https://radiosputnik.ru/20191208/1562076742.html
Я русский бы выучил. От чего зависит популярность русского языка
Я русский бы выучил. От чего зависит популярность русского языка - Радио Sputnik, 08.12.2019
Я русский бы выучил. От чего зависит популярность русского языка
Русский язык сегодня входит в десятку самых распространенных языков на планете, но по данным экспертов Минобрнауки, занимает в ней последнее место. С чем связана такая позиция "великого и могучего" в мировом рейтинге и как ее улучшить.
2019-12-08T14:00
2019-12-08T14:00
2019-12-08T14:08
общество
интервью - авторы
сша
вьетнам
пушкин
русский язык в мире
авторы
https://cdn.radiosputnik.ru/images/155266/56/1552665661_0:278:3017:1975_1920x0_80_0_0_77984d86d4b47261d5c837f084462d22.jpg
За последние 25 лет русский язык сдал свои позиции в мире. По информации, которая появилась в СМИ со ссылкой на подведомственный Минобрнауки Центр социологических исследований, со времен распада СССР число иностранцев, изучающих русский язык, сократилось вдвое и в будущем может стать еще меньше. Анализируя эти цифры, нужно понимать, что и как мы считаем. В государственных учебных заведениях за рубежом действительно стали меньше изучать русский, зато появилось много частных школ и курсов, отмечает проректор Государственного Института русского языка им. Пушкина, доктор филологических наук Михаил Осадчий "В госсекторе русский язык становится все менее популярным предметом. Число кафедр славистики в зарубежных университетах сократилось с пятисот до ста. И все меньше учеников в школах изучают русский как первый или второй иностранный язык. Но при этом, в 90 –х годах начался лавинообразный прирост частных школ, разных курсов, детских садов, языковых кружков и ассоциаций, которые сегодня преподают русский язык за рубежом",– говорит Михаил Осадчий.Конечно, в частных школах очень часто учителя не имеют специального высшего образования. Иногда преподавать набирают тех, кто просто владеет русским языком как родным, полагая, что этого достаточно. К тому же подсчитать, сколько народу обучается в таких организациях, очень сложно. "Не все такие частные школы идут на контакт и не все сотрудничают с Россией. Дело в том, что такие учебные заведения являются частным бизнесом, который действует по законам тех стран, где он находится. Зачастую им руководят этнические русские, но они граждане других государств. Поэтому они не всегда готовы делиться информацией и даже принимать помощь от России", – поясняет Михаил Осадчий. В этой связи, отмечает он, когда Россия вдвое увеличила траты на продвижение русского языка в мире, почти до 7 с половиной миллиардов рублей, важно понимать, кто эти ресурсы будет получать и эффективно их расходовать."Это большая проблема, которую нужно обсуждать. Например, насколько правомерно спонсировать зарубежные частные школы на деньги российских налогоплательщиков. А если мы эти деньги направляем на развитие образовательных организаций, ассоциированных с Россией, то здесь сразу возникает вопрос, как это будет восприниматься населением и самой страной. Не секрет, что сегодня общественное мнение в Западной Европе, в США и некоторых других регионах достаточно негативное", – подчеркивает проректор Государственного Института русского языка им. Пушкина Михаил Осадчий.Интерес к языку всегда прямо пропорционален интересу к стране и ее влиянию. Например, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где и связи с нашими соседями очень прочны, и экономическое сотрудничество интенсивно развивается, интерес к русскому языку растет. А там, где влияние России по каким-то причинам ослабевает, например, в странах Западной Европы, в США, он может падать. Впрочем, что касается Соединенных Штатов, то тут такая закономерность не работает, там наблюдается стабильный интерес к русскому языку и серьезного сокращения числа обучающихся не происходит.До конца нынешнего года министерство просвещения создаст не менее десяти центров открытого образования на русском языке в разных странах. Недавно они уже были открыты в Греции, Киргизии и Узбекистане. Меморандум о сотрудничестве подписан с Сербией. С января 2020 года российские учителя приступят к работе во Вьетнаме. Будут они работать со следующего года и во Франции.Но популяризацией нашего "великого и могучего" нужно заниматься и в самом широком смысле. Как сказал недавно президент на Совете по русскому языку, если страна "будет мощной, сильной, привлекательной, притягательной – будут учить русский", а без этого не будет интереса, "хоть тресни"! Автор Ольга Гаврилова, радио SputnikПодписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу.
