https://radiosputnik.ru/20211211/evropa-1762922893.html
Что не так с петербургским окном, смотрящим в Европу?
Что не так с петербургским окном, смотрящим в Европу?
Что не так с петербургским окном, смотрящим в Европу?
Радио Sputnik, 11.12.2021
2021-12-11T07:00
2021-12-11T07:00
2021-12-11T07:00
авторы
санкт-петербург
венеция
европа
нева (река)
вольтер
подкасты – радио sputnik
россия
https://cdn.radiosputnik.ru/images/118348/66/1183486623_0:207:2905:1841_1920x0_80_0_0_dbd06c02423c8191e60b8aa95226a1e7.jpg
Просветитель граф Франческо Альгаротти
11 декабря 1712 года родился просветитель граф Франческо Альгаротти. Крупнейший авторитет в области искусства, друг короля Пруссии Фридриха Второго. Вообще-то графство Альгаротти было мифическим – он сам себя наградил этим титулом, поскольку был сыном венецианского купца. В 1739 году итальянец посетил Санкт-Петербург и выпустил после этого книгу "Письма о России". Именно Альгаротти назвал город на Неве "окном в Европу". На него ссылается Пушкин в авторском примечании к своей строке "в Европу прорубить окно" в поэме "Медный всадник".
audio/mpeg
Андреевский флаг и изобретатель окна в Европу
11 декабря 1699 года Петр I учредил Андреевский флаг в качестве официального флага российского военного флота. На диагональном кресте был распят Святой мученик Андрей Первозванный, который почитается небесным покровителем России. После революции на судах военного флота вместо Андреевского был поднят красный флаг. В 1992 году указом президента России Андреевскому стягу был возвращен статус Военно-Морского флага страны.
Также в этот день:
11 декабря 1712 года родился просветитель граф Франческо Альгаротти, которым первым назвал Петербург "окном в Европу".
11 декабря 1793 года родился граф Петр Андреевич Клейнмихель, многолетний главноуправляющий путей сообщения.
audio/mpeg
Франческо Альгаротти назвал Санкт-Петербург "окном в Европу". На него ссылается Пушкин в авторском примечании к своей строке "в Европу прорубить окно" в поэме "Медный всадник". О каком именно окне говорил Альгаротти – наш сегодняшний рассказ на радио Sputnik.В этот день, …лет назадОдиннадцатого декабря 1712 года родился просветитель граф Франческо Альгаротти. Друг короля Пруссии Фридриха II, крупнейший в XVIII веке авторитет в области искусства, купивший для саксонских курфюрстов коллекцию картин, которая ныне является гордостью Дрезденской картинной галереи.Альгаротти – сын венецианского купца. Жил в Париже, был энциклопедически образован, красив и пользовался популярностью у светских дам. А благосклонность женщин в XVIII веке значило многое. Этот век вообще называют веком женщин.Широкую известность 25-летнему Альгаротти принесло сочинение "Ньютонизм для дам, или Диалоги о свете и красках", вышедшее в 1737 году. Это было популярное изложение теории Ньютона. За короткий срок "Ньютонизм" превратился в настоящий бестселлер. Его высоко оценил Вольтер, с которым Альгаротти связывали дружеские отношения. Русский посланник в Лондоне князь Антиох Дмитриевич Кантемир, друг Альгаротти, перевел "Ньютонизм" на русский язык. Он же и заинтересовал итальянца рассказами о Петре Первом. И настолько, что в 1739 году Альгаротти поехал в Санкт-Петербург. Результатом его путешествия стала книга "Письма о России".В своем сочинении Альгаротти образно сравнил нашу страну с "огромным белым медведем, задние лапы которого упираются в берег Северного Ледовитого океана, хвост погружен в воду, нос протянут к югу – к Турции и Персии, а передние лапы широко раскинуты и на восток, и на запад". А после победы над могущественной Швецией в Северной войне Европа стала бояться России, писал итальянец. Его критика объективна и без излишеств. Альгаротти, в душе республиканец, в основном критиковал абсолютную монархию, крепостное право и пышность двора, которая, как он полагал, весьма разорительна для народа.Хотя тут стоит все-таки заметить, что если следовать логике Альгаротти, то надо было просто распределять бюджет среди народа – каждому понемножку. Но в этом нет никакого ума и дальновидности. Тогда бы у России не было ни мощной армии и флота, ни собраний Эрмитажа, ни промышленности, ни науки, ни искусства. И потом, стоит напомнить, что Гучковы, Третьяковы, Рябушинские, Боткины, Хлудовы, Морозовы, Щукины, Елисеевы – все сплошь выходцы из крестьян, подчас крепостных, или ремесленников. Им никто не помогал.