https://radiosputnik.ru/20200906/1576832997.html
Универсальный граф Толстой
Универсальный граф Толстой - Радио Sputnik, 06.09.2020
Универсальный граф Толстой
Творчество графа А.К. Толстого очень разнообразно. Он один из лучших русских поэтов-лириков, драматург, создатель Козьмы Пруткова. Об этом ‒ в очередном выпуске программы радио Sputnik "Российская летопись".
2020-09-06T08:33
2020-09-06T08:33
2020-09-06T09:33
в эфире
подкасты – радио sputnik
российская летопись
санкт-петербург
германия
иван тургенев
лев толстой (писатель)
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e4/09/06/1576833267_0:45:600:383_1920x0_80_0_0_21a1fe76caca4ffaf0c709dae4767537.jpg
Универсальный граф Толстой
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Творчество графа А.К. Толстого очень разнообразно. Он один из лучших русских поэтов-лириков, драматург, создатель Козьмы Пруткова. Об этом - в очередном выпуске программы радио Sputnik "Российская летопись".
16 сентября 1748 года родился юрист Захарий Аникeевич Гoрюшкин. Он долгое время фактически возглавлял кафедру гражданского судопроизводства Московского университета, но звание ординарного профессора так и не получил, поскольку не окончил никакого учебного заведения.
И это не удивительно. Горюшкин хоть и был дворянином по рождению, но его родители не имели почти никакого достатка. И их сыну в 13 лет, едва он выучился читать и писать, пришлось поступить на службу. Сначала в Московскую воеводскую канцелярию, потом в Сыскной приказ и, наконец, в Юстиц-коллегию. В свободное от службы время он усиленно занимался самообразованием. И благодаря такому уникальному сочетанию теоретических знаний и практического опыта, Горюшкин стал редким для России того времени специалистом в области юриспруденции.
Особо стоит отметить его участие в судебном процессе издателя-масона Николая Ивановича Новикoва и других книгопродавцов, распространявших масонскую литературу. Московскому главнокомандующему князю Прoзоровскому императрицей Екатериной II было дано четкое указание искоренить мартинистов, которых она не без оснований подозревала в подрывной деятельности. Но поскольку закона, на основании которого можно было бы назначить наказание за торговлю запрещенными книгами в России в то время не было, суд взял за основу именной указ Петра I от 1720 года. Он устанавливал жестокие наказания для нарушителей государевых постановлений. Но без конкретики. При рассмотрении дела издателей Горюшкин высказал мнение, что указ Петра к нему не подходит, и выступил за то, чтобы обвиняемых наказали по указам о запрещенной торговле, взыскав с них штраф. Князь Прозоровский попытался надавить на Горюшкина, но тот остался при своем мнении. Московский главнокомандующий доложил об этом императрице. В итоге Новиков и иже с ним все равно были осуждены, но Екатерина II по достоинству оценила знания и опыт законоискуссника Горюшкина.
Его пригласили в Московский университете преподавать российское практическое правоведение. При этом он продолжал юридическую службу в госучреждениях. Кроме того, Горюшкин составил первый свод законодательства – четырехтомный труд «Руководство к познанию российского законоискусства». Он не только систематизировал все существующие законы, но и дал определения сотням понятий, без чего невозможно законотворчество.
В своем труде Горюшкин заново прочитал известные слова летописи о призыве варягов для управления Русью: «Поищем себе князя, иже бы володил и рядил по праву».
Юрист разъяснял: «Володеть» или «владеть» есть не что иное, как вольно, властно или свободно делать. Чрез слово «ряд» означалось тогда учиненное о чем-либо основательное или твердое постановление. «Право» прежде и ныне приемлется знаменованием таких наших деяний, которые учинены быть должны так, как оные сделать возможным по закону признается.
Из сего явствует, что обитавшие тогда в России народы положили призываемым ими вручать над собою право постановлять или учреждать в их обществе всё то, что только служит к их благосостоянию».
То есть правитель, Рюрик или кто-то другой, должен был вершить суд, основываясь на уже существовавших местных законах. Получается, что Рюрик был нужен не более как третейский судья, беспристрастный по своей сути, потому и призванный, возможно, издалёка. А судил он по местным законам. Поэтому в истории Киевской Руси так мало следов варяжского влияния.
Еще Горюшкин в своем труде писал: «Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам. Сие равенство требует хорошего установления, которое воспрещало бы богатым удручать меньшее их стяжание имеющих и обращать себе в собственную пользу чины и звания, порученные им только как правительствующим особам государства».
Каким же все-таки Горюшкин был идеалистом! Такого равенства, о котором он мечтает, и до сих пор не существует ни в одном государстве мира... Он охотно делился со студентами воспоминаниями о судебной практике петровских и елизаветинских времен.
— Стоило закричать роковое «Слово и дело!», тотчас хватали доносчика и обвиняемого и тащили в Сыскной приказ, что был на Житном дворе, у Калужских ворот. В застенке палачи разденут несчастного донага, свяжут руки за спиной и, перехватив через крюк, привяжут другой конец веревки к бревнышку. Начинают со встряски — ступят на бревнышко, руки-то и выходят из лопаток. Потом бьют кнутом, сдирая кожу лоскутами от плеч до хребта.
— Да разве возможно такое? — удивлялись студенты.
— И этого мало, — продолжал Горюшкин. — По ободранной спине прохаживались зажженным сухим веником или посыпали ее солью. Если судья разгорячится, он тоже подскочит к несчастному и колотит палкой по голове.
— Но подобного невозможно вытерпеть! — возмущался один из будущих служителей Фемиды.
— Эх, батенька! Поживёте с мое, тогда узнаете, что всё возможно, — продолжал Горюшкин. — Иной выйдет из застенка весь в крови, с изломанными руками, а навстречу другой колодник. «Какова баня?» — спрашивает идущий на пытку. «Остались еще веники», — отшучивался истерзанный. Кто выдерживал три застенка и не сознавался, тот «очищался кровью» — его больше не пытали.
— Я бы не позволил так издеваться над людьми! — воскликнул студент.
— Чтобы не позволить, одной горячности мало, — наставлял Горюшкин. — Законы нужны гуманные, тогда и судьи не станут самочинствовать. А то ведь один закон и знали: «Кнут не архангел, души не вынет, а правду скажет»...
Карамзин во время работы над «Историей Государства Российского» неоднократно брал консультации у Горюшкина по вопросам древнерусского законодательства. Профессор Московского университета Снегирёв, хорошо знавший Горюшкина, рассказывал, что и после отставки к Захару Аникеевичу продолжали, как и прежде, обращаться за советами по юридическим, да и просто по жизненным вопросам, и он редко кому отказывал. «Он был оракулом для многих; к нему прибегали за советами в затруднительных случаях и запутанных делах вельможи и сенаторы».
Горюшкин писал: «Законоискусственная наука есть знание прав и законов, дабы уметь справедливо применять оные к деяниям человеческим, или деяния человеческие к законам, и выводить заключения, непосредственно следующие из сравнения сих двух предложений... Законоискусство есть деятельный навык праведно судить дела человеческие по законам».
В общем, как говорится в Священном писании: да воздастся каждому по делам его.
В этом выпуске вы также услышите:
- Скандальная слава Иды Рубинштейн.
- Граф Алексей Константинович Толстой.
audio/mpeg
Универсальный граф Толстой
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Творчество графа А.К. Толстого очень разнообразно. Он один из лучших русских поэтов-лириков, драматург, создатель Козьмы Пруткова. Об этом - в очередном выпуске программы радио Sputnik "Российская летопись".
16 сентября 1748 года родился юрист Захарий Аникeевич Гoрюшкин. Он долгое время фактически возглавлял кафедру гражданского судопроизводства Московского университета, но звание ординарного профессора так и не получил, поскольку не окончил никакого учебного заведения.