https://radiosputnik.ru/20190902/1558168163.html
https://radiosputnik.ru/20191202/1561846851.html
сша
вьетнам
пушкин
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/155266/56/1552665661_288:0:3017:2047_1920x0_80_0_0_21ef771f985dceab663a0d9f4d1d3c1d.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
общество, интервью - авторы, сша, вьетнам, пушкин, русский язык в мире
Общество, Интервью - Авторы, США, Вьетнам, Пушкин, Русский язык в мире, Авторы
Я русский бы выучил. От чего зависит популярность русского языка
Русский язык сегодня входит в десятку самых распространенных языков на планете, но по данным экспертов Минобрнауки, занимает в ней последнее место. С чем связана такая позиция "великого и могучего" в мировом рейтинге и как ее улучшить.
За последние 25 лет русский язык сдал свои позиции в мире. По информации, которая появилась в СМИ со ссылкой на подведомственный Минобрнауки Центр социологических исследований, со времен распада СССР число иностранцев, изучающих русский язык, сократилось вдвое и в будущем может стать еще меньше.
Анализируя эти цифры, нужно понимать, что и как мы считаем. В государственных учебных заведениях за рубежом действительно стали меньше изучать русский, зато появилось много частных школ и курсов, отмечает проректор Государственного Института русского языка им. Пушкина, доктор филологических наук Михаил Осадчий
"В госсекторе русский язык становится все менее популярным предметом. Число кафедр славистики в зарубежных университетах сократилось с пятисот до ста. И все меньше учеников в школах изучают русский как первый или второй иностранный язык. Но при этом, в 90 –х годах начался лавинообразный прирост частных школ, разных курсов, детских садов, языковых кружков и ассоциаций, которые сегодня преподают русский язык за рубежом",– говорит Михаил Осадчий.
Конечно, в частных школах очень часто учителя не имеют специального высшего образования. Иногда преподавать набирают тех, кто просто владеет русским языком как родным, полагая, что этого достаточно. К тому же подсчитать, сколько народу обучается в таких организациях, очень сложно.
"Не все такие частные школы идут на контакт и не все сотрудничают с Россией. Дело в том, что такие учебные заведения являются частным бизнесом, который действует по законам тех стран, где он находится. Зачастую им руководят этнические русские, но они граждане других государств. Поэтому они не всегда готовы делиться информацией и даже принимать помощь от России", – поясняет Михаил Осадчий.
В этой связи, отмечает он, когда Россия вдвое увеличила траты на продвижение русского языка в мире, почти до 7 с половиной миллиардов рублей, важно понимать, кто эти ресурсы будет получать и эффективно их расходовать.
"Это большая проблема, которую нужно обсуждать. Например, насколько правомерно спонсировать зарубежные частные школы на деньги российских налогоплательщиков. А если мы эти деньги направляем на развитие образовательных организаций, ассоциированных с Россией, то здесь сразу возникает вопрос, как это будет восприниматься населением и самой страной. Не секрет, что сегодня общественное мнение в Западной Европе, в США и некоторых других регионах достаточно негативное", – подчеркивает проректор Государственного Института русского языка им. Пушкина Михаил Осадчий.
Интерес к языку всегда прямо пропорционален интересу к стране и ее влиянию. Например, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где и связи с нашими соседями очень прочны, и экономическое сотрудничество интенсивно развивается, интерес к русскому языку растет. А там, где влияние России по каким-то причинам ослабевает, например, в странах Западной Европы, в США, он может падать. Впрочем, что касается Соединенных Штатов, то тут такая закономерность не работает, там наблюдается стабильный интерес к русскому языку и серьезного сокращения числа обучающихся не происходит.
До конца нынешнего года министерство просвещения создаст не менее десяти центров открытого образования на русском языке в разных странах. Недавно они уже были открыты в Греции, Киргизии и Узбекистане. Меморандум о сотрудничестве подписан с Сербией. С января 2020 года российские учителя приступят к работе во Вьетнаме. Будут они работать со следующего года и во Франции.
Но популяризацией нашего "великого и могучего" нужно заниматься и в самом широком смысле. Как
сказал недавно президент на Совете по русскому языку, если страна "будет мощной, сильной, привлекательной, притягательной – будут учить русский", а без этого не будет интереса, "хоть тресни"!
Автор Ольга Гаврилова, радио Sputnik
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу.