным решениям.
audio/mpeg
Пока все дома. Как пережить карантин и избежать ссор в семье?
В Китае после режима самоизоляции власти зафиксировали всплеск разводов. Семейные пары распадались из-за того, что супруги оказались не готовы проводить друг с другом 24 часа в сутки. По словам работника китайского ЗАГСа, в условиях карантина молодые люди бурно ругаются из-за пустяков и бегут разводиться. Как уберечь семейную лодку на удаленке и чем занять себя и близких, выясняем в прямом эфире радио Sputnik. По телефонной связи учредитель пансионата по уходу за пожилыми людьми "Ритм" Евгения Харченко и психолог Центра системной семейной терапии Татьяна Потемкина.
audio/mpeg
Что делает коррекционный педагог – логопед? Суть профессии – выявление и устранение речевых нарушений. Обычно логопеда ищут для детей, но в его функции входит и помощь взрослым.Кто такой логопедЛогопед – это профессиональный специалист, который может помочь детям и взрослым с расстройствами речи, а их бывает множество – об этом мы расскажем чуть позже. Логопедов еще называют дефектологами. Сначала они должны точно определить какие именно проблемы с речью у пациента, потом точно установить их причины. И только потом начинается сложная и кропотливая работа по устранению нарушений. Логопед обязан владеть широким спектром методик, после применения которых человек должен заговорить правильно. И даже если полностью избавиться от негативного влияния тех причин, что мешают пациенту говорить верно, не получится, то логопед должен их хотя бы максимально сгладить. И что самое главное, специалист помогает при расстройствах и физиологической, и психологической природы.Кстати, логопед – не доктор и в медицинском вузе не обучается. Профессия имеет большее отношение к психологии. А эффективность работы такого специалиста зачастую зависит от умения установить контакт с человеком, испытывающим трудности в процессе разговора.Заикание, шепелявость, фрикативная "г", картавость – проблемы, которые под силу решить профессиональному логопеду. Причем, работать он может не только с детьми – исправить или максимально сгладить речевые расстройства можно и во взрослом возрасте. И если детям логопед помогает с самого начала говорить правильно, то для людей постарше на первый план выходит помощь в умении перебороть свои комплексы и выступать перед аудиторией.История профессииНеобычного мнения придерживаются сами представители профессии. Среди некоторых логопедов распространено мнение, что первым представителем их профессии был… Александр Сергеевич Пушкин. Его самые известные произведениях – готовое пособие для работы со звуками. Например, учиться правильно произносить звуки [л] и [л`] можно, декламируя "Сказку о царе Салтане…":Ты, волна моя, волна!Ты гульлива и вольна…Еще один пример – "Граф Нулин" и звук [р]:Пора, пора! рога трубят;Псари в охотничьих уборахЧем свет уж на конях сидят,Борзые прыгают на сворах.Выходит барин на крыльцо…Попытки корректировать нарушения речи были описаны в трудах по сурдопедагогике в XVII веке. Но еще в Древней Руси на то, что некоторые люди не могут говорить верно, обращали внимание. Тех, кто разговаривал откровенно плохо, с большим трудом, называли косноязычными от славянского "коснити" – мешкать. У шепелявых людей, то есть не выговаривающих свистящие звуки, тоже было свое название – "фофлю". И, конечно, упоминающийся в летописях "заякливый" – человек заикающийся.Считается, что древние славяне не разделяли людей по речевым нарушениям четко, но выделяли несколько групп "языкоболения": полностью глухие; те, кто неправильно произносил звуки; те, кто не мог разговаривать в нужном темпе. Считается, что на Руси верили: дефекты речи – наказание, посланное человеку за прегрешения его предков.В трудах Михаила Ломоносова есть упражнения, с помощью которых следовало вырабатывать выразительную речь. Сила голоса, паузы, интонация и даже жестикуляция – все это величайший русский ученый считал неотъемлемой частью правильного образования. Александр Радищев был уверен, что речь тесно связана со всеми психическими процессами. И уже в XIX веке основоположник научной педагогики в России Константин Ушинский говорил, что только обучать ребенка мало, нужно изучать его физические и психологические особенности.В конце того же столетия в России появляется новая наука – логопатология. Исследуются почти все формы патологии речи. Тогда же впервые возник спор между специалистами, которые считали, что упражнения для коррекции речи следует выполнять без учета самого дефекта ("говори как следует, несмотря на свои физиологические особенности") и теми, кто настаивал: сначала нужно понять причину возникновения речевого сбоя и только потом подбирать упражнения для его исправления. В частности, этот спор привел к тому, что интерес к логопедии возрос, и в начале XX века она оформилась как самостоятельное направление. Импульс новой науке придали большевики – в сложном для Советской России 1918 году в стране организовали обязательные для всех воспитателей и врачей детских садов Москвы логопедические курсы. А в Петрограде затем создают Отофонетический институт под руководством Давида Фельдберга при Психоневрологической академии.Но основная история развития логопедии, конечно, относится к веку XX, когда знания были строго классифицированы, а целые педагогические коллективы работали над тем, чтобы создать так называемый ее клинико-педагогический вариант. С начала 1950-х годов в стране повсеместно внедряли новые методы устранения нарушений не только устной, но и письменной речи, уточнили типы речевых аномалий. А в 1975 году приняли решение открыть логопедические группы при детских садах по всей стране.