https://radiosputnik.ru/20190907/1558384005.html
Дядя Сэм против русского медведя: конфликт мировоззрений
Дядя Сэм против русского медведя: конфликт мировоззрений - Радио Sputnik, 03.03.2020
Дядя Сэм против русского медведя: конфликт мировоззрений
Что бы это значило, думал ирландец, глядя на бочки с мясом. Он охранял склад во время второй англо-американской войны. На бочках было написано US. Сторож перебрал все варианты, кроме United States, и решил: это Uncle Sam, поставщик. 7 сентября 1813 года "дядя Сэм" родился как второе имя США.
2019-09-07T03:00
2019-09-07T03:00
2020-03-03T15:56
авторы
сша
канада
великобритания
япония
россия
https://cdn.radiosputnik.ru/images/155162/65/1551626572_0:42:601:380_1920x0_80_0_0_bd8796a824c7ab42006a9442f3834e6c.jpg
День рождения "дяде" подарила газетная статья, в которой он впервые был упомянут для общего названия американского правительства. Художник придумал ему внешность – "дядя" начал жить в карикатурах и политических плакатах. Худосочный старичок с бородкой и в цилиндре сделался узнаваемым визуальным образом США. Каждая страна рано или поздно обзаводится своим "дядей". Это называется национальной персонификацией. А был ли дядя?Дядя Сэм существовал на самом деле. Его звали Сэмюэлем Уилсоном, он действительно поставлял мясную продукцию в американскую армию. Через сто лет после смерти Уилсона конгресс США даже официально признал его прародителем национального символа. Похожая история, только раньше, случилась в Великобритании. Там появился нарисованный Джон Булль, тоже "дядя", но целиком выдуманный. Он продвигался как типичный англичанин: был не стар, тучноват и глуповат на вид. По тому же пути пошли канадцы – их "общим лицом" стал сельский житель, лесоруб. В комиксах его звали Джонни Кануком. Идея "простого человека" в качестве национальной персоны многим пришлась по душе. Жители Норвегии, например, это Ола Нордманн – фермер в колпаке гнома, трудяга. Граждане Венесуэллы долгое время отождествляли себя с бедняком Хуаном Бимбой, который кроме горя почти ничего не знал. Израильский Срулик среди них всех – самый молодой и по времени появления, и по возрасту и самый мультяшный по изображению. Придуманные персонажи в основном долго не живут: они либо устаревают внутри собственного народа, либо перестают быть понятными извне. "Дядя Сэм" держался дольше всех, но и он подустал. Граждане США скорее ассоциируют себя со Статуей Свободы, и сама она как символ лучше "работает на узнавание". Почти так же хорошо, как представители флоры и фауны. Мать-природа Ветка сакуры – общепризнанный символ только одной страны. Японцы соблюдают традицию любования цветущей сакурой на протяжении 1 200 лет и не собираются прекращать это делать. Зачем, если на этой традиции формируется японский характер? То же почтение с древности – в Австралии к кенгуру, как бы это животное ни называлось. Говорят, будто путешественник Джеймс Кук высадился на острове, увидел прыгающих сумчатых, спросил – "что это?", а аборигены ему ответили: "кен-гу-ру", то есть "мы тебя не понимаем". "Кенгуру" для французов – это петух: символ неофициальный, но горячо любимый и тоже почтенного возраста."Национальная персонификация не бывает случайной, и если меняется символ, это значит, что меняется самоидентификация нации", – так считает Мария Штейнман, профессор Высшей школы экономики."У Китая, например, сейчас два символа – дракон и панда. Конечно, для Китая характерен дракон. Панда появилась значительно позже и очень интересно его дополняет. Дракон обладает властью, а панда – особой ценностью. Известно, что вне Китая панду невозможно легально приобрести в зоопарк. Только Китай распоряжается пандами. Даже если вы приобретете пару, и у нее появятся детеныши, они тоже будут принадлежать Китаю. Современный Китай находится между двумя чашами весов: символом власти и символом особой ценности". Бывает, животное-символ появляется как "назначение со стороны": так Россию убедили в том, что ее образ – это "русский медведь". "Случай с Россией любопытен потому, что и внутреннее, и внешнее восприятие совпали в образе медведя", – замечает Мария Штейнман. По ее мнению, в русских сказках и баснях медведь всегда доминирующий персонаж, при этом воспринимается и как позитивный, и как негативный. С одной стороны, он все сносит на своем пути, он опасный хищник. С другой стороны, он может и не проявлять агрессию – если его не дразнить, он будет тихо сидеть в своем малиннике. Автор Ольга Бугрова, радио SputnikЧтобы не пропустить все самое интересное, следите за нами ВКонтакте. И не забывайте про Instagram.