Любой европейский путешественник, приезжая в Россию, погружался в совершенно незнакомый мир, который почти совсем и ни в чем не был похож на европейские обычаи, традиции и порядки. Но все-таки разноголосица отзывов о России – от крайне негативных до хвалебных – часто имела под собой чисто идеологические и политические мотивы. И самое главное, что часто упускается из виду при чтении иностранных мемуаров о России: они писались исключительно для европейцев, с учетом их ментальности, и писались европейцем, который все эгоистично примеривал на свой лад.А Альгаротти старался быть объективным, насколько это вообще возможно. Кстати, среди прочего, он отмечает, что питейные заведения в России посещаются не так "усердно", как в Англии, и что русские образованны "ничуть не хуже всякой другой нации". И именно Альгаротти назвал город на Неве "окном в Европу": "Петербург – это окно, через которое Россия смотрит в Европу". На него ссылается Пушкин в авторском примечании к своей строке "в Европу прорубить окно" в поэме "Медный всадник".Эти слова – "окно в Европу" – потом подверглись множеству насмешек. Дескать, чего это вы рубите окно, когда есть дверь. Однако надо заметить, что это "окно в Европу" появилось лишь благодаря ошибке французского переводчика. В оригинале у Франческо Альгаротти написано по-итальянски – gran finestrone, что в его родной Венеции означает дверь на балконе с большим окном, причем в данном случае этот термин можно перевести как "окнище".Получается, что и Альгаротти писал с некоторой издевкой. Дескать, ну-ну, посмотрим, что у вас получится.А английский барон Чарльз Балтимор, побывавший в Петербурге вместе с Альгаротти, высказался еще резче: "Петербург – это глаз России, которым она смотрит на цивилизованные страны, и если этот глаз закрыть, она опять впадет в полное варварство".Что ж, англичане имеют право смотреть на русских свысока – это ведь они (как они же сами считают) "открыли" Россию для мира. А случилось это так. 24 августа 1553 года английский корабль "Эдуард Бонавентура" капитана Ричарда Ченслора (или Ченслера) вошел в устье Северной Двины и бросил якорь у монастыря Святого Николая близ Холмогор. Вообще-то в планах у Ченслера было совсем другое: он искал северный путь в Индию и Китай. В этот день в судовом журнале англичане написали, что они открыли новую землю. Так состоялось "открытие" русских. Нам повезло! Ведь если бы не Ченслер и другие бравые европейцы, то, видимо, мы бы до сих пор пребывали в первобытной дикости и варварстве...Автор Владимир Бычков, радио SputnikКоротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
https://radiosputnik.ru/20210831/petrograd-1747569101.html
https://radiosputnik.ru/20210309/zamok-1599730033.html
санкт-петербург
венеция
европа
нева (река)
россия
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/118348/66/1183486623_88:0:2819:2048_1920x0_80_0_0_23b770c2b57645d1654e0f31defade1c.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
санкт-петербург, венеция, европа, нева (река), вольтер, подкасты – радио sputnik, россия, искусство, география
Авторы, Санкт-Петербург, Венеция, Европа, Нева (река), Вольтер, Подкасты – Радио Sputnik, Россия, Искусство, География
Франческо Альгаротти назвал Санкт-Петербург "окном в Европу". На него ссылается Пушкин в авторском примечании к своей строке "в Европу прорубить окно" в поэме "Медный всадник". О каком именно окне говорил Альгаротти – наш сегодняшний рассказ на радио Sputnik.
Одиннадцатого декабря 1712 года родился просветитель граф Франческо Альгаротти. Друг короля Пруссии Фридриха II, крупнейший в XVIII веке авторитет в области искусства, купивший для саксонских курфюрстов коллекцию картин, которая ныне является гордостью Дрезденской картинной галереи.
Альгаротти – сын венецианского купца. Жил в Париже, был энциклопедически образован, красив и пользовался популярностью у светских дам. А благосклонность женщин в XVIII веке значило многое. Этот век вообще называют веком женщин.