ОписаниеДля начала логопед должен выявить причину речевых дефектов, поставить логопедический диагноз, а потом выбрать специальные упражнения для исправления недостатков. Хороший специалист знает огромное множество упражнений для исправления дефектов речи. Но главное, что должен учитывать человек, который обращается за такого рода помощью: процесс корректировки может занять от нескольких месяцев до нескольких лет.Логопеды работают и с обычными детьми, и взрослыми, и теми, у кого есть особенности развития. Есть и более узкая специализация – логопед-дефектолог. Этот специалист корректирует не только речь, но и стремится к развитию у пациентов более образного мышления, памяти и внимания.ВостребованностьСамой высококвалифицированной логопедической помощью населению в Западной Европе гордятся Нидерланды и Бельгия. В европейской традиции логопедов называют "речевыми терапевтами" – это выпускники колледжей со средним медицинским образованием. Почти во всех странах ЕС логопеды работают в государственных учреждениях и оказывают услуги в качестве частных специалистов. Но, к примеру, в Дании частная логопедическая практика запрещена.В России реабилитационные логопедические кабинеты открывают в поликлиниках, больницах, они работают в некоторых детских садах и школах. Распространена и частная практика.С начала 1990-х годов в России неуклонно растет число детей, которые нуждаются в помощи логопеда. Доцент кафедры логопедии МПГУ, кандидат педагогических наук Марина Любимова еще в 2017 году отмечала, что речевые нарушения у детей становятся все более тяжелыми. У логопедов существует термин "чистое речевое нарушение". Это значит, что оно не осложнено неврологическими отклонениями. "Сейчас таких нарушений все меньше и меньше", – рассказывала специалист, а значит все больше сложных случаев.Речь неразрывно связана с памятью, мышлением и вниманием. При любом речевом отклонении психика не может развиваться полноценно, начинаются проблемы с письмом и чтением.Еще одно важнейшее и одно из самых актуальных направлений деятельности логопедов сегодня – реабилитация взрослых после инсультов, когда появляется эффект распада речевой функции. Профессионал сможет ее восстановить или хотя бы максимально скорректировать.КлассификацияВ логопедии сейчас используются две классификации – это клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Одни и те же речевые нарушения рассматриваются специалистами с разных точек зрения, но вместе с тем между ними нет противоречий. Считается, что они, наоборот, дополняют друг друга. Рассмотрим самые частые нарушения устной речи.ДисфонияЭто нарушение связано с нарушением голоса, которое возникает из-за патологических изменений голосового аппарата. Слабость голоса, хрипота, осиплость – все это признаки дисфонии. Она может возникнуть в любом возрасте по разным причинам. И самая распространенная – это ОРВИ, которая приводит к тому, что голос человека меняется. При дисфонии пациент может говорить шепотом или дребезжащим голосом.БрадилалияБрадилалия – это чрезмерное замедление темпа и ритма речи. Если его не скорректировать, оно может перейти в заикание. Есть несколько ее степеней. И если при легкой она мало заметна, то при тяжелой степени расстройства речь нарушается так сильно, что люди не понимают говорящего. При брадилалии медленным становится не только темп речи, но и письмо, затормаживаются и физические процессы. Среди причин, из-за которых она возникает, – неврологические заболевания и нарушения психики.ТахилалияНаоборот, слишком быстрый темп речи – это тахилалия. Такой ускоренный ритм может появиться у ребенка, который растет в семье, где так разговаривают его родители или близкие родственники. Склонными к этому нарушению считают неуравновешенных, легко возбудимых людей.ДислалияДефекты произнесения звуков у людей, которые хорошо слышат и обладают нормальным голосовым аппаратом – это дислалия. Человек пропускает звуки, меняет одни на другие, искажает их без видимой причины именно при этом нарушении. При дислалии требуется не только консультация и работа терапевта, но и заключение о состоянии здоровья со стороны стоматолога, отоларинголога и невролога.РинолалияРинолалия – нарушение, которое тоже проявляется искажением произношения звуков. Но в отличие от дислалии, оно связано с дефектами голосового аппарата. Например, это может быть физиологически неправильное строение речевых органов. Струя воздуха выходит не в том направлении, которое требуется для формирования правильного звука из-за неправильной работы мышц неба и стенок глотки. В таком случае также может появиться гнусавость.ДизартрияСложное и по сравнению с другими менее распространенное нарушение – дизартрия возникает из-за поражения центрального отдела речедвигательного анализатора, который находится в мозге. Может измениться скорость речи, произнесение отдельных звуков, меняется весь голос. В таком случае причины нарушения устанавливаются лишь аппаратным методом – пациенту делают ЭЭГ, ЭМГ и МРТ головного мозга. Отклонения лечат с помощью медикаментов, лечебной физкультуры и артикуляционной гимнастики.ЗаиканиеЗаикание – нарушение достаточно распространенное. Похожие на судороги движения гортани и речевого аппарата, которые чаще всего возникают в начале предложения, заставляют человека повторять один и тот же звук несколько раз. Мало кто знает, что у заикания есть четыре фазы, которые постепенно переходят одна в другую, если человек не обращается за профессиональной помощью. Сначала это редкие приступы, на последнем этапе – заикание, которое уже считается личностной проблемой – когда человек практически не может общаться.