https://radiosputnik.ru/20210218/kutepov-1598038242.html
Сенатор: законопроект об упрощении госзакупок не решает свою задачу
Сенатор: законопроект об упрощении госзакупок не решает свою задачу - Радио Sputnik, 18.02.2021
Сенатор: законопроект об упрощении госзакупок не решает свою задачу
Поправки к закону об упрощении госзакупок не решают задачи по оптимизации процедур и защите покупателей от недобросовестных поставщиков, считает глава комитета... Радио Sputnik, 18.02.2021
2021-02-18T15:53
2021-02-18T15:53
2021-02-18T15:53
экономика
федеральная антимонопольная служба (фас россии)
андрей кутепов
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e4/09/15/1577542938_0:0:3072:1728_1920x0_80_0_0_e84433db699c9b9ceb212716c6789469.jpg
МОСКВА, 18 февраля/ Радио Sputnik. Поправки к закону об упрощении госзакупок не решают задачи по оптимизации процедур и защите покупателей от недобросовестных поставщиков, считает глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов. Об этом сообщает РИА Новости.Ранее в Совете Федерации обсудили подготовленный правительством законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Документ внесен в Госдуму."Наряду с положительными изменениями, которые направлены на выполнение рекомендаций парламентских слушаний, а также на совершенствование законодательства в сфере закупок, участники совещания обозначили ряд вопросов, которые необходимо учесть при доработке законопроекта", – цитирует РИА Новости письмо Кутепова, которое сенатор направляет на имя помощника президента РФ Максима Орешкина. Текст обращения есть в распоряжении агентства.В частности, многокритериальные способы определения конкретных закупок в законопроекте отсутствуют полностью, они фактически заменены на одноразовые процедуры аукциона, где есть фактически один критерий – это цена, отмечает Кутепов. "В такой ситуации нельзя выходить в закупки с инновационной продукцией, так как поставщик должен согласиться с техническими условиями, которые предложены. При этом техническое задание пишется за закрытыми дверями, и подавляющее большинство поставщиков не участвуют в этом процессе", – пояснил он.Механизм конкурентных переговоров, которые должны проводиться для того, чтобы определить, какие критерии возможно задать закупаемому продукту, исходя из того, какие есть предложения на рынке, не используется. ФАС России зачастую принимает конкурентные переговоры за сговор на рынке, подчеркнул законодатель. "А для инновационной продукции такие переговоры могли бы стать рабочим механизмом, в котором закупщики получили бы возможность пообщаться с участниками рынка, узнать, что именно производится, по каким критериям можно эту продукцию отбирать, чтобы в дальнейшем в своих закупочных критериях указывать именно эти элементы", – говорится в документе.Законопроектом также предусмотрено введение понятия "рейтинг деловой репутации участника закупки". Правила формирования, случаи и порядок применения такого рейтинга должно будет утверждать правительство. При этом под рейтингом деловой репутации участника закупки подразумевается совокупная оценка опыта участника закупки, формируемая в соответствии с правилами, установленными правительством на основании данных из реестра контрактов, реестра договоров с госкомпаниями, информации и документов об исполнении таких контрактов, уточняет Кутепов."В мировой практике рейтинги деловой репутации предпринимателей строятся на экспертной оценке рейтинговых агентств, что дает основание причислять их к результатам интеллектуальной деятельности. В этом контексте вызывает сомнение возможность построения адекватного рейтинга деловой активности и репутации, основанной на автоматическом сборе данных и их обработке об исполнителях госзаказа и контрактов госпредприятий", – считает глава комитета.Кутепов также отмечает, что зачастую на практике госконтракты выигрываются одними организациями (генподрядиками), а реально исполняются другими – подрядчиками, субподрядчиками и субсубпорядчиками. Тем самым критерии выполнения госконтрактов никак не будут показывать реальную степень вовлеченности исполнителей в реализации госзаказа. В частности, прогнозируется существенный перекос в сторону придания высокого рейтинга не реально исполнившему госконтракт исполнителю конечного звена, а организации – непосредственного контрагента госзаказчика, по существу – распределителя госзаказа."Ввиду многообразия экономической деятельности вызывает сомнение возможность присвоения уровня рейтинга деловой активности и предпринимательской репутации только на основе объемов и количества выполнения госконтрактов", – считает парламентарий. По его мнению, должны использоваться отраслевые рейтинги и именно рейтинги, выданные независимыми рейтинговыми агентствами.