И это не удивительно. Горюшкин хоть и был дворянином по рождению, но его родители не имели почти никакого достатка. И их сыну в 13 лет, едва он выучился читать и писать, пришлось поступить на службу. Сначала в Московскую воеводскую канцелярию, потом в Сыскной приказ и, наконец, в Юстиц-коллегию. В свободное от службы время он усиленно занимался самообразованием. И благодаря такому уникальному сочетанию теоретических знаний и практического опыта, Горюшкин стал редким для России того времени специалистом в области юриспруденции.
Особо стоит отметить его участие в судебном процессе издателя-масона Николая Ивановича Новикoва и других книгопродавцов, распространявших масонскую литературу. Московскому главнокомандующему князю Прoзоровскому императрицей Екатериной II было дано четкое указание искоренить мартинистов, которых она не без оснований подозревала в подрывной деятельности. Но поскольку закона, на основании которого можно было бы назначить наказание за торговлю запрещенными книгами в России в то время не было, суд взял за основу именной указ Петра I от 1720 года. Он устанавливал жестокие наказания для нарушителей государевых постановлений. Но без конкретики. При рассмотрении дела издателей Горюшкин высказал мнение, что указ Петра к нему не подходит, и выступил за то, чтобы обвиняемых наказали по указам о запрещенной торговле, взыскав с них штраф. Князь Прозоровский попытался надавить на Горюшкина, но тот остался при своем мнении. Московский главнокомандующий доложил об этом императрице. В итоге Новиков и иже с ним все равно были осуждены, но Екатерина II по достоинству оценила знания и опыт законоискуссника Горюшкина.
Его пригласили в Московский университете преподавать российское практическое правоведение. При этом он продолжал юридическую службу в госучреждениях. Кроме того, Горюшкин составил первый свод законодательства – четырехтомный труд «Руководство к познанию российского законоискусства». Он не только систематизировал все существующие законы, но и дал определения сотням понятий, без чего невозможно законотворчество.
В своем труде Горюшкин заново прочитал известные слова летописи о призыве варягов для управления Русью: «Поищем себе князя, иже бы володил и рядил по праву».
Юрист разъяснял: «Володеть» или «владеть» есть не что иное, как вольно, властно или свободно делать. Чрез слово «ряд» означалось тогда учиненное о чем-либо основательное или твердое постановление. «Право» прежде и ныне приемлется знаменованием таких наших деяний, которые учинены быть должны так, как оные сделать возможным по закону признается.
Из сего явствует, что обитавшие тогда в России народы положили призываемым ими вручать над собою право постановлять или учреждать в их обществе всё то, что только служит к их благосостоянию».
То есть правитель, Рюрик или кто-то другой, должен был вершить суд, основываясь на уже существовавших местных законах. Получается, что Рюрик был нужен не более как третейский судья, беспристрастный по своей сути, потому и призванный, возможно, издалёка. А судил он по местным законам. Поэтому в истории Киевской Руси так мало следов варяжского влияния.
Еще Горюшкин в своем труде писал: «Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам. Сие равенство требует хорошего установления, которое воспрещало бы богатым удручать меньшее их стяжание имеющих и обращать себе в собственную пользу чины и звания, порученные им только как правительствующим особам государства».
Каким же все-таки Горюшкин был идеалистом! Такого равенства, о котором он мечтает, и до сих пор не существует ни в одном государстве мира... Он охотно делился со студентами воспоминаниями о судебной практике петровских и елизаветинских времен.
— Стоило закричать роковое «Слово и дело!», тотчас хватали доносчика и обвиняемого и тащили в Сыскной приказ, что был на Житном дворе, у Калужских ворот. В застенке палачи разденут несчастного донага, свяжут руки за спиной и, перехватив через крюк, привяжут другой конец веревки к бревнышку. Начинают со встряски — ступят на бревнышко, руки-то и выходят из лопаток. Потом бьют кнутом, сдирая кожу лоскутами от плеч до хребта.
— Да разве возможно такое? — удивлялись студенты.
— И этого мало, — продолжал Горюшкин. — По ободранной спине прохаживались зажженным сухим веником или посыпали ее солью. Если судья разгорячится, он тоже подскочит к несчастному и колотит палкой по голове.
