Рейтинг@Mail.ru
Неправильная колея, или Какую скорость развивал "Сапсан" Николая I - Радио Sputnik, 13.02.2018
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
10:00
4 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
17:30
3 мин
Новости
18:00
4 мин
Новости
18:30
3 мин
Новости
19:00
4 мин
Новости
19:30
3 мин
Новости
20:00
4 мин
Новости
21:00
4 мин
Новости
21:30
3 мин
Новости
22:00
4 мин
Новости
22:30
3 мин
Новости
23:00
4 мин
Новости
23:30
3 мин
Новости
00:00
4 мин
Контекст
День неприятностей
00:56
2 мин
Узнать за 90 секунд
Как напугать весь мир
00:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
01:00
4 мин
Холмогорская резьба
Банкноты раздора: ЦБ отказался от религиозных символов
01:04
22 мин
Узнать за 90 секунд
Рецепты манны небесной
01:26
2 мин
Холмогорская резьба
Почему РФ нужна максимальная миграционная закрытость?
01:31
22 мин
Контекст
День рождения ЛДПР
01:57
2 мин
Узнать за 90 секунд
Марионетка со счастливой судьбой
01:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
02:00
4 мин
Осторожно, дети!
Главные законодательные инициативы в сфере детства в 2024 году
02:04
50 мин
Узнать за 90 секунд
Красноречие защиты
02:55
2 мин
Контекст
Кто такой Александр Хинштейн
02:56
2 мин
Узнать за 90 секунд
Республики-однодневки
02:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
03:00
4 мин
Обсудим?
Ситуация на Ближнем Востоке и больше денег для НАТО
03:04
24 мин
Узнать за 90 секунд
Слон в подарок
03:28
2 мин
Обсудим?
Что решила "ядерная пятерка" и новые штаты Америки
03:31
25 мин
Контекст
День неприятностей
03:56
2 мин
Узнать за 90 секунд
Век живи – век трудись
03:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
04:00
4 мин
Вечер на радио Sputnik
"Глупое" решение Зеленского, НАТО в страхе и “Орешник” в Белоруссии
04:04
23 мин
Узнать за 90 секунд
Москва, которой мы не узнаем
04:28
2 мин
Вечер на радио Sputnik
Где может остановиться российская армия?
04:31
24 мин
Контекст
День рождения ЛДПР
04:56
2 мин
Узнать за 90 секунд
Споемте, друзья
04:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
05:00
4 мин
Вечер на радио Sputnik
Опасный "Орешник" и будущее украинских территорий
05:04
23 мин
Узнать за 90 секунд
Не бегите на пожар
05:27
2 мин
Вечер на радио Sputnik
Обмен пленными, выгодный Зеленский и новый формат СВО
05:31
24 мин
Контекст
Кто такой Александр Хинштейн
05:57
2 мин
Узнать за 90 секунд
Ах, няня, няня, я тоскую
05:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
06:00
4 мин
Обсудим?
Ситуация на Ближнем Востоке и больше денег для НАТО
06:04
24 мин
Узнать за 90 секунд
Русский генерал – национальный герой Парагвая
06:28
2 мин
Обсудим?
Что решила "ядерная пятерка" и новые штаты Америки
06:31
25 мин
Контекст
День неприятностей
06:56
2 мин
Узнать за 90 секунд
Еще не белли, но уже казус
06:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
07:00
4 мин
эКспрессо
В эфире
07:04
114 мин
Узнать за 90 секунд
Датский пират на русской службе
08:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
09:00
4 мин
Пятница с Тиграном Кеосаяном
В эфире
09:04
114 мин
Узнать за 90 секунд
Семнадцать витков Германа Титова
10:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
11:00
4 мин
Без дураков. С Кириллом Вышинским
В эфире
11:04
24 мин
Узнать за 90 секунд
Датский пират на русской службе
11:28
1 мин
Новости
Главные темы часа
11:30
3 мин
