https://radiosputnik.ru/20211123/mozg-1760414615.html
Границы разума: как работает мозг гения?
Границы разума: как работает мозг гения?
Границы разума: как работает мозг гения?
Радио Sputnik, 23.11.2021
2021-11-23T19:26
2021-11-23T19:26
2021-11-23T19:36
сказано в эфире
общество
подкасты – радио sputnik
головной мозг
дети
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147358/77/1473587709_0:417:4000:2667_1920x0_80_0_0_d23b1f1c50c2f76a5ac2b5e2e28644e2.jpg
Где границы разума: есть ли предел познания?
Зависит ли наш разум и интеллект от врожденных качеств или от воспитания? О человеческом мозге мы почти ничего не знаем. Как работает память, как происходит обучение и развитие мозга в детстве, где сконцентрирована личность человека - все это темы будущих открытий. Давайте поищем человеческий разум в подкасте "Кот ученый".
Филипп Хайтович, нейробиолог, профессор Сколковского института науки и технологий Максим Абаев, шеф-редактор портала журнала "Наука и жизнь"
В выпуске:
02:00 - ребенок рождается с четвертью от взрослого мозга, до 3 лет - объем полностью вырастает;
02:30 - а личность, характер, задатки талантов закладываются до 7 лет, до школы;
04:00 - быть похожим на свое окружение - значит выжить;
05:00 - не существует ген интеллекта, IQ-тест тоже не показатель;
06:00 - размер имеет значение?
07:00 - чтобы изучить мозг, нужно распиарить нейронауку, чтобы собрать добровольцев ходить с электродами в голове;
09:30 - где взять мозги для исследований?
10:00 - умнее или тупее мы наших предков? Неизвестно. Мозги уменьшаются.
11:30 - насколько процентов задействован в работе наш мозг?
13:30 - умственные способности зависят от тренировок?
14:00 - энергопотребление мозга: наши нейроны все время заряжены, только нужно поднести искру;
15:50 - мозг не хочет изменений и развития;
17:00 - творчество - самый загадочный процесс;
17:30 - изменить мозг обезьяны воспитанием можно, но до предела;
18:30 - между нами и обезьянами, и пчелами - небольшая разница;
20:30 - большая часть разума сформирована в детстве - программы обучения все опаздывают;
21:30 - гены, которые отвечают за возможность обучения есть, как их использовать?
23:45 - наши знания основаны на косвенных исследованиях, напрямую мозг не изучают.
audio/mpeg
Спор о том, кто должен воспитывать ребенка, родители или школа, разрешен учеными. Будет ли человек талантливым, успешным, в конце концов, умным - зависит от раннего развития мозга, до семи лет. А наши гены всего лишь на 10% влияют на формирование личности. Об этом рассказал нейробиолог Филипп Хайтович в новом выпуске подкаста "Кот ученый".Например, размер мозга – то, на что ученые раньше обращали внимание, на самом деле не играет определяющую роль. Ребенок рождается с размером серого вещества примерно на треть от того, каким у него будет мозг в дальнейшем. Этот объем быстро "нарастает", примерно к трем годам. Однако это совсем не означает, что мозг сформирован. Более важные процессы происходят позже - с трех до семи лет. Устанавливаются связи между клетками, формируются нейронные сети. Поэтому так важно воспитание и социальное взаимодействие с ребенком-дошкольником. Это не означает, что нужно учить интегралы и иностранные языки. Важнее и полезнее для маленького человека - общение и подражание взрослым. Заканчивается формирование основных нейронных связей примерно к 15 годам. До этого человек не полностью самостоятелен психологически и рассчитывает на поддержку со стороны социума. Все это говорит о том, что кроме действующей системы образования, должно быть уделено внимание дошкольному развитию. Несмотря на достаточно убедительные результаты исследований нейробиологов, пока ни одна из стран не пришла к коренной перестройки формы образовательной деятельности.Процесс формирования нейронных сетей и личности не заканчивается в молодости, как думали раньше, в течение всей жизни происходит корректировка этих сетей. И этому способствует познание чего-то нового, творческая работа, освоение новых навыков.Интересно, что и разделение мозга на зоны и функции различных его частей не нашло подтверждение в новейших исследованиях. Ученые полагают, что участки и структуры мозга работают все одновременно, а также взаимозаменяемы, пластичны. При травме или инсульте здоровые клетки берут на себя функции утраченных. Это говорит о том, что, например, в мозге нет центра речи, как считали раньше. Нельзя провести аналогий и с животными, с обезьянами. Нет и жестких алгоритмов в том, как работает мозг. Сегодня реакция человека на раздражитель может быть одной, а завтра – совершенно другой при неизменной причине.Еще удивительнее, как работает мозг во сне. Существует гипотеза, что в это время мозг проходит самотестирование и проверку всех связей. Об этом говорят данные измерений активности – мозг никогда не спит, он всегда "в боевой готовности".