Рейтинг@Mail.ru
Неправильная колея, или Какую скорость развивал "Сапсан" Николая I - Радио Sputnik, 13.02.2018
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
07:30
3 мин
Новости
08:00
4 мин
Новости
08:30
3 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
09:30
3 мин
Новости
10:00
4 мин
Новости
11:00
4 мин
Новости
11:30
3 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
17:30
3 мин
Новости
18:00
4 мин
Новости
18:30
3 мин
Новости
19:00
4 мин
Новости
19:30
3 мин
Новости
20:00
4 мин
Новости
20:30
3 мин
Новости
21:00
4 мин
Новости
21:30
3 мин
Новости
22:00
4 мин
Новости
22:30
3 мин
Новости
23:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
23:30
3 мин
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
11:00
4 мин
Новости
11:30
3 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
17:30
3 мин
Новости
18:00
4 мин
Итоги. Вечер
Незаконная миграция, победа Ле Пен, ругательства в домовых чатах
18:04
54 мин
Узнать за 90 секунд
Тайны жизни Прадо: когда музей – роддом и покойницкая одновременно
18:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
19:00
4 мин
Итоги. Вечер
В эфире
19:04
54 мин
День в истории
Афонское сражение
19:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
20:00
4 мин
Рассказы из русской истории
В эфире
20:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
20:30
3 мин
Рассказы из русской истории
В эфире
20:33
25 мин
Узнать за 90 секунд
Бабушка мотоцикла: как повозка на керосине стала байком
20:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
21:00
4 мин
Клименко советует
В эфире
21:04
54 мин
День в истории
День ветеранов боевых действий
21:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
22:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
22:30
3 мин
Узнать за 90 секунд
От детской песенки до бетонной лесенки: победы и провалы Томаса Эдисона
22:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
23:00
4 мин
Прямой эфир
Новая элита: кого россияне хотели бы видеть "на верху"
23:04
10 мин
Прямой эфир
Сердце в ИИ: в Москве вводят новые методы медицинских исследований
23:15
12 мин
Новости
Главные темы часа
23:30
3 мин
На мушке
Первый Волонтерский Центр (Владимир). Часть 2
23:33
25 мин
День в истории
Румянцевская библиотека
23:58
1 мин
ВчераСегодня
К эфиру
Москва 91,2 FM
Москва 91,2 FM
Санкт-Петербург 91,5 FM
Анапа 94,1 FM
Волгоград 101,1 FM
Казань 105,8 FM
Калининград 87,7 FM
Киров 101,0 FM
Пермь 91,2 FM
Псков 102,6 FM
Самара 99,1 FM
Саратов 105,8 FM
Севастополь 105,6 FM
Симферополь 102,3 FM
Улан-Удэ 102,8 FM
Уфа 91,1 FM
Херсон 88,1 FM
Челябинск 99,5 FM
Якутск 103,6 FM
Авторы

Неправильная колея, или Какую скорость развивал "Сапсан" Николая I

© РИА Новости / Александр Уткин | Перейти в медиабанкЗдание Кругового паровозного депо Николаевской железной дороги
Здание Кругового паровозного депо Николаевской железной дороги
Читать в
Двадцать два часа: именно столько шел первый поезд из Санкт-Петербурга в Москву. Думаете, долго? С чем сравнивать. На своей упряжке получалось дней за шесть – но это если повезет с дорогой.

В этот день, …лет назад

Тринадцатого февраля 1842 года император Николай I подписал указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург – Москва. 

Вокруг нее сложилось много легенд. Первая из них: Николай начертил будущую дорогу на карте по линейке, но карандаш наткнулся на его палец и получился изгиб, который инженеры и воспроизвели, так сказать, на местности. Однако это не так. Изгиб был обусловлен технической необходимостью, связанной с маломощностью первых паровозов. Они не могли преодолеть подъем на Валдайскую возвышенность, которую и приходилось объезжать. Когда эта задача была решена, Николаевскую дорогу "выпрямили".