Без дураков. С Кириллом Вышинским
В эфире
11:33
22 мин
Новости
Главные темы часа
12:00
4 мин
Дневной ракурс
В эфире
12:04
22 мин
Узнать за 90 секунд
Семнадцать витков Германа Титова
12:27
2 мин
Новости
Главные темы часа
12:30
3 мин
Дневной ракурс
В эфире
12:33
22 мин
Новости
Главные темы часа
13:00
4 мин
Дневной ракурс
В эфире
13:04
22 мин
Контекст
День неприятностей
13:26
2 мин
Новости
Главные темы часа
13:30
3 мин
Дневной ракурс
В эфире
13:33
22 мин
Новости
Главные темы часа
14:00
4 мин
Профилактика с Геннадием Онищенко
В эфире
14:04
51 мин
Новости
Главные темы часа
15:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
15:04
3 мин
Прямой эфир
В эфире
15:07
19 мин
Контекст
Кто такой Александр Хинштейн
15:27
2 мин
Новости
Главные темы часа
15:30
3 мин
Прямой эфир
В эфире
15:33
3 мин
Прямой эфир
В эфире
15:36
19 мин
Новости
Главные темы часа
16:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
16:04
3 мин
Прямой эфир
В эфире
16:07
19 мин
Узнать за 90 секунд
Семнадцать витков Германа Титова
16:27
2 мин
Новости
Главные темы часа
16:30
3 мин
На острие науки с Ириной Коротковой
Елена Гершелис: климат и экология не имеют границ!
16:33
24 мин
Узнать за 90 секунд
Датский пират на русской службе
16:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
17:00
4 мин
Сенатор Клишас. Да, тот самый
В эфире
17:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
17:30
3 мин
Сенатор Клишас. Да, тот самый
В эфире
17:33
25 мин
Контекст
День рождения ЛДПР
17:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
18:00
4 мин
Пятница, вечер!
В эфире
18:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
18:30
3 мин
Пятница, вечер!
В эфире
18:33
25 мин
Узнать за 90 секунд
Семнадцать витков Германа Титова
18:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
19:00
4 мин
Пятница, вечер!
В эфире
19:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
19:30
3 мин
Пятница, вечер!
В эфире
19:33
25 мин
Контекст
День неприятностей
19:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
20:00
4 мин
Ага, тот самый Бочарик
В эфире
20:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
20:30
3 мин
Ага, тот самый Бочарик
В эфире
20:33
25 мин
Узнать за 90 секунд
Датский пират на русской службе
20:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
21:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
21:04
3 мин
Прямой эфир
В эфире
21:07
21 мин
Новости
Главные темы часа
21:30
3 мин
Прямой эфир
В эфире
21:33
3 мин
Прямой эфир
В эфире
21:36
22 мин
Контекст
Кто такой Александр Хинштейн
21:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
22:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
22:30
3 мин
Узнать за 90 секунд
Семнадцать витков Германа Титова
22:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
23:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
23:30
3 мин
Контекст
День рождения ЛДПР
23:58
2 мин
ВчераСегодня
К эфиру
Москва 91,2 FM
Москва 91,2 FM
Санкт-Петербург 91,5 FM
Анапа 94,1 FM
Волгоград 101,1 FM
Донецк 93.4 FM
Казань 105,8 FM
Калининград 87,7 FM
Киров 101,0 FM
Красноярск 99,9 FM
Луганск 96.6 FM
Пермь 91,2 FM
Псков 102,6 FM
Ростов-на-Дону 99,2 FM
Самара 99,1 FM
Саратов 105,8 FM
Севастополь 105,6 FM
Симферополь 102,3 FM
Сочи 97.2 FM
Улан-Удэ 102,8 FM
Уфа 91,1 FM
Хабаровск 93,8 FM
Херсон 88,1 FM
Челябинск 99,5 FM
Якутск 103,6 FM
Авторы