Однако все вышеперечисленное - это гипотезы, которые ждут своего подтверждения. Несмотря на то, что исследованиями мозга занимаются десятки тысяч ученых, знания о том, что у нас в голове, сильно ограничены. Правильнее сказать, что о человеческом мозге мы почти ничего не знаем. Все дело в том, что ученым для детального исследования достается мертвый орган. В живые головы вставить электроды не всегда получается - только при ограниченных показаниях к вскрытию черепной коробки. А заглянуть в здоровый, эффективно действующий мозг, пока не придумали как.Как работает память, как происходит обучение и развитие мозга в детстве, где сконцентрирована личность человека - все это темы будущих открытий.Подробнее в новом выпуске подкаста "Кот ученый".Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
https://radiosputnik.ru/20211106/son-1757621629.html
https://radiosputnik.ru/20211122/kholod-1759842657.html
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147358/77/1473587709_222:0:3778:2667_1920x0_80_0_0_3faf7d26d0454fd886ea46b154c03662.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
общество, подкасты – радио sputnik, головной мозг, дети
Сказано в эфире, Общество, Подкасты – Радио Sputnik, Головной мозг, Дети
Спор о том, кто должен воспитывать ребенка, родители или школа, разрешен учеными. Будет ли человек талантливым, успешным, в конце концов, умным - зависит от раннего развития мозга, до семи лет. А наши гены всего лишь на 10% влияют на формирование личности. Об этом рассказал нейробиолог Филипп Хайтович в новом выпуске подкаста "Кот ученый".
Например, размер мозга – то, на что ученые раньше обращали внимание, на самом деле не играет определяющую роль. Ребенок рождается с размером серого вещества примерно на треть от того, каким у него будет мозг в дальнейшем. Этот объем быстро "нарастает", примерно к трем годам. Однако это совсем не означает, что мозг сформирован. Более важные процессы происходят позже - с трех до семи лет. Устанавливаются связи между клетками, формируются нейронные сети. Поэтому так важно воспитание и социальное взаимодействие с ребенком-дошкольником. Это не означает, что нужно учить интегралы и иностранные языки. Важнее и полезнее для маленького человека - общение и подражание взрослым. Заканчивается формирование основных нейронных связей примерно к 15 годам. До этого человек не полностью самостоятелен психологически и рассчитывает на поддержку со стороны социума. Все это говорит о том, что кроме действующей системы образования, должно быть уделено внимание дошкольному развитию. Несмотря на достаточно убедительные результаты исследований нейробиологов, пока ни одна из стран не пришла к коренной перестройки формы образовательной деятельности.
Процесс формирования нейронных сетей и личности не заканчивается в молодости, как думали раньше, в течение всей жизни происходит корректировка этих сетей. И этому способствует познание чего-то нового, творческая работа, освоение новых навыков.
Интересно, что и разделение мозга на зоны и функции различных его частей не нашло подтверждение в новейших исследованиях. Ученые полагают, что участки и структуры мозга работают все одновременно, а также взаимозаменяемы, пластичны. При травме или инсульте здоровые клетки берут на себя функции утраченных. Это говорит о том, что, например, в мозге нет центра речи, как считали раньше. Нельзя провести аналогий и с животными, с обезьянами. Нет и жестких алгоритмов в том, как работает мозг. Сегодня реакция человека на раздражитель может быть одной, а завтра – совершенно другой при неизменной причине.
Еще удивительнее, как работает мозг во сне. Существует гипотеза, что в это время мозг проходит самотестирование и проверку всех связей. Об этом говорят данные измерений активности – мозг никогда не спит, он всегда "в боевой готовности".
Однако все вышеперечисленное - это гипотезы, которые ждут своего подтверждения. Несмотря на то, что исследованиями мозга занимаются десятки тысяч ученых, знания о том, что у нас в голове, сильно ограничены. Правильнее сказать, что о человеческом мозге мы почти ничего не знаем. Все дело в том, что ученым для детального исследования достается мертвый орган. В живые головы вставить электроды не всегда получается - только при ограниченных показаниях к вскрытию черепной коробки. А заглянуть в здоровый, эффективно действующий мозг, пока не придумали как.
Как работает память, как происходит обучение и развитие мозга в детстве, где сконцентрирована личность человека - все это темы будущих открытий.
Подробнее в новом выпуске подкаста "Кот ученый".
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.