сша
канада
великобритания
россия
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
Ольга Бугрова
https://cdn.radiosputnik.ru/images/148082/96/1480829647_824:0:4104:3280_100x100_80_0_0_447bde49812d8b9587b0515a05203f38.jpg
Ольга Бугрова
https://cdn.radiosputnik.ru/images/148082/96/1480829647_824:0:4104:3280_100x100_80_0_0_447bde49812d8b9587b0515a05203f38.jpg
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/155162/65/1551626572_18:0:581:422_1920x0_80_0_0_38fbd3931a4449c929c50e45a61a5243.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Ольга Бугрова
https://cdn.radiosputnik.ru/images/148082/96/1480829647_824:0:4104:3280_100x100_80_0_0_447bde49812d8b9587b0515a05203f38.jpg
сша, канада, великобритания, япония, россия
Авторы, США, Канада, Великобритания, Япония, Россия
Дядя Сэм против русского медведя: конфликт мировоззрений
Ведущие
Ольга Бугрова
обозреватель радио Sputnik
Что бы это значило, думал ирландец, глядя на бочки с мясом. Он охранял склад во время второй англо-американской войны. На бочках было написано US. Сторож перебрал все варианты, кроме United States, и решил: это Uncle Sam, поставщик. 7 сентября 1813 года "дядя Сэм" родился как второе имя США.
День рождения "дяде" подарила газетная статья, в которой он впервые был упомянут для общего названия американского правительства. Художник придумал ему внешность – "дядя" начал жить в карикатурах и политических плакатах. Худосочный старичок с бородкой и в цилиндре сделался узнаваемым визуальным образом США. Каждая страна рано или поздно обзаводится своим "дядей". Это называется национальной персонификацией.
Дядя Сэм существовал на самом деле. Его звали Сэмюэлем Уилсоном, он действительно поставлял мясную продукцию в американскую армию. Через сто лет после смерти Уилсона конгресс США даже официально признал его прародителем национального символа. Похожая история, только раньше, случилась в Великобритании. Там появился нарисованный Джон Булль, тоже "дядя", но целиком выдуманный. Он продвигался как типичный англичанин: был не стар, тучноват и глуповат на вид. По тому же пути пошли канадцы – их "общим лицом" стал сельский житель, лесоруб. В комиксах его звали Джонни Кануком.
Идея "простого человека" в качестве национальной персоны многим пришлась по душе. Жители Норвегии, например, это Ола Нордманн – фермер в колпаке гнома, трудяга. Граждане Венесуэллы долгое время отождествляли себя с бедняком Хуаном Бимбой, который кроме горя почти ничего не знал. Израильский Срулик среди них всех – самый молодой и по времени появления, и по возрасту и самый мультяшный по изображению.
Придуманные персонажи в основном долго не живут: они либо устаревают внутри собственного народа, либо перестают быть понятными извне. "Дядя Сэм" держался дольше всех, но и он подустал. Граждане США скорее ассоциируют себя со Статуей Свободы, и сама она как символ лучше "работает на узнавание". Почти так же хорошо, как представители флоры и фауны.
Ветка сакуры – общепризнанный символ только одной страны. Японцы соблюдают традицию любования цветущей сакурой на протяжении 1 200 лет и не собираются прекращать это делать. Зачем, если на этой традиции формируется японский характер? То же почтение с древности – в Австралии к кенгуру, как бы это животное ни называлось. Говорят, будто путешественник Джеймс Кук высадился на острове, увидел прыгающих сумчатых, спросил – "что это?", а аборигены ему ответили: "кен-гу-ру", то есть "мы тебя не понимаем". "Кенгуру" для французов – это петух: символ неофициальный, но горячо любимый и тоже почтенного возраста.
"Национальная персонификация не бывает случайной, и если меняется символ, это значит, что меняется самоидентификация нации", – так считает Мария Штейнман, профессор Высшей школы экономики.
«
"У Китая, например, сейчас два символа – дракон и панда. Конечно, для Китая характерен дракон. Панда появилась значительно позже и очень интересно его дополняет. Дракон обладает властью, а панда – особой ценностью. Известно, что вне Китая панду невозможно легально приобрести в зоопарк. Только Китай распоряжается пандами. Даже если вы приобретете пару, и у нее появятся детеныши, они тоже будут принадлежать Китаю. Современный Китай находится между двумя чашами весов: символом власти и символом особой ценности".
Бывает, животное-символ появляется как "назначение со стороны": так Россию убедили в том, что ее образ – это "русский медведь". "Случай с Россией любопытен потому, что и внутреннее, и внешнее восприятие совпали в образе медведя", – замечает Мария Штейнман. По ее мнению, в русских сказках и баснях медведь всегда доминирующий персонаж, при этом воспринимается и как позитивный, и как негативный. С одной стороны, он все сносит на своем пути, он опасный хищник. С другой стороны, он может и не проявлять агрессию – если его не дразнить, он будет тихо сидеть в своем малиннике.
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
Чтобы не пропустить все самое интересное, следите за нами ВКонтакте. И не забывайте про Instagram.