— Но подобного невозможно вытерпеть! — возмущался один из будущих служителей Фемиды.
— Эх, батенька! Поживёте с мое, тогда узнаете, что всё возможно, — продолжал Горюшкин. — Иной выйдет из застенка весь в крови, с изломанными руками, а навстречу другой колодник. «Какова баня?» — спрашивает идущий на пытку. «Остались еще веники», — отшучивался истерзанный. Кто выдерживал три застенка и не сознавался, тот «очищался кровью» — его больше не пытали.
— Я бы не позволил так издеваться над людьми! — воскликнул студент.
— Чтобы не позволить, одной горячности мало, — наставлял Горюшкин. — Законы нужны гуманные, тогда и судьи не станут самочинствовать. А то ведь один закон и знали: «Кнут не архангел, души не вынет, а правду скажет»...
Карамзин во время работы над «Историей Государства Российского» неоднократно брал консультации у Горюшкина по вопросам древнерусского законодательства. Профессор Московского университета Снегирёв, хорошо знавший Горюшкина, рассказывал, что и после отставки к Захару Аникеевичу продолжали, как и прежде, обращаться за советами по юридическим, да и просто по жизненным вопросам, и он редко кому отказывал. «Он был оракулом для многих; к нему прибегали за советами в затруднительных случаях и запутанных делах вельможи и сенаторы».
Горюшкин писал: «Законоискусственная наука есть знание прав и законов, дабы уметь справедливо применять оные к деяниям человеческим, или деяния человеческие к законам, и выводить заключения, непосредственно следующие из сравнения сих двух предложений... Законоискусство есть деятельный навык праведно судить дела человеческие по законам».
В общем, как говорится в Священном писании: да воздастся каждому по делам его.
В этом выпуске вы также услышите:
- Скандальная слава Иды Рубинштейн.
- Граф Алексей Константинович Толстой.
audio/mpeg
Пятого сентября 1817 года родился писатель граф Алексей Константинович Толстой – один из лучших русских поэтов-лириков, создатель знаменитой драматической трилогии, автор исторического романа, оригинальных былин и баллад, сатирик и юморист. И все это носит отпечаток его могучего таланта и обаятельной личности. По словам Ивана Сергеевича Тургенева, "натура гуманная, глубоко гуманная! ‒ вот что был Толстой, и как у всякого истинного поэта, жизнь которого неуклонно переливается в его творчество, эта гуманная натура Толстого сквозит и дышит во всем, что он написал"...Граф Алексей Константинович Толстой появился на свет в Санкт-Петербурге. По материнской линии происходил из рода Разумовских: мать поэта, ее братья и сестры были побочными детьми графа Алексея Кирилловича Разумовского, министра народного просвещения в царствование императора Александра I. В начале XIX века они были узаконены, получили дворянство и фамилию Перовских, от названия подмосковного имения графа Разумовского – Перово.Родители Толстого вскоре после его рождения разошлись, поэтому его наставником и подлинным учителем стал брат матери – Алексей Перовский, известный литератор, печатавший свои произведения под псевдонимом Антоний Погорельский. Для своего воспитанника он написал знаменитую сказку "Черная курица" и с ранних лет сумел воспитать в Алексее любовь к книгам и литературному творчеству. Считается, что Алексей Перовский послужил для Льва Толстого прототипом для создания образа Пьера Безухова в романе "Война и мир".В детстве Толстой, по рекомендации Жуковского, стал товарищем по играм наследника престола Александра Николаевича. Даже известен случай, когда вместе с Александром и Алешей в солдатиков играл сам император Николай I. Мальчики сошлись характерами и сохранили добрые отношения на всю жизнь. Впоследствии и Мария Александровна, супруга императора, также высоко ценила личность и талант графа Толстого.Благодаря близости ко двору Толстому иногда удавалось вызволять своих приятелей из беды. Так, например, он хлопотал о смягчении наказания Тургенева, осужденного за статью в память Гоголя. Наказание смягчили, за что Тургенев был безмерно благодарен Алексею Константиновичу.