https://radiosputnik.ru/20210512/esenin-1731319672.html
Есенин: скандал в Берлине и "Черный человек"
Есенин: скандал в Берлине и "Черный человек"
Есенин: скандал в Берлине и "Черный человек"
Радио Sputnik, 12.05.2021
2021-05-12T07:00
2021-05-12T07:00
2021-05-12T07:00
авторы
берлин (город)
сергей есенин
айседора дункан (дора дункан)
подкасты – радио sputnik
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e5/0a/03/1752861292_0:0:2789:1568_1920x0_80_0_0_c7d3139f187be2d0b441254d1a8ea308.jpg
Сергей Есенин. Светлый портрет черного человека, часть 1
По опросам ВЦИОМ, Сергей Есенин занимает второе место в списке любимых поэтов России. Он уступает лишь нашему все А.С. Пушкину. Портреты Есенина вот уже почти 100 лет висят на стенах квартир, стоят на журнальных столиках, сейчас его изображение нередко встречается в качестве заставки для рабочего стола на смартфонах, планшетах и ноутбуках.
Его популярность можно объяснить одним словом - гениальность. Невероятная образность, способность видеть жизнь во всех окружающих его вещах. Описание любви к природе, жизни, женщине и родине. Потрясающая откровенность. Очевидный пророческий дар. Это лишь маленькая часть его невероятного таланта.
При этом жизнь поэта полна противоположностей и парадоксов. Он сам создавал свой образ: подчас неоднозначными поступками. Он легко сходился с самыми разными людьми. Он дружил с княгинями и Троцким. Посвящал стихи императрице и Ленину. Он был крестьянским Лелем и столичным хулиганом, он одинаково талантливо воспевал и хулил Бога.
О жизни и творчестве Сергея Есенина в эфире радио Sputnik рассказали профессор ВШЭ, соавтор литературной биографии поэта Олег Лекманов, заведующая отделом "Музея истории литературы XX века" Государственного литературного музея им. В.И. Даля Лариса Алексеева и литературовед, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы СПбГУ Игорь Сухих.
audio/mpeg
Бракосочетание Есенина и Дункан
2 мая 1922 года состоялось бракосочетание Сергея Есенина и американской танцовщицы Айседоры Дункан. Ее творчество называли революционным. Поэтому не удивительно, что в 1921 году нарком просвещения Луначарский предложил Дункан открыть танцевальную школу в Москве. Осенью того же года она познакомилась с Сергеем Есениным. И между ними сразу же вспыхнула любовь. К сожалению, брак великой танцовщицы и великого поэта продлился недолго. Они оба быстро сошли в могилу. Айседора Дункан трагически погибла во Франции в 1927 году. Еще ранее – в 1925 году – погиб Сергей Есенин.
audio/mpeg
Сергей Есенин. Светлый портрет черного человека, часть 2
По опросам ВЦИОМ, Сергей Есенин занимает второе место в списке любимых поэтов России. Он уступает лишь нашему все А.С. Пушкину. Портреты Есенина вот уже почти 100 лет висят на стенах квартир, стоят на журнальных столиках, сейчас его изображение нередко встречается в качестве заставки для рабочего стола на смартфонах, планшетах и ноутбуках.
Его популярность можно объяснить одним словом - гениальность. Невероятная образность, способность видеть жизнь во всех окружающих его вещах. Описание любви к природе, жизни, женщине и родине. Потрясающая откровенность. Очевидный пророческий дар. Это лишь маленькая часть его невероятного таланта.
При этом жизнь поэта полна противоположностей и парадоксов. Он сам создавал свой образ: подчас неоднозначными поступками. Он легко сходился с самыми разными людьми. Он дружил с княгинями и Троцким. Посвящал стихи императрице и Ленину. Он был крестьянским Лелем и столичным хулиганом, он одинаково талантливо воспевал и хулил Бога.
О жизни и творчестве Сергея Есенина в эфире радио Sputnik рассказали профессор ВШЭ, соавтор литературной биографии поэта Олег Лекманов, заведующая отделом "Музея истории литературы XX века" Государственного литературного музея им. В.И. Даля Лариса Алексеева и литературовед, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы СПбГУ Игорь Сухих.
audio/mpeg
Сергей Есенин. Светлый портрет черного человека, часть 3
По опросам ВЦИОМ, Сергей Есенин занимает второе место в списке любимых поэтов России. Он уступает лишь нашему все А.С. Пушкину. Портреты Есенина вот уже почти 100 лет висят на стенах квартир, стоят на журнальных столиках, сейчас его изображение нередко встречается в качестве заставки для рабочего стола на смартфонах, планшетах и ноутбуках.