Вторая легенда – насчет пятифутовой ширины колеи, которая шире, чем в Европе. Многие думают, что это было сделано для того, чтобы вражеские поезда не могли проникнуть в Россию. Это тоже всего лишь легенда. Такую ширину колеи обосновал и ввел в эксплуатацию военный инженер Николай Осипович Крафт. Николаевская дорога строилась по весьма сложной местности – со множеством водоемов и рек, болот и трясин. И ширина железнодорожной колеи была выбрана для лучшей устойчивости вагонов на такой местности. На маршруте было возведено 278 инженерных сооружений: 8 больших мостов, 182 средних и малых моста, 69 труб и 19 путепроводов.

Третья легенда. О ней еще писал поэт Николай Алексеевич Некрасов в своем знаменитом стихотворении "Железная дорога":

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то все косточки русские…

Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

"Ванечка" ничего не знал. И знать не мог никто. Статистики тогда и в заводе не было. Но есть кое-какие соображения. На стройку дороги попасть было нелегко – очереди выстраивались. Деньги платили хорошие, кормили до отвала. В год количество работающих составляло от 50 до 60 тысяч человек. Но опять же, напомню, дорога шла в основном по болотам. Днями работали по пояс в воде, жили в землянках. Антисанитария была жуткая. Поэтому не удивительно, что рабочие болели и тифом, и дизентерией. Но не больше, чем в других местностях. По подсчетам, ежегодно на строительстве дороги умирали 300-400 человек. А строительство велось 8 лет. Прямо скажем, с медициной и лечением болезней вообще в России дела обстояли очень плохо. Но есть интересная статистика. В 1890-х годах, то есть через 30 лет после строительства Николаевской дороги, смертность в России по той же холере или дизентерии была намного ниже, чем во Франции или Италии. Цифры на сей счет приведены в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. А этот словарь гордился своей объективностью…

Железная дорога протяженностью более 600 километров стала в то время самой длинной в мире. И главное – это был подлинный триумф русской инженерной мысли. Ее строили Павел Петрович Мельников, будущий первый министр путей сообщения, и, как уже говорилось, Крафт. И вот как странно сложилась их посмертная слава: Мельникову поставили памятник в Москве на площади трех вокзалов, а Крафту – ничего… 

Многие современники весьма скептически отнеслись поначалу к идее строительства железных дорог в России. Да и сама мысль о паровозе внушала панический страх. В этой связи вспоминаются выпады знаменитого острослова тех лет князя Александра Сергеевича Меншикова в отношении мероприятий Главного управления путей сообщения и публичных зданий (предшественник МПС). Когда строились Исаакиевский собор, постоянный мост через Неву и Николаевская железная дорога, князь говорил: "Достроенный собор мы не увидим, но увидят дети наши; мост мы увидим, но дети наши не увидят; а железной дороги ни мы, ни дети наши не увидят". К счастью, скептические пророчества князя Меншикова не сбылись.

Уже 13 ноября 1851 года из Санкт-Петербурга в Москву отправился первый пассажирский поезд. Он состоял из паровоза, тендера (вагона для перевозки запаса топлива – сначала это были дрова – и воды), пяти пассажирских и одного багажного вагона. Скорость – 40 километров в час. Время в пути от одной столицы до другой, включая время стоянок, – 21 час 45 минут. На ямских лошадях этот путь преодолевали минимум за 3 дня. А на "долгих"  (т.е. на своих лошадях)  выходило аж вдвое дольше. Рекорд установил опять же Николай I. В декабре 1833 года Пушкин написал в дневнике: "Вчера государь возвратился из Москвы, он приехал в 38 часов".

Так что первые паровозы с их скоростями – ни дать ни взять почти что "Сапсан"! Только с поправкой на технические возможности середины XIX века…

Сметная стоимость строительства железной дороги составляла 43 миллиона рублей серебром. Впрочем, как обычно, она была превышена. Но в данном случае цель оправдала средства. Уже с самого начала эксплуатации дорога стала приносить немалую прибыль.