В юности Толстой вместе с будущим императором Александром II ездил на озеро Комо. Впечатления этой поездки будут позднее им использованы при работе над повестью "Упырь". А в 1827 году Алексей Перовский со своим племянником ездил в Германию, где познакомил Толстого с великим Гете. Мальчик даже получил от писателя подарок – обломок бивня мамонта, который он хранил всю жизнь.Граф Алексей Константинович обладал замечательной силой: в детстве бегал по коридорам Зимнего дворца с цесаревичем на плечах. А будучи взрослым, подымал одной рукой взрослого человека, скручивал винтом кочергу и серебряные вилки, мог порвать колоду карт, вдавить гвоздь в стену без помощи молотка, не один раз в одиночку ходил с рогатиной на медведя. Толстой был заядлым охотником. Он и на знаменитой картине своего друга Карла Брюллова изображен в охотничьем наряде и с ружьем. По окончании Московского университета Толстой некоторое время провел на дипломатическом поприще, а в 1840-м году перевелся во 2-е отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, в ведении которого были вопросы законодательства. Там Толстой прослужил много лет, довольно быстро продвигаясь в чинах. В 26 лет от роду он получил придворное звание камер-юнкера. Позднее стал егермейстером.На литературном поприще Толстой также выступил в 1840-е годы, дебютировав в печати с повестью "Упырь", благодаря которой Алексея Константиновича впоследствии назовут классиком отечественной "страшной литературы". Его "Упырь" и "Семья вурдалака" считаются шедеврами русской мистики. В этом, видимо, сказалось влияние его дяди и воспитателя, одного из основоположников русской фантастической прозы.В те же годы Толстой пишет много поэтических произведений, которые приобрели широкую популярность. В частности, "Колокольчики мои", "Ты знаешь край, где все обильем дышит"...А в начале 1850-х годов "родился" Козьма Прутков. Это не просто псевдоним, а созданная Толстым и его двоюродными братьями Жемчужниковыми сатирическая маска самодовольного поэта-бюрократа. От имени Козьмы Пруткова они писали стихи, пародии, пьески, афоризмы, исторические анекдоты, высмеивая в них уродливые явления окружающей действительности и литературы.В эти же годы круто изменилась и личная жизнь поэта. Толстой встретил и полюбил Софью Андреевну Миллер, жену конногвардейского полковника. Они сошлись, но браку их препятствовал муж, не дававший Софье Андреевне развода. Лишь 12 лет спустя, в 1863 году, Толстой и Миллер смогли обвенчаться. С момента встречи с Софьей Андреевной и до самой своей кончины все любовные стихи Алексея Константиновича были посвящены ей. Среди них и знаменитое "Средь шумного бала...", ставшее впоследствии романсом. 1860-е годы стали вершиной творчества Толстого. Им создан исторический роман "Князь Серебряный", написаны одна за другой три пьесы, составившие драматическую трилогию: "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Федор Иоаннович" и "Царь Борис".Наиболее яркой из трех пьес, без сомнения, является вторая ‒ "Царь Федор Иоаннович". Оригинальная композиция пьесы привела и к блестящему сочетанию психологического портрета с развитием сюжета. Этим, в первую очередь, и объясняется замечательное сценическое долголетие "Царя Федора", который и поныне с успехом идет на сцене Малого театра. Следует отметить, что психологический реализм исторических персонажей трилогии Толстого позволил Василию Осиповичу Ключевскому использовать их в своем знаменитом "Курсе русской истории". А характеризуя царя Федора, историк прямо цитировал произведение Толстого...