Он также отмечает, что одной из основных проблем госзакупок является неэффективная борьба с недобросовестными поставщиками. Участники совещания отметили, что фактически уровень конкуренции в сфере закупок находится на крайне низких значениях: не более трех заявок на один лот. "При этом в рамках закона более 70% процентов от общей суммы закупок приходится на несостоявшиеся закупки и контракты, заключенные с единственным поставщиком", – напомнил глава комитета СФ.Наиболее распространенной причиной данной ситуации становится участие в конкурсных процедурах недобросовестных поставщиков товаров, работ и услуг, основным критерием по которым является ценовой. Зачастую такие поставщики в ходе торгов заявляют минимально возможную цену, которая ниже себестоимости, за счет экономии на ресурсах или нарушения налогового законодательства. В результате добросовестные поставщики, участвующие в тендерах и предлагающие цену, основанную на рыночных факторах, с соблюдением действующего законодательства, практически не имеют шансов на победу. Законопроект данные вопросы не решает, подчеркивает сенатор.В рамках дополнения законодательства о госзакупках участниками совещания предложены два возможных направления. Первое – использование затратного метода определения начальной и максимальной цены контракта с использованием данных профильных ведомств и отраслевых ассоциаций для формирования усредненных рыночных ориентиров с установлением предельных отклонений от них. Например, в качестве предложения: 20% в большую или меньшую сторону, пояснил Кутепов."Второй – включение в контракт с победителем условия о так называемой налоговой оговорке, согласно которой поставщик товаров, работ, услуг обязуется быть прозрачным с точки зрения налогового законодательства на протяжении всего времени контракта и быть готовым предоставить всю налоговую отчетность. Данная оговорка позволит отсечь ряд недобросовестных поставщиков, либо расторгнуть с ним контракт и включить в реестр недобросовестных поставщиков в случае выявления несоответствия", – полагает он.Кроме того, законопроект не решает вопросы упрощения системы закупок. Шаги по упрощению, изложенные в положениях законопроекта, внутренне противоречат одновременно предлагаемыми усложнениями правил работы, отметил законодатель.Также, законопроект не решает целый ряд существенных вопросов, связанных прежде всего с инструментами, со способностью управлять и влиять на сферу государственных закупок и с экономическими вопросами. Эффективность управления контрактной системой и контроля не отражены в законопроекте. Согласно проведенным аналитическим мероприятиям выявлено, что в сегменте "государство для государства" бюджетная система несет повышенные транзакционные издержки, поскольку вынуждена финансировать контрактную систему там, где ее присутствия фактически не требуется, подчеркивает сенатор.По словам Кутепова, необходимо учесть в законопроекте и особенности, связанные с высокотехнологичными закупками, а также закупками, связанными со специальными знаниями или с закупками для социально важных структур."Рейтинги и реестр недобросовестных поставщиков не решает вопрос качества, потому что риски получения некачественной продукции (работ, услуг) несет учреждение, то есть риски на покупателе, а не на поставщике. Реальная ответственность для недобросовестных поставщиков отсутствует", – отметил он. Вызвал вопрос и период приема ценовых предложений, "который, согласно изменениям закона о закупках, составляет 4 минуты с момента начала процедуры подачи ценовых предложений, и не всегда может быть соблюден при технических сбоях", заключил глава комитета.Ранее радио Sputnik сообщало о предложении разработать новый закон о госзакупках медикаментов. Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
https://radiosputnik.ru/20201007/proverka-1578620977.html
https://radiosputnik.ru/20200501/1570871578.html
https://radiosputnik.ru/20200821/1576077868.html
https://radiosputnik.ru/20201226/maski-1591045492.html
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e4/09/15/1577542938_136:0:2867:2048_1920x0_80_0_0_ec597051be8b84aeaa57de37e9e8a69a.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
экономика, федеральная антимонопольная служба (фас россии), андрей кутепов
Экономика, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России), Андрей Кутепов
МОСКВА, 18 февраля/ Радио Sputnik. Поправки к закону об упрощении госзакупок не решают задачи по оптимизации процедур и защите покупателей от недобросовестных поставщиков, считает глава комитета Совета Федерации по экономической политике
Андрей Кутепов. Об этом сообщает РИА Новости.