АлалияСерьезное нарушение речи – алалия. Это сильная недоразвитость или полное отсутствие речи. Оно происходит, если поражены корковые речевые центры мозга. Случится это может еще внутриутробно или в первые несколько лет жизни. Позднее появление речи, бедный словарный запас и нарушение произношения звуков – все это признаки алалии. Кроме логопеда, в таком случае пациента обследует невролог. При необходимости назначают медикаменты и пытаются как можно сильнее скорректировать связность речи ребенка.АфазияЗагадочное, не до конца изученное и редкое нарушение речи – афазия. Такой диагноз ставят, если человек частично или полностью перестал разговаривать, то есть просто утратил свои речевые навыки. Это происходит из-за поражения тех отделов мозга, которые отвечают за слух и артикуляцию, но при этом человек продолжает все слышать. Понимание речи – это анализ звуков. А произношение – это еще и система движений артикуляционного аппарата. Именно в них и происходит сбой при афазии. Например, человек понимает, что именно ему говорят, но ответить не может, потому что просто не знает, как это сделать. Хотя ранее даже не задумывался об этом.ДислексияЭто расстройство связано не столько с речью, сколько с проблемами чтения. Оно вызвано недостаточным формированием необходимых для чтения психических функций. Во время чтения человек постоянно повторяет типичные для себя ошибки – смешивает или подсознательно меняет звуки, читает "по слогам", иногда не понимает смысл написанного.Дисграфия"В русском языке такие слова отсутствуют", – может услышать в свой адрес человек, страдающий дисграфией. Странные слова появляются из-за патологического состояния человека – он просто не может писать правильно. Более того, дисграфия гораздо более распространена, чем принято думать: с ней сталкивается половина учащихся младших классов средней школы. Со временем число страдающих дисграфией снижается – в 5-6 классах таких уже 35%. Внезапно такое нарушение может появиться и у взрослого человека. Это может произойти из-за сбоя в работе системы высшей нервной деятельности.Где получить образованиеЛогопед – не врач. Его цель не лечить, а научить правильно говорить. Для тех, кто хочет стать логопедом, открыты факультеты в высших учебных заведениях.Учебные заведенияЛогопедические факультеты чаще всего открывают при педагогических вузах. Только в Москве обучиться этой профессии можно в девяти институтах и университетах:– Московский государственный областной университет;– Московский институт психоанализа;– Московский городской педагогический университет;– Московский педагогический государственный университет;– Российский новый университет;– Институт государственного администрирования;– Московский психолого-социальный университет;– Московский государственный психолого-педагогический университет;– Московский социально-педагогический институт.КурсыПрофессию логопеда можно получить, отучившись на специализированных курсах переподготовки. Но только в том случае, если у человека уже есть диплом о высшем педагогическом образовании. Но прежде чем работать, выпускнику придется пройти многочасовую практику под строгим контролем профессионального логопеда с большим опытом работы.Устройство на работуЛогопедом можно работать в детских садах, школах, поликлиниках. Возможна также частная практика. Часто логопедов приглашают в центры дополнительного образования. Постоянно востребованы специалисты, умеющие работать со взрослыми, пережившими инсульты, и реабилитологи, помогающие восстанавливать речь после травм.Основные обязанностиЛогопед должен максимально скорректировать отклонения, которые возникают в процессе обучения у воспитанников детского сада или учеников школы. Если в учреждение поступил ребенок с уже имеющимися нарушениями, специалист сразу же приступает к коррекции. Логопед должен обследовать детей, определить, есть ли у них дефекты речевого развития, установить, какие именно нарушения присутствуют и составить план по их устранению. Среди обязанностей логопеда может быть проведение групповых занятий.Профессиональные качестваСам логопед априори должен обладать совершенной дикцией. Среди желательных навыков – основы детской и подростковой психологии, поскольку найти подход к каждому пациенту – это одна из главных задач специалиста. Без этого рассчитывать на положительный результат занятий не приходится.Личные качестваСложно представить себе логопеда, который работает с людьми, страдающими речевыми нарушениями, и при этом не обладает запасом терпения и выдержки. Среди личных качеств любого логопеда – открытость, готовность к диалогу и доброжелательность. В этой профессии потребуется также хорошая память: специалист обычно помнит, сколько, по каким учебникам и методикам и насколько продуктивно он работал с каждым из своих пациентов. Логопеду обычно приходится работать совместно с воспитателями в детских садах и с учителями в школах, посещать занятия, а поэтому пригодится умение слушать и наблюдать.