Его популярность можно объяснить одним словом - гениальность. Невероятная образность, способность видеть жизнь во всех окружающих его вещах. Описание любви к природе, жизни, женщине и родине. Потрясающая откровенность. Очевидный пророческий дар. Это лишь маленькая часть его невероятного таланта.
При этом жизнь поэта полна противоположностей и парадоксов. Он сам создавал свой образ: подчас неоднозначными поступками. Он легко сходился с самыми разными людьми. Он дружил с княгинями и Троцким. Посвящал стихи императрице и Ленину. Он был крестьянским Лелем и столичным хулиганом, он одинаково талантливо воспевал и хулил Бога.
О жизни и творчестве Сергея Есенина в эфире радио Sputnik рассказали профессор ВШЭ, соавтор литературной биографии поэта Олег Лекманов, заведующая отделом "Музея истории литературы XX века" Государственного литературного музея им. В.И. Даля Лариса Алексеева и литературовед, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы СПбГУ Игорь Сухих.
audio/mpeg
Во время зарубежной поездки Есенин писал друзьям: "Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом? Кроме фокстрота, здесь почти ничего нет. Здесь жрут и пьют. В страшной моде господин доллар"… В этот день, …лет назадДвенадцатого мая 1922 года Сергей Есенин в берлинском "Доме искусств" встретился с представителями русской эмиграции. Его сразу освистали. Но поэт нисколько не смутился и крикнул: "Все равно не пересвистите. Как засуну четыре пальца в рот и свистну – тут вам и конец! Лучше нас никто свистеть не умеет".Потом, вскочив на стол, он запел "Интернационал". А затем начал читать свои стихи:Гой ты, Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа...Не видать конца и края –Только синь сосет глаза...Есенин путешествовал по Европе и Америке с Айседорой Дункан. Практичная американка решила с помпой устроить зарубежную промоакцию своему молодому русскому мужу. Они познакомились в 1921 году. Нарком просвещения Луначарский предложил Дункан открыть танцевальную школу в Москве: ее танцы считались революционными. Айседора загорелась этой идеей: "Я оглядывалась с презрением и жалостью на все старые установления и обычаи буржуазной Европы, которые я покидала. Отныне я буду лишь товарищем среди товарищей. Прощай, неравенство, несправедливость и животная грубость старого мира!"В Москве в одной из богемных компаний она и познакомилась с поэтом. Многие потом говорили, что это было непостижимо: Дункан, не говорившая по-русски, и Есенин, не понимавший по-английски, без всяких усилий выражали свои чувства и мысли глазами и жестами.Однажды Есенин заехал за Айседорой на Пречистенку, где располагалась ее хореографическая студия. Наняли извозчика: ‒ Куда ехать-то? – спросил тот.‒ Куда угодно, – сказал Есенин, не отрывая глаз от Дункан.Извозчик ездил по округе, заснул и прокатил Есенина и Дункан трижды вокруг церкви Николы Обыденного около Остоженки. Есенин, заметив это, весело сказал Дункан: "Нас обвенчали!" Действительно, обряд хождения новобрачных вокруг церкви распространен в православии. А потом Есенин и Дункан поехали за границу. С размахом! Пригодился и инцидент с пением "Интернационала". Он вызвал большой ажиотаж и шумно обсуждался в прессе. Когда Есенин и Дункан пришли в Берлине в посольство Франции за визой, ее им выдали только после долгих разговоров и проволочек. А описывая свое прибытие в США, Есенин заметит: "Взяли с меня подписку не петь "Интернационал", как это сделал я в Берлине".То, что брак поэта и танцовщицы просуществует недолго, было понятно многим. Айседора по-матерински опекала Есенина, но он не собирался отказываться ни от своих холостяцких привычек, ни от загулов. Однажды в Берлине он взял – и исчез! Айседора трое суток искала его по всяким злачным местам. Наконец нашла – в каком-то пансиончике. Есенин в пижаме сидел с бутылкой пива и играл в шашки со своим приятелем, поэтом-эмигрантом Александром Кусиковым. Он известен как автор романса "Бубенцы" ("Слышу звон бубенцов издалека – / Это тройки знакомый разбег, / А вокруг расстелился широко / Белым саваном искристый снег"). По воспоминаниям, одетая в красный хитон, вооруженная хлыстом, взбешенная Айседора переколотила все расставленные по полочкам кофейники, сервизы, вазочки и пивные кружки. Содержимое буфетов было вывалено на пол и растоптано. Когда бить стало нечего, Айседора вытащила из-за гардероба спрятавшегося там Есенина и увела его. Счет, предъявленный ей потом за погром, был "страшен".А еще в Берлине поэт познакомился с Максимом Горьким. Пролетарский писатель повел его в гремевший по всей Европе берлинский Луна-парк. Но Есенина аттракционы не заинтересовали. Он вдруг спросил у Горького: "Вы думаете, мои стихи – нужны? И вообще искусство, то есть поэзия – нужна?" Горький потом с иронией заметит про себя: "Вопрос был уместен как нельзя больше – Луна-парк забавно живет и без Шиллера".Из Германии Есенин напишет друзьям: "Родные мои. Хорошие. Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом? Кроме фокстрота, здесь почти ничего нет. Здесь жрут и пьют, и опять фокстрот. Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет. В страшной моде господин доллар, а на искусство начхать – самое высшее мюзик-холл".В августе 1923 года Есенин вернулся в Москву. Один. Во время зарубежной поездки у него возник замысел поэмы "Черный человек":Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен.Сам не знаю, откуда взялась эта боль...По воспоминаниям современников, поэт читал им "Черного человека" вскоре после своего возвращения на родину. А в ноябре 1925 года редакция журнала "Новый мир" обратилась к Есенину с просьбой дать им какую-нибудь новую большую вещь. И Есенин отправил "Черного человека". Те, кто слышал ранее поэму в его чтении, говорили, что окончательный текст был короче и менее трагичен, чем тот, который Есенин читал раньше. А сам поэт, говоря о своем произведении, не раз упоминал о влиянии пушкинского "Моцарта и Сальери".Впервые поэма "Черный человек" была опубликована в январском номере 1926 года журнала "Новый мир", когда ее создателя уже не было в живых.…Месяц умер,Синеет в окошко рассвет.Ах ты, ночь!Что ты, ночь, наковеркала?Я в цилиндре стою.Никого со мной нет.Я один…И разбитое зеркало…Автор Владимир Бычков, радио SputnikКоротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
https://radiosputnik.ru/20210419/petrov-1728921614.html
https://radiosputnik.ru/20191003/1559368908.html
https://radiosputnik.ru/20200914/dunkan-1577104963.html
берлин (город)
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/28073/48/280734814_0:310:1952:1774_1920x0_80_0_0_4760546636320ef83ec17755cc1f515a.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
берлин (город), сергей есенин, айседора дункан (дора дункан), подкасты – радио sputnik
Авторы, Берлин (город), Сергей Есенин, Айседора Дункан (Дора Дункан), Подкасты – Радио Sputnik
Во время зарубежной поездки Есенин писал друзьям: "Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом? Кроме фокстрота, здесь почти ничего нет. Здесь жрут и пьют. В страшной моде господин доллар"…
Двенадцатого мая 1922 года
Сергей Есенин в берлинском "Доме искусств" встретился с представителями русской эмиграции. Его сразу освистали. Но поэт нисколько не смутился и крикнул: "Все равно не пересвистите. Как засуну четыре пальца в рот и свистну – тут вам и конец! Лучше нас никто свистеть не умеет".
Потом, вскочив на стол, он запел "Интернационал". А затем начал читать свои стихи:
Гой ты, Русь, моя родная,
Только синь сосет глаза...
Есенин путешествовал по
Европе и
Америке с
Айседорой Дункан. Практичная американка решила с помпой устроить зарубежную промоакцию своему молодому русскому мужу. Они познакомились в 1921 году. Нарком просвещения Луначарский предложил Дункан открыть танцевальную школу в
Москве: ее танцы считались революционными. Айседора загорелась этой идеей: "Я оглядывалась с презрением и жалостью на все старые установления и обычаи буржуазной Европы, которые я покидала. Отныне я буду лишь товарищем среди товарищей. Прощай, неравенство, несправедливость и животная грубость старого мира!"