Ранее в
Совете Федерации обсудили подготовленный правительством законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Документ внесен в
Госдуму.
«
"Наряду с положительными изменениями, которые направлены на выполнение рекомендаций парламентских слушаний, а также на совершенствование законодательства в сфере закупок, участники совещания обозначили ряд вопросов, которые необходимо учесть при доработке законопроекта", – цитирует РИА Новости письмо Кутепова, которое сенатор направляет на имя помощника президента РФ Максима Орешкина. Текст обращения есть в распоряжении агентства.
В частности, многокритериальные способы определения конкретных закупок в законопроекте отсутствуют полностью, они фактически заменены на одноразовые процедуры аукциона, где есть фактически один критерий – это цена, отмечает Кутепов.
"В такой ситуации нельзя выходить в закупки с инновационной продукцией, так как поставщик должен согласиться с техническими условиями, которые предложены. При этом техническое задание пишется за закрытыми дверями, и подавляющее большинство поставщиков не участвуют в этом процессе", – пояснил он.
Механизм конкурентных переговоров, которые должны проводиться для того, чтобы определить, какие критерии возможно задать закупаемому продукту, исходя из того, какие есть предложения на рынке, не используется.
ФАС России зачастую принимает конкурентные переговоры за сговор на рынке, подчеркнул законодатель.
«
"А для инновационной продукции такие переговоры могли бы стать рабочим механизмом, в котором закупщики получили бы возможность пообщаться с участниками рынка, узнать, что именно производится, по каким критериям можно эту продукцию отбирать, чтобы в дальнейшем в своих закупочных критериях указывать именно эти элементы", – говорится в документе.
Законопроектом также предусмотрено введение понятия "рейтинг деловой репутации участника закупки". Правила формирования, случаи и порядок применения такого рейтинга должно будет утверждать правительство. При этом под рейтингом деловой репутации участника закупки подразумевается совокупная оценка опыта участника закупки, формируемая в соответствии с правилами, установленными правительством на основании данных из реестра контрактов, реестра договоров с госкомпаниями, информации и документов об исполнении таких контрактов, уточняет Кутепов.
«
"В мировой практике рейтинги деловой репутации предпринимателей строятся на экспертной оценке рейтинговых агентств, что дает основание причислять их к результатам интеллектуальной деятельности. В этом контексте вызывает сомнение возможность построения адекватного рейтинга деловой активности и репутации, основанной на автоматическом сборе данных и их обработке об исполнителях госзаказа и контрактов госпредприятий", – считает глава комитета.
Кутепов также отмечает, что зачастую на практике госконтракты выигрываются одними организациями (генподрядиками), а реально исполняются другими – подрядчиками, субподрядчиками и субсубпорядчиками. Тем самым критерии выполнения госконтрактов никак не будут показывать реальную степень вовлеченности исполнителей в реализации госзаказа. В частности, прогнозируется существенный перекос в сторону придания высокого рейтинга не реально исполнившему госконтракт исполнителю конечного звена, а организации – непосредственного контрагента госзаказчика, по существу – распределителя госзаказа.