Какие исследования проводитПервый визит к логопеду рекомендуется не откладывать и обращаться к специалисту, как только появляются сомнения в том, что нарушения речи отсутствуют. Самые первые обследования включают в себя несколько этапов – это помогает понять, куда двигаться дальше и какие именно методики применять. Сначала логопед будет просто разговаривать с пациентом, потом осмотрит его, оценит слух, зрение, сделает вывод об интеллектуальном развитии, рассказала в интервью радио Sputnik логопед Елена Молчанова:"В работе логопеда самое важное – в самом начале провести качественную диагностику. От того, как он ее проведет, зависит, какой маршрут развития или коррекции он потом построит для ребенка или взрослого. Логопед смотрит не только на звукопроизношение. Он изучает всю структуру языка: лексику, грамматику, фонематический слух, слоговую структуру слов, связную речь, психологическую базу речи, звукопроизношение, навыки коммуникации. Первый осмотр проводится в виде беседы или игры: с детками мы можем играть, показывать картинки, давать различные задания… Также логопед в этот момент изучает, насколько человек коммуникативен, как он использует речь, легко ли идет на контакт".Если потребуется, специалист может назначить дополнительные исследования, которые будут уже выполняться в медицинском учреждении. Это может быть, например, МРТ мозга или электроэнцефалограмма.Методы леченияДиагностика проблем с речью, конечно, в первую очередь происходит на слух. Логопед должен по звукам речи пациента четко определить круг дефектов, которые придется исправлять. После необходимых медицинских консультаций у профильных специалистов человек возвращается к логопеду. В зависимости от диагноза он будет разрабатывать комплексную методику, которая позволит максимально убрать нарушение. Занятия у логопеда – это комплекс упражнений, которые постепенно усложняются.Место работыОбычно логопед, который работает в детском саду, в школе или в учреждении дополнительного образования, проводит прием в отдельном кабинете. Иногда специалисту выделяют и помещение для проведения групповых занятий. Обычно специалисты логопедического профиля работают по стандартной схеме – у них пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями.ЗарплатаКак и в большинстве профессий, зарплата логопеда во многом зависит от его трудового стажа и, соответственно, опыта. Безусловно, учитывается уровень профессиональной подготовки, а также то, насколько высоко котируется вуз, который специалист окончил. Молодым специалистам придется довольствоваться зарплатой в 20-25 тысяч рублей. Опытный логопед может заработать около 100 тысяч рублей в месяц. Если речь идет о частной практике, то доход может быть и выше.Плюсы и минусы профессииУмение работать в режиме многозадачности – это критерий, который отличает хорошего специалиста. Однозначно отнести это умение и требование к профессии к плюсам или минусам сложно. Такой специалист всегда будет востребован, но с психологической точки зрения для самого логопеда это грозит профессиональным выгоранием.К другим плюсам относят возможность работать и в медицинских учреждениях, и в образовательных, а также уйти однажды с работы по найму и открыть частную практику. Правда, для этого придется сначала стать опытным специалистом, у которого всегда будут клиенты.Среди основных минусов этой профессии – необходимость работать с "трудными" детьми, которые сталкиваются с психологическими проблемами и далеко не всегда готовы идти на контакт."Мы все не универсальные люди и не можем нравится всем. Дети выбирают себе специалиста по душе. Бывает, родителям логопед нравится, а ребенок на контакт не идет. Нужно уметь найти общий язык с ребенком, а иногда это бывает непросто", – подлилась своим опытом с радио Sputnik детский логопед Виктория Кучеренко.Второй минус вытекает из первого – логопеду вряд ли удастся постоянно избегать конфликтных ситуаций и с коллегами-преподавателями, и с родителями своих маленьких пациентов.Перспективы и карьераЛогопеда иногда сравнивают с "волком-одиночкой". Это человек, который умеет совмещать навыки и психотерапевта, и собственно логопеда, и преподавателя. Зачастую работает в коллективе, но при этом всегда стоит немного особняком. Одним из минусов этой профессии называют отсутствие карьерного роста. Но все же, если позволяет характер, логопед может однажды стать директором коррекционного центра или руководителем коррекционного направления частной клиники.Кстати, у логопедов есть свой профессиональный праздник. Международный день логопеда отмечают 14 ноября.Автор Евгений Майструк, радио SputnikКоротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
https://radiosputnik.ru/20211130/konditer-1757331406.html
https://radiosputnik.ru/20211208/tokar-1758037393.html
москва
западная европа
россия
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2022
Евгений Майструк
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e5/08/10/1745945646_141:0:859:718_100x100_80_0_0_1ae85f7938ee4e62d3fa462ff75057ec.jpg
Евгений Майструк
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e5/08/10/1745945646_141:0:859:718_100x100_80_0_0_1ae85f7938ee4e62d3fa462ff75057ec.jpg
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/61015/34/610153426_312:0:5304:3744_1920x0_80_0_0_e5c81181846d393caf156b916883279f.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Евгений Майструк
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e5/08/10/1745945646_141:0:859:718_100x100_80_0_0_1ae85f7938ee4e62d3fa462ff75057ec.jpg
общество, медицина, москва, александр радищев, московский педагогический государственный университет, западная европа, подкасты – радио sputnik, россия
Авторы, Общество, Медицина, Москва, Александр Радищев, Московский педагогический государственный университет, Западная Европа, Подкасты – Радио Sputnik, Россия
Что делает коррекционный педагог – логопед? Суть профессии – выявление и устранение речевых нарушений. Обычно логопеда ищут для детей, но в его функции входит и помощь взрослым.