В позднем творчестве Алексея Константиновича особенно хороши сатирические "Сон Попова" и "История государства Российского от Гостомысла до Тимашева". В первом произведении описывается "страшный" сон статского советника Попова, в котором он случайно оказался на приеме у министра без панталон и был за то обвинен в непозволительном вольнодумстве. А "История" ‒ это пародийный рассказ об основных событиях российской истории: от призвания варягов до Тимашева, министра внутренних дел в правительстве Александра II. И начинается "История" хрестоматийными словами:Послушайте, ребята, Что вам расскажет дед. Земля наша богата, Порядка в ней лишь нет...К сожалению, талант Алексея Константиновича был более могуч, нежели его здоровье. Он мучился головными болями. Во время очередного приступа Толстой ввел себе слишком большую дозу морфия, который принимал по предписанию врача. Это привело к смерти писателя. Он скончался в сентябре 1875 года на 58-м году жизни. В этом выпуске вы также услышите:– Законоискуссник З.А. Горюшкин.– Скандальная слава Иды Рубинштейн.Автор Владимир Бычков, радио SputnikКоротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
санкт-петербург
германия
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e4/09/06/1576833267_0:0:600:450_1920x0_80_0_0_8ba409ddad41d603f4103332ccb25761.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
в эфире, подкасты – радио sputnik, российская летопись, санкт-петербург, германия, иван тургенев, лев толстой (писатель)
В эфире, Подкасты – Радио Sputnik, Российская летопись, Санкт-Петербург, Германия, Иван Тургенев, Лев Толстой (писатель)
Пятого сентября 1817 года родился писатель граф Алексей Константинович Толстой – один из лучших русских поэтов-лириков, создатель знаменитой драматической трилогии, автор исторического романа, оригинальных былин и баллад, сатирик и юморист.
И все это носит отпечаток его могучего таланта и обаятельной личности. По словам Ивана Сергеевича Тургенева, "натура гуманная, глубоко гуманная! ‒ вот что был Толстой, и как у всякого истинного поэта, жизнь которого неуклонно переливается в его творчество, эта гуманная натура Толстого сквозит и дышит во всем, что он написал"...
Граф Алексей Константинович Толстой появился на свет в Санкт-Петербурге. По материнской линии происходил из рода Разумовских: мать поэта, ее братья и сестры были побочными детьми графа Алексея Кирилловича Разумовского, министра народного просвещения в царствование императора Александра I. В начале XIX века они были узаконены, получили дворянство и фамилию Перовских, от названия подмосковного имения графа Разумовского – Перово.
Родители Толстого вскоре после его рождения разошлись, поэтому его наставником и подлинным учителем стал брат матери – Алексей Перовский, известный литератор, печатавший свои произведения под псевдонимом Антоний Погорельский. Для своего воспитанника он написал знаменитую сказку "Черная курица" и с ранних лет сумел воспитать в Алексее любовь к книгам и литературному творчеству. Считается, что Алексей Перовский послужил для Льва Толстого прототипом для создания образа Пьера Безухова в романе "Война и мир".
В детстве Толстой, по рекомендации Жуковского, стал товарищем по играм наследника престола Александра Николаевича. Даже известен случай, когда вместе с Александром и Алешей в солдатиков играл сам император Николай I. Мальчики сошлись характерами и сохранили добрые отношения на всю жизнь. Впоследствии и Мария Александровна, супруга императора, также высоко ценила личность и талант графа Толстого.
Благодаря близости ко двору Толстому иногда удавалось вызволять своих приятелей из беды. Так, например, он хлопотал о смягчении наказания Тургенева, осужденного за статью в память Гоголя. Наказание смягчили, за что Тургенев был безмерно благодарен Алексею Константиновичу.
В юности Толстой вместе с будущим императором Александром II ездил на озеро Комо. Впечатления этой поездки будут позднее им использованы при работе над повестью "Упырь". А в 1827 году Алексей Перовский со своим племянником ездил в Германию, где познакомил Толстого с великим Гете. Мальчик даже получил от писателя подарок – обломок бивня мамонта, который он хранил всю жизнь.