Неправильная колея, или Какую скорость развивал "Сапсан" Николая I

© РИА Новости / Александр Уткин | Перейти в медиабанкЗдание Кругового паровозного депо Николаевской железной дороги
Здание Кругового паровозного депо Николаевской железной дороги
Читать в
Дзен
Двадцать два часа: именно столько шел первый поезд из Санкт-Петербурга в Москву. Думаете, долго? С чем сравнивать. На своей упряжке получалось дней за шесть – но это если повезет с дорогой.

В этот день, …лет назад

Тринадцатого февраля 1842 года император Николай I подписал указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург – Москва. 

Вокруг нее сложилось много легенд. Первая из них: Николай начертил будущую дорогу на карте по линейке, но карандаш наткнулся на его палец и получился изгиб, который инженеры и воспроизвели, так сказать, на местности. Однако это не так. Изгиб был обусловлен технической необходимостью, связанной с маломощностью первых паровозов. Они не могли преодолеть подъем на Валдайскую возвышенность, которую и приходилось объезжать. Когда эта задача была решена, Николаевскую дорогу "выпрямили".

Вторая легенда – насчет пятифутовой ширины колеи, которая шире, чем в Европе. Многие думают, что это было сделано для того, чтобы вражеские поезда не могли проникнуть в Россию. Это тоже всего лишь легенда. Такую ширину колеи обосновал и ввел в эксплуатацию военный инженер Николай Осипович Крафт. Николаевская дорога строилась по весьма сложной местности – со множеством водоемов и рек, болот и трясин. И ширина железнодорожной колеи была выбрана для лучшей устойчивости вагонов на такой местности. На маршруте было возведено 278 инженерных сооружений: 8 больших мостов, 182 средних и малых моста, 69 труб и 19 путепроводов.

Третья легенда. О ней еще писал поэт Николай Алексеевич Некрасов в своем знаменитом стихотворении "Железная дорога":

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то все косточки русские…

Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

"Ванечка" ничего не знал. И знать не мог никто. Статистики тогда и в заводе не было. Но есть кое-какие соображения. На стройку дороги попасть было нелегко – очереди выстраивались. Деньги платили хорошие, кормили до отвала. В год количество работающих составляло от 50 до 60 тысяч человек. Но опять же, напомню, дорога шла в основном по болотам. Днями работали по пояс в воде, жили в землянках. Антисанитария была жуткая. Поэтому не удивительно, что рабочие болели и тифом, и дизентерией. Но не больше, чем в других местностях. По подсчетам, ежегодно на строительстве дороги умирали 300-400 человек. А строительство велось 8 лет. Прямо скажем, с медициной и лечением болезней вообще в России дела обстояли очень плохо. Но есть интересная статистика. В 1890-х годах, то есть через 30 лет после строительства Николаевской дороги, смертность в России по той же холере или дизентерии была намного ниже, чем во Франции или Италии. Цифры на сей счет приведены в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. А этот словарь гордился своей объективностью…

Железная дорога протяженностью более 600 километров стала в то время самой длинной в мире. И главное – это был подлинный триумф русской инженерной мысли. Ее строили Павел Петрович Мельников, будущий первый министр путей сообщения, и, как уже говорилось, Крафт. И вот как странно сложилась их посмертная слава: Мельникову поставили памятник в Москве на площади трех вокзалов, а Крафту – ничего… 

Многие современники весьма скептически отнеслись поначалу к идее строительства железных дорог в России. Да и сама мысль о паровозе внушала панический страх. В этой связи вспоминаются выпады знаменитого острослова тех лет князя Александра Сергеевича Меншикова в отношении мероприятий Главного управления путей сообщения и публичных зданий (предшественник МПС). Когда строились Исаакиевский собор, постоянный мост через Неву и Николаевская железная дорога, князь говорил: "Достроенный собор мы не увидим, но увидят дети наши; мост мы увидим, но дети наши не увидят; а железной дороги ни мы, ни дети наши не увидят". К счастью, скептические пророчества князя Меншикова не сбылись.

Уже 13 ноября 1851 года из Санкт-Петербурга в Москву отправился первый пассажирский поезд. Он состоял из паровоза, тендера (вагона для перевозки запаса топлива – сначала это были дрова – и воды), пяти пассажирских и одного багажного вагона. Скорость – 40 километров в час. Время в пути от одной столицы до другой, включая время стоянок, – 21 час 45 минут. На ямских лошадях этот путь преодолевали минимум за 3 дня. А на "долгих"  (т.е. на своих лошадях)  выходило аж вдвое дольше. Рекорд установил опять же Николай I. В декабре 1833 года Пушкин написал в дневнике: "Вчера государь возвратился из Москвы, он приехал в 38 часов".

Так что первые паровозы с их скоростями – ни дать ни взять почти что "Сапсан"! Только с поправкой на технические возможности середины XIX века…

Сметная стоимость строительства железной дороги составляла 43 миллиона рублей серебром. Впрочем, как обычно, она была превышена. Но в данном случае цель оправдала средства. Уже с самого начала эксплуатации дорога стала приносить немалую прибыль.