Логопед – это профессиональный специалист, который может помочь детям и взрослым
с расстройствами речи, а их бывает множество – об этом мы расскажем чуть позже. Логопедов еще называют дефектологами. Сначала они должны точно определить какие именно проблемы с речью у пациента, потом точно установить их причины. И только потом начинается сложная и кропотливая работа по устранению нарушений. Логопед обязан владеть широким спектром методик, после применения которых человек должен заговорить правильно. И даже если полностью избавиться от негативного влияния тех причин, что мешают пациенту говорить верно, не получится, то логопед должен их хотя бы максимально сгладить. И что самое главное, специалист помогает при расстройствах и физиологической, и психологической природы.
Кстати, логопед – не доктор и в медицинском вузе не обучается. Профессия имеет большее отношение к психологии. А эффективность работы такого специалиста зачастую зависит от умения установить контакт с человеком, испытывающим трудности в процессе разговора.
Заикание, шепелявость, фрикативная "г", картавость – проблемы, которые под силу решить профессиональному логопеду. Причем, работать он может не только с детьми – исправить или максимально сгладить речевые расстройства можно и во взрослом возрасте. И если детям логопед помогает с самого начала говорить правильно, то для людей постарше на первый план выходит помощь в умении перебороть свои комплексы и выступать перед аудиторией.
Необычного мнения придерживаются сами представители профессии. Среди некоторых логопедов распространено мнение, что первым представителем их профессии был… Александр Сергеевич Пушкин. Его самые известные произведениях – готовое пособие для работы со звуками. Например, учиться правильно произносить звуки [л] и [л`] можно, декламируя "Сказку о царе Салтане…":
Еще один пример – "Граф Нулин" и звук [р]:
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят,
Борзые прыгают на сворах.
Выходит барин на крыльцо…
Попытки корректировать нарушения речи были описаны в трудах по сурдопедагогике в XVII веке. Но еще в Древней Руси на то, что некоторые люди не могут говорить верно, обращали внимание. Тех, кто разговаривал откровенно плохо, с большим трудом, называли косноязычными от славянского "коснити" – мешкать. У шепелявых людей, то есть не выговаривающих свистящие звуки, тоже было свое название – "фофлю". И, конечно, упоминающийся в летописях "заякливый" – человек заикающийся.
Считается, что древние славяне не разделяли людей по речевым нарушениям четко, но выделяли несколько групп "языкоболения": полностью глухие; те, кто неправильно произносил звуки; те, кто не мог разговаривать в нужном темпе. Считается, что на Руси верили: дефекты речи – наказание, посланное человеку за прегрешения его предков.
В трудах Михаила Ломоносова есть упражнения, с помощью которых следовало вырабатывать выразительную речь. Сила голоса, паузы, интонация и даже жестикуляция – все это величайший русский ученый считал неотъемлемой частью правильного образования. Александр Радищев был уверен, что речь тесно связана со всеми психическими процессами. И уже в XIX веке основоположник научной педагогики в России Константин Ушинский говорил, что только обучать ребенка мало, нужно изучать его физические и психологические особенности.
В конце того же столетия в России появляется новая наука – логопатология. Исследуются почти все формы патологии речи. Тогда же впервые возник спор между специалистами, которые считали, что упражнения для коррекции речи следует выполнять без учета самого дефекта ("говори как следует, несмотря на свои физиологические особенности") и теми, кто настаивал: сначала нужно понять причину возникновения речевого сбоя и только потом подбирать упражнения для его исправления. В частности, этот спор привел к тому, что интерес к логопедии возрос, и в начале XX века она оформилась как самостоятельное направление.