Широкую известность 25-летнему Альгаротти принесло сочинение "Ньютонизм для дам, или Диалоги о свете и красках", вышедшее в 1737 году. Это было популярное изложение теории Ньютона. За короткий срок "Ньютонизм" превратился в настоящий бестселлер. Его высоко оценил Вольтер, с которым Альгаротти связывали дружеские отношения. Русский посланник в Лондоне князь Антиох Дмитриевич Кантемир, друг Альгаротти, перевел "Ньютонизм" на русский язык. Он же и заинтересовал итальянца рассказами о Петре Первом. И настолько, что в 1739 году Альгаротти поехал в Санкт-Петербург. Результатом его путешествия стала книга "Письма о России".
В своем сочинении Альгаротти образно сравнил нашу страну с "огромным белым медведем, задние лапы которого упираются в берег Северного Ледовитого океана, хвост погружен в воду, нос протянут к югу – к Турции и Персии, а передние лапы широко раскинуты и на восток, и на запад". А после победы над могущественной Швецией в Северной войне Европа стала бояться России, писал итальянец. Его критика объективна и без излишеств. Альгаротти, в душе республиканец, в основном критиковал абсолютную монархию, крепостное право и пышность двора, которая, как он полагал, весьма разорительна для народа.
Хотя тут стоит все-таки заметить, что если следовать логике Альгаротти, то надо было просто распределять бюджет среди народа – каждому понемножку. Но в этом нет никакого ума и дальновидности. Тогда бы у России не было ни мощной армии и флота, ни собраний Эрмитажа, ни промышленности, ни науки, ни искусства. И потом, стоит напомнить, что Гучковы, Третьяковы, Рябушинские, Боткины, Хлудовы, Морозовы, Щукины, Елисеевы – все сплошь выходцы из крестьян, подчас крепостных, или ремесленников. Им никто не помогал.
Любой европейский путешественник, приезжая в Россию, погружался в совершенно незнакомый мир, который почти совсем и ни в чем не был похож на европейские обычаи, традиции и порядки. Но все-таки разноголосица отзывов о России – от крайне негативных до хвалебных – часто имела под собой чисто идеологические и политические мотивы. И самое главное, что часто упускается из виду при чтении иностранных мемуаров о России: они писались исключительно для европейцев, с учетом их ментальности, и писались европейцем, который все эгоистично примеривал на свой лад.
А Альгаротти старался быть объективным, насколько это вообще возможно. Кстати, среди прочего, он отмечает, что питейные заведения в России посещаются не так "усердно", как в Англии, и что русские образованны "ничуть не хуже всякой другой нации". И именно Альгаротти назвал город на Неве "окном в Европу": "Петербург – это окно, через которое Россия смотрит в Европу". На него ссылается Пушкин в авторском примечании к своей строке "в Европу прорубить окно" в поэме "Медный всадник".
Эти слова – "окно в Европу" – потом подверглись множеству насмешек. Дескать, чего это вы рубите окно, когда есть дверь. Однако надо заметить, что это "окно в Европу" появилось лишь благодаря ошибке французского переводчика. В оригинале у Франческо Альгаротти написано по-итальянски – gran finestrone, что в его родной Венеции означает дверь на балконе с большим окном, причем в данном случае этот термин можно перевести как "окнище".
Получается, что и Альгаротти писал с некоторой издевкой. Дескать, ну-ну, посмотрим, что у вас получится.
А английский барон Чарльз Балтимор, побывавший в Петербурге вместе с Альгаротти, высказался еще резче: "Петербург – это глаз России, которым она смотрит на цивилизованные страны, и если этот глаз закрыть, она опять впадет в полное варварство".
Что ж, англичане имеют право смотреть на русских свысока – это ведь они (как они же сами считают) "открыли" Россию для мира. А случилось это так. 24 августа 1553 года английский корабль "Эдуард Бонавентура" капитана Ричарда Ченслора (или Ченслера) вошел в устье Северной Двины и бросил якорь у монастыря Святого Николая близ Холмогор. Вообще-то в планах у Ченслера было совсем другое: он искал северный путь в Индию и Китай. В этот день в судовом журнале англичане написали, что они открыли новую землю. Так состоялось "открытие" русских. Нам повезло! Ведь если бы не Ченслер и другие бравые европейцы, то, видимо, мы бы до сих пор пребывали в первобытной дикости и варварстве...
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.