"Ввиду многообразия экономической деятельности вызывает сомнение возможность присвоения уровня рейтинга деловой активности и предпринимательской репутации только на основе объемов и количества выполнения госконтрактов", – считает парламентарий.
По его мнению, должны использоваться отраслевые рейтинги и именно рейтинги, выданные независимыми рейтинговыми агентствами.
Он также отмечает, что одной из основных проблем госзакупок является неэффективная борьба с недобросовестными поставщиками. Участники совещания отметили, что фактически уровень конкуренции в сфере закупок находится на крайне низких значениях: не более трех заявок на один лот.
«
"При этом в рамках закона более 70% процентов от общей суммы закупок приходится на несостоявшиеся закупки и контракты, заключенные с единственным поставщиком", – напомнил глава комитета СФ.
Наиболее распространенной причиной данной ситуации становится участие в конкурсных процедурах недобросовестных поставщиков товаров, работ и услуг, основным критерием по которым является ценовой. Зачастую такие поставщики в ходе торгов заявляют минимально возможную цену, которая ниже себестоимости, за счет экономии на ресурсах или нарушения налогового законодательства. В результате добросовестные поставщики, участвующие в тендерах и предлагающие цену, основанную на рыночных факторах, с соблюдением действующего законодательства, практически не имеют шансов на победу. Законопроект данные вопросы не решает, подчеркивает сенатор.
В рамках дополнения законодательства о госзакупках участниками совещания предложены два возможных направления. Первое – использование затратного метода определения начальной и максимальной цены контракта с использованием данных профильных ведомств и отраслевых ассоциаций для формирования усредненных рыночных ориентиров с установлением предельных отклонений от них. Например, в качестве предложения: 20% в большую или меньшую сторону, пояснил Кутепов.
"Второй – включение в контракт с победителем условия о так называемой налоговой оговорке, согласно которой поставщик товаров, работ, услуг обязуется быть прозрачным с точки зрения налогового законодательства на протяжении всего времени контракта и быть готовым предоставить всю налоговую отчетность. Данная оговорка позволит отсечь ряд недобросовестных поставщиков, либо расторгнуть с ним контракт и включить в реестр недобросовестных поставщиков в случае выявления несоответствия", – полагает он.
Кроме того, законопроект не решает вопросы упрощения системы закупок. Шаги по упрощению, изложенные в положениях законопроекта, внутренне противоречат одновременно предлагаемыми усложнениями правил работы, отметил законодатель.
Также, законопроект не решает целый ряд существенных вопросов, связанных прежде всего с инструментами, со способностью управлять и влиять на сферу государственных закупок и с экономическими вопросами. Эффективность управления контрактной системой и контроля не отражены в законопроекте. Согласно проведенным аналитическим мероприятиям выявлено, что в сегменте "государство для государства" бюджетная система несет повышенные транзакционные издержки, поскольку вынуждена финансировать контрактную систему там, где ее присутствия фактически не требуется, подчеркивает сенатор.
По словам Кутепова, необходимо учесть в законопроекте и особенности, связанные с высокотехнологичными закупками, а также закупками, связанными со специальными знаниями или с закупками для социально важных структур.
«
"Рейтинги и реестр недобросовестных поставщиков не решает вопрос качества, потому что риски получения некачественной продукции (работ, услуг) несет учреждение, то есть риски на покупателе, а не на поставщике. Реальная ответственность для недобросовестных поставщиков отсутствует", – отметил он.
Вызвал вопрос и период приема ценовых предложений, "который, согласно изменениям закона о закупках, составляет 4 минуты с момента начала процедуры подачи ценовых предложений, и не всегда может быть соблюден при технических сбоях", заключил глава комитета.
Ранее радио Sputnik
сообщало о предложении разработать новый закон о госзакупках медикаментов.
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.