Импульс новой науке придали большевики – в сложном для Советской России 1918 году в стране организовали обязательные для всех воспитателей и врачей детских садов Москвы логопедические курсы. А в Петрограде затем создают Отофонетический институт под руководством Давида Фельдберга при Психоневрологической академии.
Но основная история развития логопедии, конечно, относится к веку XX, когда знания были строго классифицированы, а целые педагогические коллективы работали над тем, чтобы создать так называемый ее клинико-педагогический вариант. С начала 1950-х годов в стране повсеместно внедряли новые методы устранения нарушений не только устной, но и письменной речи, уточнили типы речевых аномалий. А в 1975 году приняли решение открыть логопедические группы при детских садах по всей стране.
Для начала логопед должен выявить причину речевых дефектов, поставить логопедический диагноз, а потом выбрать специальные упражнения для исправления недостатков. Хороший специалист знает огромное множество упражнений для исправления дефектов речи. Но главное, что должен учитывать человек, который обращается за такого рода помощью: процесс корректировки может занять от нескольких месяцев до нескольких лет.
Логопеды работают и с обычными детьми, и взрослыми, и теми, у кого есть особенности развития. Есть и более узкая специализация – логопед-дефектолог. Этот специалист корректирует не только речь, но и стремится к развитию у пациентов более образного мышления, памяти и внимания.
Самой высококвалифицированной логопедической помощью населению в Западной Европе гордятся Нидерланды и Бельгия. В европейской традиции логопедов называют "речевыми терапевтами" – это выпускники колледжей со средним медицинским образованием. Почти во всех странах ЕС логопеды работают в государственных учреждениях и оказывают услуги в качестве частных специалистов. Но, к примеру, в Дании частная логопедическая практика запрещена.
В России реабилитационные логопедические кабинеты открывают в поликлиниках, больницах, они работают в некоторых детских садах и школах. Распространена и частная практика.
С начала 1990-х годов в России неуклонно растет число детей, которые нуждаются в помощи логопеда. Доцент кафедры логопедии МПГУ, кандидат педагогических наук Марина Любимова еще в 2017 году
отмечала, что речевые нарушения у детей становятся все более тяжелыми. У логопедов существует термин "чистое речевое нарушение". Это значит, что оно не осложнено неврологическими отклонениями. "Сейчас таких нарушений все меньше и меньше", – рассказывала специалист, а значит все больше сложных случаев.
Речь неразрывно связана с памятью, мышлением и вниманием. При любом речевом отклонении психика не может развиваться полноценно, начинаются проблемы с письмом и чтением.
Еще одно важнейшее и одно из самых актуальных направлений деятельности логопедов сегодня – реабилитация взрослых после инсультов, когда появляется эффект распада речевой функции. Профессионал сможет ее восстановить или хотя бы максимально скорректировать.
В логопедии сейчас используются две классификации – это клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Одни и те же речевые нарушения рассматриваются специалистами с разных точек зрения, но вместе с тем между ними нет противоречий. Считается, что они, наоборот, дополняют друг друга. Рассмотрим самые частые нарушения устной речи.
Это нарушение связано с нарушением голоса, которое возникает из-за патологических изменений голосового аппарата. Слабость голоса, хрипота, осиплость – все это признаки дисфонии. Она может возникнуть в любом возрасте по разным причинам. И самая распространенная – это ОРВИ, которая приводит к тому, что голос человека меняется. При дисфонии пациент может говорить шепотом или дребезжащим голосом.
Брадилалия – это чрезмерное замедление темпа и ритма речи. Если его не скорректировать, оно может перейти в заикание. Есть несколько ее степеней. И если при легкой она мало заметна, то при тяжелой степени расстройства речь нарушается так сильно, что люди не понимают говорящего. При брадилалии медленным становится не только темп речи, но и письмо, затормаживаются и физические процессы. Среди причин, из-за которых она возникает, – неврологические заболевания и нарушения психики.
Наоборот, слишком быстрый темп речи – это тахилалия. Такой ускоренный ритм может появиться у ребенка, который растет в семье, где так разговаривают его родители или близкие родственники. Склонными к этому нарушению считают неуравновешенных, легко возбудимых людей.
Дефекты произнесения звуков у людей, которые хорошо слышат и обладают нормальным голосовым аппаратом – это дислалия. Человек пропускает звуки, меняет одни на другие, искажает их без видимой причины именно при этом нарушении. При дислалии требуется не только консультация и работа терапевта, но и заключение о состоянии здоровья со стороны стоматолога, отоларинголога и невролога.
Ринолалия – нарушение, которое тоже проявляется искажением произношения звуков. Но в отличие от дислалии, оно связано с дефектами голосового аппарата. Например, это может быть физиологически неправильное строение речевых органов. Струя воздуха выходит не в том направлении, которое требуется для формирования правильного звука из-за неправильной работы мышц неба и стенок глотки. В таком случае также может появиться гнусавость.