Граф Алексей Константинович обладал замечательной силой: в детстве бегал по коридорам Зимнего дворца с цесаревичем на плечах. А будучи взрослым, подымал одной рукой взрослого человека, скручивал винтом кочергу и серебряные вилки, мог порвать колоду карт, вдавить гвоздь в стену без помощи молотка, не один раз в одиночку ходил с рогатиной на медведя. Толстой был заядлым охотником. Он и на знаменитой картине своего друга Карла Брюллова изображен в охотничьем наряде и с ружьем.
По окончании Московского университета Толстой некоторое время провел на дипломатическом поприще, а в 1840-м году перевелся во 2-е отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, в ведении которого были вопросы законодательства. Там Толстой прослужил много лет, довольно быстро продвигаясь в чинах. В 26 лет от роду он получил придворное звание камер-юнкера. Позднее стал егермейстером.
На литературном поприще Толстой также выступил в 1840-е годы, дебютировав в печати с повестью "Упырь", благодаря которой Алексея Константиновича впоследствии назовут классиком отечественной "страшной литературы". Его "Упырь" и "Семья вурдалака" считаются шедеврами русской мистики. В этом, видимо, сказалось влияние его дяди и воспитателя, одного из основоположников русской фантастической прозы.
В те же годы Толстой пишет много поэтических произведений, которые приобрели широкую популярность. В частности, "Колокольчики мои", "Ты знаешь край, где все обильем дышит"...
А в начале 1850-х годов "родился" Козьма Прутков. Это не просто псевдоним, а созданная Толстым и его двоюродными братьями Жемчужниковыми сатирическая маска самодовольного поэта-бюрократа. От имени Козьмы Пруткова они писали стихи, пародии, пьески, афоризмы, исторические анекдоты, высмеивая в них уродливые явления окружающей действительности и литературы.
В эти же годы круто изменилась и личная жизнь поэта. Толстой встретил и полюбил Софью Андреевну Миллер, жену конногвардейского полковника. Они сошлись, но браку их препятствовал муж, не дававший Софье Андреевне развода. Лишь 12 лет спустя, в 1863 году, Толстой и Миллер смогли обвенчаться.
С момента встречи с Софьей Андреевной и до самой своей кончины все любовные стихи Алексея Константиновича были посвящены ей. Среди них и знаменитое "Средь шумного бала...", ставшее впоследствии романсом. 1860-е годы стали вершиной творчества Толстого. Им создан исторический роман "Князь Серебряный", написаны одна за другой три пьесы, составившие драматическую трилогию: "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Федор Иоаннович" и "Царь Борис".
Наиболее яркой из трех пьес, без сомнения, является вторая ‒ "Царь Федор Иоаннович". Оригинальная композиция пьесы привела и к блестящему сочетанию психологического портрета с развитием сюжета. Этим, в первую очередь, и объясняется замечательное сценическое долголетие "Царя Федора", который и поныне с успехом идет на сцене Малого театра. Следует отметить, что психологический реализм исторических персонажей трилогии Толстого позволил Василию Осиповичу Ключевскому использовать их в своем знаменитом "Курсе русской истории". А характеризуя царя Федора, историк прямо цитировал произведение Толстого...
В позднем творчестве Алексея Константиновича особенно хороши сатирические "Сон Попова" и "История государства Российского от Гостомысла до Тимашева". В первом произведении описывается "страшный" сон статского советника Попова, в котором он случайно оказался на приеме у министра без панталон и был за то обвинен в непозволительном вольнодумстве. А "История" ‒ это пародийный рассказ об основных событиях российской истории: от призвания варягов до Тимашева, министра внутренних дел в правительстве Александра II. И начинается "История" хрестоматийными словами:
Послушайте, ребята,
Что вам расскажет дед.
Земля наша богата,
Порядка в ней лишь нет...
К сожалению, талант Алексея Константиновича был более могуч, нежели его здоровье. Он мучился головными болями. Во время очередного приступа Толстой ввел себе слишком большую дозу морфия, который принимал по предписанию врача. Это привело к смерти писателя. Он скончался в сентябре 1875 года на 58-м году жизни.
В этом выпуске вы также услышите:
– Законоискуссник З.А. Горюшкин.
– Скандальная слава Иды Рубинштейн.
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.