В Москве в одной из богемных компаний она и познакомилась с поэтом. Многие потом говорили, что это было непостижимо: Дункан, не говорившая по-русски, и Есенин, не понимавший по-английски, без всяких усилий выражали свои чувства и мысли глазами и жестами.
Однажды Есенин заехал за Айседорой на Пречистенку, где располагалась ее хореографическая студия. Наняли извозчика:
‒ Куда ехать-то? – спросил тот.
‒ Куда угодно, – сказал Есенин, не отрывая глаз от Дункан.
Извозчик ездил по округе, заснул и прокатил Есенина и Дункан трижды вокруг церкви Николы Обыденного около Остоженки. Есенин, заметив это, весело сказал Дункан: "Нас обвенчали!" Действительно, обряд хождения новобрачных вокруг церкви распространен в православии.
А потом Есенин и Дункан поехали за границу. С размахом! Пригодился и инцидент с пением "Интернационала". Он вызвал большой ажиотаж и шумно обсуждался в прессе. Когда Есенин и Дункан пришли в
Берлине в посольство
Франции за визой, ее им выдали только после долгих разговоров и проволочек. А описывая свое прибытие в США, Есенин заметит: "Взяли с меня подписку не петь "Интернационал", как это сделал я в Берлине".
То, что брак поэта и танцовщицы просуществует недолго, было понятно многим. Айседора по-матерински опекала Есенина, но он не собирался отказываться ни от своих холостяцких привычек, ни от загулов. Однажды в Берлине он взял – и исчез! Айседора трое суток искала его по всяким злачным местам. Наконец нашла – в каком-то пансиончике. Есенин в пижаме сидел с бутылкой пива и играл в шашки со своим приятелем, поэтом-эмигрантом Александром Кусиковым. Он известен как автор романса "Бубенцы" ("Слышу звон бубенцов издалека – / Это тройки знакомый разбег, / А вокруг расстелился широко / Белым саваном искристый снег").
По воспоминаниям, одетая в красный хитон, вооруженная хлыстом, взбешенная Айседора переколотила все расставленные по полочкам кофейники, сервизы, вазочки и пивные кружки. Содержимое буфетов было вывалено на пол и растоптано. Когда бить стало нечего, Айседора вытащила из-за гардероба спрятавшегося там Есенина и увела его. Счет, предъявленный ей потом за погром, был "страшен".
А еще в Берлине поэт познакомился с Максимом Горьким. Пролетарский писатель повел его в гремевший по всей Европе берлинский Луна-парк. Но Есенина аттракционы не заинтересовали. Он вдруг спросил у Горького: "Вы думаете, мои стихи – нужны? И вообще искусство, то есть поэзия – нужна?" Горький потом с иронией заметит про себя: "Вопрос был уместен как нельзя больше – Луна-парк забавно живет и без Шиллера".
Из Германии Есенин напишет друзьям: "Родные мои. Хорошие. Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом? Кроме фокстрота, здесь почти ничего нет. Здесь жрут и пьют, и опять фокстрот. Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет. В страшной моде господин доллар, а на искусство начхать – самое высшее мюзик-холл".
В августе 1923 года Есенин вернулся в Москву. Один. Во время зарубежной поездки у него возник замысел поэмы "Черный человек":
Сам не знаю, откуда взялась эта боль...
По воспоминаниям современников, поэт читал им "Черного человека" вскоре после своего возвращения на родину. А в ноябре 1925 года редакция журнала "Новый мир" обратилась к Есенину с просьбой дать им какую-нибудь новую большую вещь. И Есенин отправил "Черного человека". Те, кто слышал ранее поэму в его чтении, говорили, что окончательный текст был короче и менее трагичен, чем тот, который Есенин читал раньше. А сам поэт, говоря о своем произведении, не раз упоминал о влиянии пушкинского "Моцарта и Сальери".
Впервые поэма "Черный человек" была опубликована в январском номере 1926 года журнала "Новый мир", когда ее создателя уже не было в живых.
Что ты, ночь, наковеркала?
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.