После смерти Николая I дорога получила название Николаевской. А в 1923 году была переименована в Октябрьскую железную дорогу. Странно, конечно. Вроде бы история дороги началась в феврале, а не в октябре. Парадоксы времени…

Автор Владимир Бычков, радио Sputnik

Подписывайтесь на канал радио Sputnik в Telegram, чтобы у вас всегда было что почитать: злободневное, интересное и полезное.

А еще у радио Sputnik отличные паблики ВКонтакте и Facebook. А для любителей короткого, но емкого слова, — Twitter.

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала
Главные темы часа. 00:00Ответ РФ за атаку на Таганрог и польза ИИПередвижникиМифы об искусственном интеллектеНуарГлавные темы часа. 01:00Мигрантский вопрос и мораторий на смертную казньЮрий Левитан – главный голос Советского СоюзаИскусственный интеллект в медицинеМадагаскар – ни Африка, ни ИндияГлавные темы часа. 02:00Дети мигрантов и вред "мягкой силы"Виктория и АлександрУдары ВСУ по Таганрогу и неготовность Киева к мируЧто такое искусственный интеллект?Крутые горки английской журналистикиГлавные темы часа. 03:00Принуждение к миру на Украине: кто сделает первый шаг?Как напугать весь мирФутбольная войнаГлавные темы часа. 04:00Новое правительство Сирии, критика Минцифры и доступ к мобильному интернетуМарионетка со счастливой судьбойРецепты манны небеснойГлавные темы часа. 05:00Защита от игромании и безбарьерная средаРеспублики-однодневкиПлатформа публичной собственности и наказание за организацию мятежаПосол из извести и гипсаГлавные темы часа. 06:00Век живи – век трудисьКак английское достояние стало русскимГлавные темы часа. 07:00День Конституции, ядерные переговоры, изображения на купюрах и инвестицииЕще не белли, но уже казусГлавные темы часа. 09:00Екатерина Стенякина. Проблемы в школах, домашнее насилие, видеоигрыГлавные темы часа. 10:00Мигранты в России, новогодний туризм, Мюнхенский сговор, наука и будущееГлавные темы часа. 12:00ОБСЕ и Украина, срыв мирных переговоров, тревожная кнопка в таксиГлавные темы часа. 12:30Долевое страхование жизни и музыка на постсоветском пространствеГлавные темы часа. 13:00ЕС без российской энергетики и последствия ударов ATACMS по РФГлавные темы часа. 13:30Павел Онищенко. Украина без американской помощи и будущее ЗеленскогоГлавные темы часа. 14:00Банкноты раздора: ЦБ отказался от религиозных символовСокол, голубь и жакоГлавные темы часа. 14:30Почему РФ нужна максимальная миграционная закрытость?Главные темы часа. 15:00НАТО в Арктике, семейная ипотека и визит Макрона в ПольшуГлавные темы часа. 15:30Новые ограничения в ПДД, ИИ в бизнесе и тревожная молодежьГлавные темы часа. 16:00Гарантии для иностранных инвесторов в РФ и мировая энергетика в капканеГлавные темы часа. 16:30Главные темы часа. 17:00Павел Островский о прощении, надежде и "пенделях" от богаГлавные темы часа. 17:30Павел Островский: Бог не просто прощает, он даже не обижаетсяГлавные темы часа. 18:00"Глупое" решение Зеленского и НАТО в страхе Главные темы часа. 18:30Где может остановиться российская армия?Главные темы часа. 19:00Опасный "Орешник" и будущее украинских территорийГлавные темы часа. 19:30Обмен пленными, выгодный Зеленский и новый формат СВОГлавные темы часа. 20:00Главные законодательные инициативы в сфере детства в 2024 годуГлавные темы часа. 21:00Ситуация на Ближнем Востоке и больше денег для НАТОГлавные темы часа. 21:30Что решила "ядерная пятерка" и новые штаты АмерикиГлавные темы часа. 22:00Главные темы часа. 22:30Главные темы часа. 23:00Главные темы часа. 23:30Главные темы часа. 00:00Неправильная колея, или Какую скорость развивал "Сапсан" Николая I