После смерти Николая I дорога получила название Николаевской. А в 1923 году была переименована в Октябрьскую железную дорогу. Странно, конечно. Вроде бы история дороги началась в феврале, а не в октябре. Парадоксы времени…

Автор Владимир Бычков, радио Sputnik

Подписывайтесь на канал радио Sputnik в Telegram, чтобы у вас всегда было что почитать: злободневное, интересное и полезное.

А еще у радио Sputnik отличные паблики ВКонтакте и Facebook. А для любителей короткого, но емкого слова, — Twitter.

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала
Главные темы часа. 00:00Исторический детектив о судьбе нацистского преступникаЕгор Яковлев: "тихая помощь" лоббировала интересы бывших эсэсовцевКосмическое тело над Подкаменной ТунгускойБАМ – труда и жизни школаГлавные темы часа. 01:00Защита молодежи, запрет идеологии чайлдфри и лекарство от ботулизмаАкадемия медицинских наук и военный опытИсторик Герье: основатель Высших женских курсов и противник революцийГлавные темы часа. 02:00Бонусы для пенсионеров, счет за обстрелы ВСУ и финансовая грамотностьДальневосточный маршрут, санкции ЕС и решение Bank of ChinaКрасноярские столбыЦиркуляр "О кухаркиных детях"Главные темы часа. 03:00Кенийский бунт: демократия по-африкански или подготовка к революции?Конго, Танзания и другие: Центральная Африка заново открывает РоссиюБудьте моей лошадью: как всходило белое солнце в пустынеГлавные темы часа. 04:00Трансферная политика и причуды Евро-2024ВАДА на тропе войны и хоккеист-призракГлавные темы часа. 05:00Как помочь ребенку в жару? Ответы педиатраЧем опасны для будущих мам духи?Главные темы часа. 06:00Медицинская династия: БоткиныГлавные темы часа. 07:00Мемы в рестлинге и рестлинг в мемахГлавные темы часа. 07:30Касса-панка: летние "как?" и "почему?"Главные темы часа. 08:00Заграница дорожает, информационные обстрелы и обвинения РоссииГлавные темы часа. 08:30Сегодня треки, а раньше песниВ начале была обезьяна: кто придумал детективГлавные темы часа. 09:00Сазан и карп: очень достойные трофейные рыбыГлавные темы часа. 09:30Ловля и приготовление сазана: советы бывалыхГлавные темы часа. 10:00Особые условия для мигрантов, запрет никабов и двойное гражданствоЛучший подарок - книга: как стать классиком кулинарной литературыГлавные темы часа. 11:00Можно ли жить в государстве религиозного сознания? Часть перваяГлавные темы часа. 11:30Можно ли жить в государстве религиозного сознания? Часть втораяГлавные темы часа. 12:00“Семь способов засолки душ” Веры БогдановойГлавные темы часа. 12:30Михаил Головнин: цифровой рубль – панацея или опасность?Реальная фантастика художественного театра: заказываешь ты – платим мыГлавные темы часа. 13:00Кому добавят пенсию?Почему половина россиян не занимается спортом?Чего ждать от встречи глав стран ШОС?Главные темы часа. 13:30Яичные маффины, салат из черешни и сыра, гаспачо с арбузом, сезонный стейкГлавные темы часа. 14:00Главные темы часа. 14:30Денежный "Фонтан": как заработать миллионы на неработающем писсуареГлавные темы часа. 15:00Сирия, БРИКС и Третья мировая: Турция расставляет новые акцентыГлавные темы часа. 15:30Заклятые соседи: будет ли новая война между Израилем и "Хезболлой"?Главные темы часа. 16:00Борьба с пьянством за рулем: что дадут новые разъяснения Верховного Суда?Главные темы часа. 16:30Калининград – западный форпост России: осматриваем достопримечательностиГлавные темы часа. 17:00Главные темы часа. 17:30Главные темы часа. 18:00Миграционная политика, проверки в Дагестане и запрет СМИГлавные темы часа. 18:30Ассанж свободен, дебаты кандидатов и чиновничий аппарат ЕСГлавные темы часа. 19:00Два села и опорный пункт ВСУ: российская армия продвигается на западПотребительские и автокредиты будут жестко регулировать: что ждет россиян?Зачем нужно маркировать слабоалкогольные напитки?Главные темы часа. 19:30Пятая республика на распутье: кого выберут в Нацсобрание Франции?Колокол и гудок: в России теперь модно ходить по рекамГлавные темы часа. 20:00Главные темы часа. 20:30Главные темы часа. 21:00Главные темы часа. 21:30Главные темы часа. 22:00Главные темы часа. 22:30Главные темы часа. 23:00Комплекс неполноценности: можно ли от него избавитьсяГлавные темы часа. 00:00Румянцевская библиотекаПровальные маневры Королевского флотаГлавные темы часа. 01:00Елена Кудрявцева об Иберо-Американском регионеЕлена Кудрявцева об ОАГ и интеграционных проектах в Латинской АмерикеАфонское сражениеЕгипетская авантюра НаполеонаГлавные темы часа. 02:00День ветеранов боевых действийСыщик Пинкертон: реальный и литературныйГлавные темы часа. 03:00Сказ про то, как русские с англичанами дружилиГлавные темы часа. 04:00Главные темы часа. 05:00Главные темы часа. 06:00Гончаров vs Тургенев: тайная жизнь классиковГлавные темы часа. 07:00Новые законы, выборы во Франции, инфляция и доходы, ГОСТы на алкогольПокажи пальчик: дактилоскопия в борьбе и в мирной жизниГлавные темы часа. 09:00Защита от морских дронов, будущее Франции, Евро-2024 и перемены в ГрузииТайны жизни Прадо: когда музей – роддом и покойницкая одновременноГлавные темы часа. 11:00Новые санкции против России и удары ВСУ по мирным жителямГлавные темы часа. 11:30Инициативы Зеленского и отношение Индии к СВОГлавные темы часа. 12:00Изменения в законодательстве, российская элита и проблема дефицита кадровГлавные темы часа. 12:30Зачем Канье Уэст приезжал в Россию и почему его визит переполошил МосквуБабушка мотоцикла: как повозка на керосине стала байкомГлавные темы часа. 13:00Индексация тарифов ЖКУ, подорожание алкоголя и другие нововведения с 1 июляГлавные темы часа. 13:30Победа Ле Пен и митинги антифашистов. Итоги первого тура выборов во ФранцииГлавные темы часа. 14:00Ожидания России от НАТО, провал Макрона и несостоявшийся захват РадыОт детской песенки до бетонной лесенки: победы и провалы Томаса ЭдисонаГлавные темы часа. 15:00Перебои с электричеством на границе: когда дадут свет?Без тайн: российским специалистам попала в руки система наведения ATACMSИ инфляция, и ставка: какой прогноз дает ЦентробанкГлавные темы часа. 15:30Новая элита: кого россияне хотели бы видеть наверхуСердце в ИИ: в Москве вводят новые методы медицинских исследованийГлавные темы часа. 16:00Незваные соседи. Аккаунты на "Госуслугах" продают для регистрации мигрантовГлавные темы часа. 16:30Первый Волонтерский Центр (Владимир). Часть 2Главные темы часа. 17:00ВСУ у границ Белоруссии, перспективы Байдена, Болгария и НАТОГлавные темы часа. 17:30Членство России в ОБСЕ, шестидневка в Греции и интересы ГерманииГлавные темы часа. 18:00Неправильная колея, или Какую скорость развивал "Сапсан" Николая I