Сложное и по сравнению с другими менее распространенное нарушение – дизартрия возникает из-за поражения центрального отдела речедвигательного анализатора, который находится в мозге. Может измениться скорость речи, произнесение отдельных звуков, меняется весь голос. В таком случае причины нарушения устанавливаются лишь аппаратным методом – пациенту делают ЭЭГ, ЭМГ и МРТ головного мозга. Отклонения лечат с помощью медикаментов, лечебной физкультуры и артикуляционной гимнастики.
Заикание – нарушение достаточно распространенное. Похожие на судороги движения гортани и речевого аппарата, которые чаще всего возникают в начале предложения, заставляют человека повторять один и тот же звук несколько раз. Мало кто знает, что у заикания есть четыре фазы, которые постепенно переходят одна в другую, если человек не обращается за профессиональной помощью. Сначала это редкие приступы, на последнем этапе – заикание, которое уже считается личностной проблемой – когда человек практически не может общаться.
Серьезное нарушение речи – алалия. Это сильная недоразвитость или полное отсутствие речи. Оно происходит, если поражены корковые речевые центры мозга. Случится это может еще внутриутробно или в первые несколько лет жизни. Позднее появление речи, бедный словарный запас и нарушение произношения звуков – все это признаки алалии. Кроме логопеда, в таком случае пациента обследует невролог. При необходимости назначают медикаменты и пытаются как можно сильнее скорректировать связность речи ребенка.
Загадочное, не до конца изученное и редкое нарушение речи – афазия. Такой диагноз ставят, если человек частично или полностью перестал разговаривать, то есть просто утратил свои речевые навыки. Это происходит из-за поражения тех отделов мозга, которые отвечают за слух и артикуляцию, но при этом человек продолжает все слышать. Понимание речи – это анализ звуков. А произношение – это еще и система движений артикуляционного аппарата. Именно в них и происходит сбой при афазии. Например, человек понимает, что именно ему говорят, но ответить не может, потому что просто не знает, как это сделать. Хотя ранее даже не задумывался об этом.
Это расстройство связано не столько с речью, сколько с проблемами чтения. Оно вызвано недостаточным формированием необходимых для чтения психических функций. Во время чтения человек постоянно повторяет типичные для себя ошибки – смешивает или подсознательно меняет звуки, читает "по слогам", иногда не понимает смысл написанного.
"В русском языке такие слова отсутствуют", – может услышать в свой адрес человек, страдающий дисграфией. Странные слова появляются из-за патологического состояния человека – он просто не может писать правильно. Более того, дисграфия гораздо более распространена, чем принято думать: с ней сталкивается половина учащихся младших классов средней школы. Со временем число страдающих дисграфией снижается – в 5-6 классах таких уже 35%. Внезапно такое нарушение может появиться и у взрослого человека. Это может произойти из-за сбоя в работе системы высшей нервной деятельности.
Логопед – не врач. Его цель не лечить, а научить правильно говорить. Для тех, кто хочет стать логопедом, открыты факультеты в высших учебных заведениях.
Логопедические факультеты чаще всего открывают при педагогических вузах. Только в Москве обучиться этой профессии можно в девяти институтах и университетах:
– Московский государственный областной университет;
– Московский институт психоанализа;
– Московский городской педагогический университет;
– Московский педагогический государственный университет;
– Российский новый университет;
– Институт государственного администрирования;
– Московский психолого-социальный университет;
– Московский государственный психолого-педагогический университет;
– Московский социально-педагогический институт.
Профессию логопеда можно получить, отучившись на специализированных курсах переподготовки. Но только в том случае, если у человека уже есть диплом о высшем педагогическом образовании. Но прежде чем работать, выпускнику придется пройти многочасовую практику под строгим контролем профессионального логопеда с большим опытом работы.
Логопедом можно работать в детских садах, школах, поликлиниках. Возможна также частная практика. Часто логопедов приглашают в центры дополнительного образования. Постоянно востребованы специалисты, умеющие работать со взрослыми, пережившими инсульты, и реабилитологи, помогающие восстанавливать речь после травм.
Логопед должен максимально скорректировать отклонения, которые возникают в процессе обучения у воспитанников детского сада или учеников школы. Если в учреждение поступил ребенок с уже имеющимися нарушениями, специалист сразу же приступает к коррекции. Логопед должен обследовать детей, определить, есть ли у них дефекты речевого развития, установить, какие именно нарушения присутствуют и составить план по их устранению. Среди обязанностей логопеда может быть проведение групповых занятий.
Профессиональные качества
Сам логопед априори должен обладать совершенной дикцией. Среди желательных навыков – основы детской и подростковой психологии, поскольку найти подход к каждому пациенту – это одна из главных задач специалиста. Без этого рассчитывать на положительный результат занятий не приходится.
Сложно представить себе логопеда, который работает с людьми, страдающими речевыми нарушениями, и при этом не обладает запасом терпения и выдержки. Среди личных качеств любого логопеда – открытость, готовность к диалогу и доброжелательность. В этой профессии потребуется также хорошая память: специалист обычно помнит, сколько, по каким учебникам и методикам и насколько продуктивно он работал с каждым из своих пациентов. Логопеду обычно приходится работать совместно с воспитателями в детских садах и с учителями в школах, посещать занятия, а поэтому пригодится умение слушать и наблюдать.
Какие исследования проводит
Первый визит к логопеду рекомендуется не откладывать и обращаться к специалисту, как только появляются сомнения в том, что нарушения речи отсутствуют. Самые первые обследования включают в себя несколько этапов – это помогает понять, куда двигаться дальше и какие именно методики применять. Сначала логопед будет просто разговаривать с пациентом, потом осмотрит его, оценит слух, зрение, сделает вывод об интеллектуальном развитии, рассказала в интервью радио Sputnik логопед Елена Молчанова:
«
"В работе логопеда самое важное – в самом начале провести качественную диагностику. От того, как он ее проведет, зависит, какой маршрут развития или коррекции он потом построит для ребенка или взрослого. Логопед смотрит не только на звукопроизношение. Он изучает всю структуру языка: лексику, грамматику, фонематический слух, слоговую структуру слов, связную речь, психологическую базу речи, звукопроизношение, навыки коммуникации. Первый осмотр проводится в виде беседы или игры: с детками мы можем играть, показывать картинки, давать различные задания… Также логопед в этот момент изучает, насколько человек коммуникативен, как он использует речь, легко ли идет на контакт".
Если потребуется, специалист может назначить дополнительные исследования, которые будут уже выполняться в медицинском учреждении. Это может быть, например, МРТ мозга или электроэнцефалограмма.
Диагностика проблем с речью, конечно, в первую очередь происходит на слух. Логопед должен по звукам речи пациента четко определить круг дефектов, которые придется исправлять. После необходимых медицинских консультаций у профильных специалистов человек возвращается к логопеду. В зависимости от диагноза он будет разрабатывать комплексную методику, которая позволит максимально убрать нарушение. Занятия у логопеда – это комплекс упражнений, которые постепенно усложняются.
Обычно логопед, который работает в детском саду, в школе или в учреждении дополнительного образования, проводит прием в отдельном кабинете. Иногда специалисту выделяют и помещение для проведения групповых занятий. Обычно специалисты логопедического профиля работают по стандартной схеме – у них пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями.
Как и в большинстве профессий, зарплата логопеда во многом зависит от его трудового стажа и, соответственно, опыта. Безусловно, учитывается уровень профессиональной подготовки, а также то, насколько высоко котируется вуз, который специалист окончил. Молодым специалистам придется довольствоваться зарплатой в 20-25 тысяч рублей. Опытный логопед может заработать около 100 тысяч рублей в месяц. Если речь идет о частной практике, то доход может быть и выше.
Умение работать в режиме многозадачности – это критерий, который отличает хорошего специалиста. Однозначно отнести это умение и требование к профессии к плюсам или минусам сложно. Такой специалист всегда будет востребован, но с психологической точки зрения для самого логопеда это грозит профессиональным выгоранием.
К другим плюсам относят возможность работать и в медицинских учреждениях, и в образовательных, а также уйти однажды с работы по найму и открыть частную практику. Правда, для этого придется сначала стать опытным специалистом, у которого всегда будут клиенты.
Среди основных минусов этой профессии – необходимость работать с "трудными" детьми, которые сталкиваются с психологическими проблемами и далеко не всегда готовы идти на контакт.
«
"Мы все не универсальные люди и не можем нравится всем. Дети выбирают себе специалиста по душе. Бывает, родителям логопед нравится, а ребенок на контакт не идет. Нужно уметь найти общий язык с ребенком, а иногда это бывает непросто", – подлилась своим опытом с радио Sputnik детский логопед Виктория Кучеренко.
Второй минус вытекает из первого – логопеду вряд ли удастся постоянно избегать конфликтных ситуаций и с коллегами-преподавателями, и с родителями своих маленьких пациентов.
Логопеда иногда сравнивают с "волком-одиночкой". Это человек, который умеет совмещать навыки и психотерапевта, и собственно логопеда, и преподавателя. Зачастую работает в коллективе, но при этом всегда стоит немного особняком. Одним из минусов этой профессии называют отсутствие карьерного роста. Но все же, если позволяет характер, логопед может однажды стать директором коррекционного центра или руководителем коррекционного направления частной клиники.
Кстати, у логопедов есть свой профессиональный праздник.
Международный день логопеда отмечают 14 ноября.
Автор Евгений Майструк, радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.