https://radiosputnik.ru/20190225/1551193370.html
Повесть о "непоротых поколениях", или Кое-что о телесных наказаниях
Повесть о "непоротых поколениях", или Кое-что о телесных наказаниях - Радио Sputnik, 25.02.2019
Повесть о "непоротых поколениях", или Кое-что о телесных наказаниях
Бить или не бить? Учеников. Этот вопрос долгие века дискутировался учителями и воспитателями всего мира. В последние десятилетия вроде бы пришли к решению – не бить. Но, оказывается, не все и не везде.
2019-02-25T07:00
2019-02-25T07:00
2019-02-25T07:00
общество
германия
великобритания
екатерина ii
российская империя
авторы
школы
николай i
https://cdn.radiosputnik.ru/images/72741/38/727413850_0:57:660:428_1920x0_80_0_0_4e2b5ae50c1acb049c22aa2e20529415.jpg
В этот день, … лет назадДвадцать пятого февраля 1982 года Европейский суд по правам человека постановил, что британские родители могут требовать отмены телесных наказаний в школах.И действительно, через несколько лет наконец-то такие наказания были признаны властями Британии унижающими человеческое достоинство. Всегда в таких случаях хочется воскликнуть: ага – значит, несколько веков подряд порка не только ничего и никого не унижала, а, быть может, даже еще и возвышала? Так что ли? Ну, ладно, оставим сей дуализм в покое – это очень долгий философический спор...Кстати, "достоинство" было возвращено только в государственных школах. А в частных школах телесные наказания не сразу отменили. Поэтому в них вопрос "бить или не бить?" был актуален до самого конца XX века. Второй вопрос: чем, собственно говоря, бить, то есть "воспитывать"? На туманном Альбионе в ходу была шлепалка (деревянная, кожанная, из жесткой резины) в виде вытянутой пластины с рукоятью. И по рукам ей, и по пальцам! Это орудие воспитания называется по-русски не очень – паддл (от английского рaddle – весло). В континентальной Европе этот паддл часто заменяла обыкновенная линейка. Ей отмеряли и силу, и объем наказания.Еще применялись гибкая трость, ну и, конечно, обыкновенный ремень. Классика жанра! Куда ж без него?!Другой мировой светоч демократии и прогресса – США. Последним штатом, где в государственных школах были запрещены телесные наказания, стал Нью-Мексико. И это произошло не в какие-то старозаветные, былинные времена, а в 2011 году. Получается, что последнее американское поротое поколение совсем недавно вступило в серьезную взрослую жизнь.Да, совсем забыл! На частные американские школы этот запрет не распространяется, поэтому тамошние учителя до сих пор вовсю орудуют паддлами, вколачивая в своих учеников азы гуманизма, прогресса и демократии.Теперь о России. У нас еще во времена империи были "непоротые поколения". Это словосочетание приписывают Александру Сергеевичу Пушкину. А все началось, пожалуй, с Екатерины II, поклонницы Жан-Жака Руссо и Вольтера. Ну как порка могла быть совмещена с идеями Просвещения?Своих старших внуков Александра и Константина она, конечно же, воспитывала без рукоприкладства. А вот младшим – Николаю, будущему императору, и Михаилу повезло гораздо меньше. Бабушка Екатерина умерла, отец Павел I назначил к своим сыновьям воспитателем Матвея Ламздорфа. По воспоминаниям, он не "стеснялся" – бил великих князей и розгами, и линейками, ударял даже их об стену. Великие князья постоянно находились как бы в тисках, не могли свободно и непринужденно ни встать, ни сесть, ни говорить, ни забавляться.Позднее этот, с позволения сказать, "воспитатель" будет возведен в графское достоинство. Видимо, за успехи на ниве просвещения.Впрочем, Ламздорф – немец. И наказывал он в соответствии с понятиями и традициями Германии.Например, когда в 11 лет будущий император Петр III, а тогда голштинский герцог остался круглым сиротой, к нему в качестве наставника приставили обер-гофмаршала графа О.Ф. Брюммера. По воспоминаниям, этот Брюммер отличался невежеством, грубостью, жестокостью и варварским отношением к своему подопечному: он морил Петра голодом, истязал и унижал.Брюммер говорил своему воспитаннику: "Я вас так велю сечь, что собаки кровь лизать будут; как бы я был рад, если бы вы сейчас же подохли". Но, с другой стороны, возвращаясь к пушкинским "непоротым поколениям", надо вспомнить, что именно их представители вышли в декабре 1825 года на Сенатскую площадь. Вот тут и задумаешься: бить или не бить?Николай I, пройдя через "воспитание" Ламздорфа, мудро решил найти своему сыну, Александру II, более человечного и доброго наставника. Воспитателем будущего великого реформатора стал поэт Василий Андреевич Жуковский.Но это касалось только сына. А в гимназиях при Николае пороли и по уставу, и по традиции. Причем император, любивший во всем порядок, ввел и здесь регламент: за каждый проступок полагалось конкретное наказание.А решительную борьбу с розгами в учебных заведениях повел уже сын Николая – "непоротый" Александр II. В 1864 году "Уставом гимназий и протогимназий" телесные наказания были отменены. Хотя, конечно, в реальной жизни бывало всякое... В тогдашней Европе о таком гуманизме даже и не помышляли. И буквально до нашего времени ссылались на силу обычаев и традиционное право. Один из наших эмигрантов первой волны вспоминал: "В Германии, перед Второй мировой войной, еще били гимназистов. Не было "телесных наказаний" в строгом смысле этого слова, но пощечины практиковались, как самый обычный способ педагогического воздействия. К русским детям, посещавшим германские школы, эта система, впрочем, не применялась. Наши "варварские" нравы, по европейским взглядам, ликвидировали всякое телесное воздействие на школьников уже лет восемьдесят тому назад. И попытки немецких учителей бить по физиономии русских детей – приводили к скандалам: иногда родители приходили скандалить, а иногда и школьники отвечали сами – так что русские варвары были оставлены в покое". В Германии школьные телесные наказания были запрещены только в конце 1970-х – начале 1980-х годов.Но совсем без наказаний в Доме Романовых, конечно, не обходилось. Например, к детям Александра II воспитатели тоже применяли "репрессии", как то: выговоры, угрозы пожаловаться императору, лишение сладкого, запрет на игры, стояние в углу.А Николай II действовал уже совсем "демократично" – лично наказывал своих детей. Ну, это вообще было что-то няшное, как любит выражаться нынешняя молодежь. И не заходило далее легких шлепков доброй отеческой ладонью по мягким местам.О советской школе даже и говорить не надо: там априори любые телесные наказания были изначально под запретом. Существовала, конечно, своя система репрессивных мер. Из них, пожалуй, самая страшная – вызов родителей в школу. Потому что домашние-то "разборки" никто не запрещал... Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
германия
великобритания
российская империя
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/72741/38/727413850_8:0:653:484_1920x0_80_0_0_77147e7a6213f254731ab7168706c180.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
общество, германия, великобритания, екатерина ii, российская империя, школы, николай i, александр ii, николай ii, европейский суд по правам человека (еспч)
Общество, Германия, Великобритания, Екатерина II, Российская империя, Авторы, Школы, Николай I, Александр II, Николай II, Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ)
Повесть о "непоротых поколениях", или Кое-что о телесных наказаниях
Ведущие
Владимир Бычков
обозреватель радио Sputnik
Бить или не бить? Учеников. Этот вопрос долгие века дискутировался учителями и воспитателями всего мира. В последние десятилетия вроде бы пришли к решению – не бить. Но, оказывается, не все и не везде.
Двадцать пятого февраля 1982 года Европейский суд по правам человека постановил, что британские родители могут требовать отмены телесных наказаний в школах.
И действительно, через несколько лет наконец-то такие наказания были признаны властями Британии унижающими человеческое достоинство. Всегда в таких случаях хочется воскликнуть: ага – значит, несколько веков подряд порка не только ничего и никого не унижала, а, быть может, даже еще и возвышала? Так что ли? Ну, ладно, оставим сей дуализм в покое – это очень долгий философический спор...
Кстати, "достоинство" было возвращено только в государственных школах. А в частных школах телесные наказания не сразу отменили. Поэтому в них вопрос "бить или не бить?" был актуален до самого конца XX века.
Второй вопрос: чем, собственно говоря, бить, то есть "воспитывать"? На туманном Альбионе в ходу была шлепалка (деревянная, кожанная, из жесткой резины) в виде вытянутой пластины с рукоятью. И по рукам ей, и по пальцам! Это орудие воспитания называется по-русски не очень – паддл (от английского рaddle – весло). В континентальной Европе этот паддл часто заменяла обыкновенная линейка. Ей отмеряли и силу, и объем наказания.
Еще применялись гибкая трость, ну и, конечно, обыкновенный ремень. Классика жанра! Куда ж без него?!
Другой мировой светоч демократии и прогресса – США. Последним штатом, где в государственных школах были запрещены телесные наказания, стал Нью-Мексико. И это произошло не в какие-то старозаветные, былинные времена, а в 2011 году. Получается, что последнее американское поротое поколение совсем недавно вступило в серьезную взрослую жизнь.
Да, совсем забыл! На частные американские школы этот запрет не распространяется, поэтому тамошние учителя до сих пор вовсю орудуют паддлами, вколачивая в своих учеников азы гуманизма, прогресса и демократии.
Теперь о России. У нас еще во времена империи были "непоротые поколения". Это словосочетание приписывают Александру Сергеевичу Пушкину.
А все началось, пожалуй, с Екатерины II, поклонницы Жан-Жака Руссо и Вольтера. Ну как порка могла быть совмещена с идеями Просвещения?
Своих старших внуков Александра и Константина она, конечно же, воспитывала без рукоприкладства. А вот младшим – Николаю, будущему императору, и Михаилу повезло гораздо меньше. Бабушка Екатерина умерла, отец Павел I назначил к своим сыновьям воспитателем Матвея Ламздорфа. По воспоминаниям, он не "стеснялся" – бил великих князей и розгами, и линейками, ударял даже их об стену. Великие князья постоянно находились как бы в тисках, не могли свободно и непринужденно ни встать, ни сесть, ни говорить, ни забавляться.
Позднее этот, с позволения сказать, "воспитатель" будет возведен в графское достоинство. Видимо, за успехи на ниве просвещения.
Впрочем, Ламздорф – немец. И наказывал он в соответствии с понятиями и традициями Германии.
Например, когда в 11 лет будущий император Петр III, а тогда голштинский герцог остался круглым сиротой, к нему в качестве наставника приставили обер-гофмаршала графа О.Ф. Брюммера. По воспоминаниям, этот Брюммер отличался невежеством, грубостью, жестокостью и варварским отношением к своему подопечному: он морил Петра голодом, истязал и унижал.
Брюммер говорил своему воспитаннику: "Я вас так велю сечь, что собаки кровь лизать будут; как бы я был рад, если бы вы сейчас же подохли". Но, с другой стороны, возвращаясь к пушкинским "непоротым поколениям", надо вспомнить, что именно их представители вышли в декабре 1825 года на Сенатскую площадь. Вот тут и задумаешься: бить или не бить?
Николай I, пройдя через "воспитание" Ламздорфа, мудро решил найти своему сыну, Александру II, более человечного и доброго наставника. Воспитателем будущего великого реформатора стал поэт Василий Андреевич Жуковский.
Но это касалось только сына. А в гимназиях при Николае пороли и по уставу, и по традиции. Причем император, любивший во всем порядок, ввел и здесь регламент: за каждый проступок полагалось конкретное наказание.
А решительную борьбу с розгами в учебных заведениях повел уже сын Николая – "непоротый" Александр II. В 1864 году "Уставом гимназий и протогимназий" телесные наказания были отменены. Хотя, конечно, в реальной жизни бывало всякое...
В тогдашней Европе о таком гуманизме даже и не помышляли. И буквально до нашего времени ссылались на силу обычаев и традиционное право.
Один из наших эмигрантов первой волны вспоминал: "В Германии, перед Второй мировой войной, еще били гимназистов. Не было "телесных наказаний" в строгом смысле этого слова, но пощечины практиковались, как самый обычный способ педагогического воздействия. К русским детям, посещавшим германские школы, эта система, впрочем, не применялась. Наши "варварские" нравы, по европейским взглядам, ликвидировали всякое телесное воздействие на школьников уже лет восемьдесят тому назад. И попытки немецких учителей бить по физиономии русских детей – приводили к скандалам: иногда родители приходили скандалить, а иногда и школьники отвечали сами – так что русские варвары были оставлены в покое". В Германии школьные телесные наказания были запрещены только в конце 1970-х – начале 1980-х годов.
Но совсем без наказаний в Доме Романовых, конечно, не обходилось. Например, к детям Александра II воспитатели тоже применяли "репрессии", как то: выговоры, угрозы пожаловаться императору, лишение сладкого, запрет на игры, стояние в углу.
А Николай II действовал уже совсем "демократично" – лично наказывал своих детей. Ну, это вообще было что-то няшное, как любит выражаться нынешняя молодежь. И не заходило далее легких шлепков доброй отеческой ладонью по мягким местам.
О советской школе даже и говорить не надо: там априори любые телесные наказания были изначально под запретом. Существовала, конечно, своя система репрессивных мер. Из них, пожалуй, самая страшная – вызов родителей в школу. Потому что домашние-то "разборки" никто не запрещал...
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik