Рейтинг@Mail.ru
Неправильная колея, или Какую скорость развивал "Сапсан" Николая I - Радио Sputnik, 13.02.2018
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
08:00
4 мин
Новости
10:00
4 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Доказано клинически
Петр Белый. Как поддерживать работу мозга во время стресса?
15:33
22 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
17:30
3 мин
Новости
18:00
4 мин
Новости
18:30
3 мин
Новости
19:00
4 мин
Новости
20:00
4 мин
Новости
21:00
4 мин
Новости
22:00
4 мин
Новости
22:30
3 мин
Новости
23:00
4 мин
Новости
23:30
3 мин
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
08:00
4 мин
Новости
10:00
4 мин
Прямой эфир
Итоги переговоров Путина и Моди: о чем договорились Россия и Индия?
12:00
55 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
17:30
3 мин
Новости
18:00
4 мин
Новости
18:30
3 мин
Новости
19:00
4 мин
Новости
19:30
3 мин
Новости
20:00
4 мин
Новости
20:30
3 мин
Новости
21:00
4 мин
Новости
21:30
3 мин
Новости
22:00
4 мин
Новости
22:30
3 мин
Новости
23:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
23:30
3 мин
Пятница, вечер!
Дмитрий Пучков. Стратегия нацбезопасности США, блокировка FaceTime
23:33
25 мин
Контекст
Реальная потребность: России нужны рабочие руки и умные головы
23:58
2 мин
ВчераСегодня
К эфиру
Москва 91.2 FM
Москва 91.2 FM
Санкт-Петербург 91.5 FM
Анапа 94.1 FM
Балтийск 94.7 FM
Владивосток 97.7 FM
Волгоград 101.1 FM
Донецк 93.4 FM
Екатеринбург 91.4 FM
Казань 105.8 FM
Калининград 87.7 FM
Киров 101.0 FM
Краснодар 97.8 FM
Красноярск 99.9 FM
Кропоткин 91.5 FM
Луганск 96.6 FM
Нижний Новгород 90.8 FM
Новосибирск 92.4 FM
Пермь 91.2 FM
Псков 102.6 FM
Ростов-на-Дону 99.2 FM
Самара 99.1 FM
Саратов 105.8 FM
Севастополь 105.6 FM
Симферополь 102.3 FM
Сочи 97.2 FM
Улан-Удэ 102.8 FM
Уфа 91.1 FM
Хабаровск 93.8 FM
Херсон 88.1 FM
Челябинск 99.5 FM
Якутск 103.6 FM
Авторы

Неправильная колея, или Какую скорость развивал "Сапсан" Николая I

© РИА Новости / Александр Уткин | Перейти в медиабанкЗдание Кругового паровозного депо Николаевской железной дороги
Здание Кругового паровозного депо Николаевской железной дороги
Читать в
Дзен
Двадцать два часа: именно столько шел первый поезд из Санкт-Петербурга в Москву. Думаете, долго? С чем сравнивать. На своей упряжке получалось дней за шесть – но это если повезет с дорогой.

В этот день, …лет назад

Тринадцатого февраля 1842 года император Николай I подписал указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург – Москва. 

Вокруг нее сложилось много легенд. Первая из них: Николай начертил будущую дорогу на карте по линейке, но карандаш наткнулся на его палец и получился изгиб, который инженеры и воспроизвели, так сказать, на местности. Однако это не так. Изгиб был обусловлен технической необходимостью, связанной с маломощностью первых паровозов. Они не могли преодолеть подъем на Валдайскую возвышенность, которую и приходилось объезжать. Когда эта задача была решена, Николаевскую дорогу "выпрямили".

Вторая легенда – насчет пятифутовой ширины колеи, которая шире, чем в Европе. Многие думают, что это было сделано для того, чтобы вражеские поезда не могли проникнуть в Россию. Это тоже всего лишь легенда. Такую ширину колеи обосновал и ввел в эксплуатацию военный инженер Николай Осипович Крафт. Николаевская дорога строилась по весьма сложной местности – со множеством водоемов и рек, болот и трясин. И ширина железнодорожной колеи была выбрана для лучшей устойчивости вагонов на такой местности. На маршруте было возведено 278 инженерных сооружений: 8 больших мостов, 182 средних и малых моста, 69 труб и 19 путепроводов.

Третья легенда. О ней еще писал поэт Николай Алексеевич Некрасов в своем знаменитом стихотворении "Железная дорога":

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то все косточки русские…

Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

"Ванечка" ничего не знал. И знать не мог никто. Статистики тогда и в заводе не было. Но есть кое-какие соображения. На стройку дороги попасть было нелегко – очереди выстраивались. Деньги платили хорошие, кормили до отвала. В год количество работающих составляло от 50 до 60 тысяч человек. Но опять же, напомню, дорога шла в основном по болотам. Днями работали по пояс в воде, жили в землянках. Антисанитария была жуткая. Поэтому не удивительно, что рабочие болели и тифом, и дизентерией. Но не больше, чем в других местностях. По подсчетам, ежегодно на строительстве дороги умирали 300-400 человек. А строительство велось 8 лет. Прямо скажем, с медициной и лечением болезней вообще в России дела обстояли очень плохо. Но есть интересная статистика. В 1890-х годах, то есть через 30 лет после строительства Николаевской дороги, смертность в России по той же холере или дизентерии была намного ниже, чем во Франции или Италии. Цифры на сей счет приведены в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. А этот словарь гордился своей объективностью…

Железная дорога протяженностью более 600 километров стала в то время самой длинной в мире. И главное – это был подлинный триумф русской инженерной мысли. Ее строили Павел Петрович Мельников, будущий первый министр путей сообщения, и, как уже говорилось, Крафт. И вот как странно сложилась их посмертная слава: Мельникову поставили памятник в Москве на площади трех вокзалов, а Крафту – ничего… 

Многие современники весьма скептически отнеслись поначалу к идее строительства железных дорог в России. Да и сама мысль о паровозе внушала панический страх. В этой связи вспоминаются выпады знаменитого острослова тех лет князя Александра Сергеевича Меншикова в отношении мероприятий Главного управления путей сообщения и публичных зданий (предшественник МПС). Когда строились Исаакиевский собор, постоянный мост через Неву и Николаевская железная дорога, князь говорил: "Достроенный собор мы не увидим, но увидят дети наши; мост мы увидим, но дети наши не увидят; а железной дороги ни мы, ни дети наши не увидят". К счастью, скептические пророчества князя Меншикова не сбылись.

Уже 13 ноября 1851 года из Санкт-Петербурга в Москву отправился первый пассажирский поезд. Он состоял из паровоза, тендера (вагона для перевозки запаса топлива – сначала это были дрова – и воды), пяти пассажирских и одного багажного вагона. Скорость – 40 километров в час. Время в пути от одной столицы до другой, включая время стоянок, – 21 час 45 минут. На ямских лошадях этот путь преодолевали минимум за 3 дня. А на "долгих"  (т.е. на своих лошадях)  выходило аж вдвое дольше. Рекорд установил опять же Николай I. В декабре 1833 года Пушкин написал в дневнике: "Вчера государь возвратился из Москвы, он приехал в 38 часов".

Так что первые паровозы с их скоростями – ни дать ни взять почти что "Сапсан"! Только с поправкой на технические возможности середины XIX века…

Сметная стоимость строительства железной дороги составляла 43 миллиона рублей серебром. Впрочем, как обычно, она была превышена. Но в данном случае цель оправдала средства. Уже с самого начала эксплуатации дорога стала приносить немалую прибыль.

После смерти Николая I дорога получила название Николаевской. А в 1923 году была переименована в Октябрьскую железную дорогу. Странно, конечно. Вроде бы история дороги началась в феврале, а не в октябре. Парадоксы времени…

Автор Владимир Бычков, радио Sputnik

Подписывайтесь на канал радио Sputnik в Telegram, чтобы у вас всегда было что почитать: злободневное, интересное и полезное.

А еще у радио Sputnik отличные паблики ВКонтакте и Facebook. А для любителей короткого, но емкого слова, — Twitter.

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала
Главные темы часа. 00:00Михаил Хазин. Рост цены на серебро, механизм возращения западных компаний"Принципиальная" Могерини или коррупция по-европейскиМежпланетный двигатель: прорыв в освоении космосаГлавные темы часа. 01:00Михаил Хазин. Вызовы для российской экономики и курс рубляОпасный прецедент: квартирный вопрос Ларисы ДолинойСоветы и Штаты: краткосрочный роман 1980-хГлавные темы часа. 02:00Дмитрий Евстафьев. Коррупционный скандал в ЕС, кража российских активовДмитрий Евстафьев. Переговоры с Европой, конфликт внутри Конгресса СШАПутин в Индии: визит стратегического значенияМассовая истерия в школе: когда смех не в радостьГлавные темы часа. 03:00Дмитрий Василец. Русский язык остался без защиты, гуманитарный фронтТеатр абсурда или метаморфозы мировой политикиГлавные темы часа. 04:00Дмитрий Ольшанский. Переговоры Путина и Уиткоффа и война Колумбии и СШАБитва за энергию: победителю достанется всёГлавные темы часа. 05:00Обрушение украинского фронта, итоги переговоров Путина и УиткоффаВизантия-РусьСтроительство храма в Краснодаре, запрет склонения к абортамКак француз стал истинным россияниномГлавные темы часа. 06:00Третий мир" становится первымГлавные темы часа. 07:00Трамп и переговоры в Москве, дефицит кадров, отношение зумеров к наличкеГлавные темы часа. 08:00Финансирование Украины, блокировка Roblox и диагноз по селфиГлавные темы часа. 10:00Визит Путина в Индию, подготовка ЕС к войне с Россией, "эффект Долиной" Главные темы часа. 12:00Переговоры Путина с Уиткоффом, будущее G8, сотрудничество России и ИндииВойна и мирГлавные темы часа. 12:30Ограничения против FaceTime, маркировка ИИ-видео, опасные вещества в ЛабубуГлавные темы часа. 13:00Реестр нянь и сиделок, "саундтреки 2025 года" и настроения россиянГлавные темы часа. 13:30Александр Дзидзария. Опасность вейпинга и перспективы ядерной медициныГлавные темы часа. 14:00Андрей Школьников. Как Запад строил идеальный мир, разрушая страны?Затерянный прекрасный уголокГлавные темы часа. 14:30Андрей Школьников. Зачем России вкладывает в развитие других стран?Главные темы часа. 15:00Дефицит оперативной памяти для ПК, кража российских активовГлавные темы часа. 15:30Главные темы часа. 16:00Эван Голванов. Почему ЦБ не может резко снизить ключевую ставку?ФантастикаГлавные темы часа. 16:30Главные темы часа. 17:00Сергей Михеев. Будет ли война России и Запада?Главные темы часа. 17:30Сергей Михеев о православии и поводах для радостиГлавные темы часа. 18:00Михаил Онуфриенко. Путин в Нью-Дели: какие интересы у России в Индии?Главные темы часа. 18:30Михаил Онуфриенко. Энергетическое перемирие, сотрудничество России и ИндииОблысениеГлавные темы часа. 19:00Встреча Путина и Моди и упразднение Совета Россия - НАТОГлавные темы часа. 20:00Тот самый Лука. ИИ заменяет женщин, связь уровня IQ и агрессииМоре фосфорГлавные темы часа. 21:00Животные в раю, социализация детей, признания в любвиГлавные темы часа. 22:00Главные темы часа. 22:30Как Рейганом астрологи руководилиГлавные темы часа. 23:00Главные темы часа. 23:30Главные темы часа. 00:00Герберт УэллсГлавные темы часа. 01:00ЧайкинГлавные темы часа. 02:00Упрямец, разгадавший тайнуКуинджиГлавные темы часа. 03:00ЗданияГлавные темы часа. 04:00КонюховГлавные темы часа. 05:00Метро Санкт-ПетербургаГлавные темы часа. 06:00СамобичеваниеГлавные темы часа. 07:00Путин в Индии, блокировка мессенджеров, раздражающие финансовые привычкиГлавные темы часа. 08:00Будущее G8 без России, дефицит оперативной памяти, зумеры и жилищный вопросГлавные темы часа. 10:00Как Индия встретила Путина и чем закончится скандал вокруг Долиной?Главные темы часа. 13:00Встреча Путина и Моди: что общего между Нью-Дели и Анкориджем?ИИ-маркировка: Госдума разделит искусственное и естественноеГлавные темы часа. 13:30Перспективы сотрудничества РФ и Индии: энергетика и фармацевтика Выступление Владимира Путина на Российско-индийском бизнес-форумеГлавные темы часа. 14:30Визит Путина в Нью-Дели: как развивается сотрудничество Индии и России?Главные темы часа. 15:00Сотрудничество России и Индии, стратегия нацбезопасности СШАУсилия и имитация: куда движется мирный план по Украине?Главные темы часа. 15:30Психологическое насилие, переводы за рубеж, белый список сайтовГлавные темы часа. 16:00Владислав Бриг. Диалог России и США, гарантии безопасности для УкраиныПутешествие в сердце русской зимы: как превратить холод в турпродукт?ДактилоскопияГлавные темы часа. 16:30Ольга Криворотько: математика – упрощение реальной жизниГлавные темы часа. 17:00Верховный суд рассмотрит дело Долиной и штрафы для госслужащихГлавные темы часа. 17:30Конфискация имущества коррупционеров, единый учебник по историиРеальная потребность: России нужны рабочие руки и умные головыГлавные темы часа. 18:00Дмитрий Пучков. Визит Путина в Индию, переговоры Украины и СШАГлавные темы часа. 18:30Дмитрий Пучков. Стратегия нацбезопасности США, блокировка FaceTimeПередвижение домовГлавные темы часа. 19:00Дмитрий Пучков. Новогодняя подборка фильмов, "Зверополис 2"Главные темы часа. 19:30Дмитрий Пучков. Протесты в Иране и отмена ДолинойГлавные темы часа. 20:00Переговоры в Москве: что это изменит в отношения США и России?Главные темы часа. 20:30Почему США решили отвернуться от Европы?Леонардо да ВинчиГлавные темы часа. 21:00Цены на российскую нефть, цензура в фильмах, отбор на Олимпиаду-2028Главные темы часа. 21:30Военные учения в Финляндии, цифровые документы, отсрочка для выпускниковГлавные темы часа. 22:00Главные темы часа. 22:30Эйфелева башняГлавные темы часа. 23:00Неправильная колея, или Какую скорость развивал "Сапсан" Николая I