Рейтинг@Mail.ru
Неправильная колея, или Какую скорость развивал "Сапсан" Николая I - Радио Sputnik, 13.02.2018
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
07:30
3 мин
Новости
08:00
4 мин
Новости
08:30
3 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
09:30
3 мин
Новости
10:00
4 мин
Новости
10:30
3 мин
Новости
11:00
4 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Дневной ракурс
13:04
24 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
17:30
3 мин
Новости
18:00
4 мин
Новости
19:00
4 мин
Новости
20:00
4 мин
Новости
20:30
3 мин
Новости
21:00
4 мин
Новости
21:30
3 мин
Новости
22:00
4 мин
Новости
22:30
3 мин
Новости
23:00
4 мин
Новости
23:30
3 мин
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
07:30
3 мин
Новости
08:00
4 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
09:30
3 мин
Новости
10:00
4 мин
Новости
11:00
4 мин
Новости
11:30
3 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
13:30
3 мин
Дневной ракурс
13:33
12 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
17:30
3 мин
Новости
18:00
4 мин
Новости
19:00
4 мин
Новости
20:00
4 мин
Новости
20:30
3 мин
Новости
21:00
4 мин
Новости
21:30
3 мин
Новости
22:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
22:30
3 мин
Теория заблуждений
Неисправные F-16 для ВСУ, условия для мира и бездействие МУС
22:33
24 мин
Узнать за 90 секунд
Медицинская династия: Боткины
22:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
23:00
4 мин
Прямой эфир
Протесты в Грузии: почему в ЕС осуждают закон, давно работающий в Европе?
23:04
12 мин
Прямой эфир
Обойти и переиграть: страховщики жалуются на теневой флот России
23:16
12 мин
Новости
Главные темы часа
23:30
3 мин
Поговори со мной
Психология таланта: как отличить гения от обычного одаренного человека
23:33
24 мин
День в истории
Сбит над Уралом: провал американского шпиона
23:58
1 мин
ВчераСегодня
К эфиру
Москва 91,2 FM
Москва 91,2 FM
Санкт-Петербург 91,5 FM
Волгоград 101,1 FM
Казань 105,8 FM
Калининград 87,7 FM
Киров 101,0 FM
Пермь 91,2 FM
Псков 102,6 FM
Самара 99,1 FM
Саратов 105,8 FM
Севастополь 105,6 FM
Симферополь 102,3 FM
Улан-Удэ 102,8 FM
Уфа 91,1 FM
Херсон 88,1 FM
Челябинск 99,5 FM
Якутск 103,6 FM
Авторы

Неправильная колея, или Какую скорость развивал "Сапсан" Николая I

© РИА Новости / Александр Уткин | Перейти в медиабанкЗдание Кругового паровозного депо Николаевской железной дороги
Здание Кругового паровозного депо Николаевской железной дороги
Читать в
Двадцать два часа: именно столько шел первый поезд из Санкт-Петербурга в Москву. Думаете, долго? С чем сравнивать. На своей упряжке получалось дней за шесть – но это если повезет с дорогой.

В этот день, …лет назад

Тринадцатого февраля 1842 года император Николай I подписал указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург – Москва. 

Вокруг нее сложилось много легенд. Первая из них: Николай начертил будущую дорогу на карте по линейке, но карандаш наткнулся на его палец и получился изгиб, который инженеры и воспроизвели, так сказать, на местности. Однако это не так. Изгиб был обусловлен технической необходимостью, связанной с маломощностью первых паровозов. Они не могли преодолеть подъем на Валдайскую возвышенность, которую и приходилось объезжать. Когда эта задача была решена, Николаевскую дорогу "выпрямили".

Вторая легенда – насчет пятифутовой ширины колеи, которая шире, чем в Европе. Многие думают, что это было сделано для того, чтобы вражеские поезда не могли проникнуть в Россию. Это тоже всего лишь легенда. Такую ширину колеи обосновал и ввел в эксплуатацию военный инженер Николай Осипович Крафт. Николаевская дорога строилась по весьма сложной местности – со множеством водоемов и рек, болот и трясин. И ширина железнодорожной колеи была выбрана для лучшей устойчивости вагонов на такой местности. На маршруте было возведено 278 инженерных сооружений: 8 больших мостов, 182 средних и малых моста, 69 труб и 19 путепроводов.

Третья легенда. О ней еще писал поэт Николай Алексеевич Некрасов в своем знаменитом стихотворении "Железная дорога":

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то все косточки русские…

Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

"Ванечка" ничего не знал. И знать не мог никто. Статистики тогда и в заводе не было. Но есть кое-какие соображения. На стройку дороги попасть было нелегко – очереди выстраивались. Деньги платили хорошие, кормили до отвала. В год количество работающих составляло от 50 до 60 тысяч человек. Но опять же, напомню, дорога шла в основном по болотам. Днями работали по пояс в воде, жили в землянках. Антисанитария была жуткая. Поэтому не удивительно, что рабочие болели и тифом, и дизентерией. Но не больше, чем в других местностях. По подсчетам, ежегодно на строительстве дороги умирали 300-400 человек. А строительство велось 8 лет. Прямо скажем, с медициной и лечением болезней вообще в России дела обстояли очень плохо. Но есть интересная статистика. В 1890-х годах, то есть через 30 лет после строительства Николаевской дороги, смертность в России по той же холере или дизентерии была намного ниже, чем во Франции или Италии. Цифры на сей счет приведены в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. А этот словарь гордился своей объективностью…

Железная дорога протяженностью более 600 километров стала в то время самой длинной в мире. И главное – это был подлинный триумф русской инженерной мысли. Ее строили Павел Петрович Мельников, будущий первый министр путей сообщения, и, как уже говорилось, Крафт. И вот как странно сложилась их посмертная слава: Мельникову поставили памятник в Москве на площади трех вокзалов, а Крафту – ничего… 

Многие современники весьма скептически отнеслись поначалу к идее строительства железных дорог в России. Да и сама мысль о паровозе внушала панический страх. В этой связи вспоминаются выпады знаменитого острослова тех лет князя Александра Сергеевича Меншикова в отношении мероприятий Главного управления путей сообщения и публичных зданий (предшественник МПС). Когда строились Исаакиевский собор, постоянный мост через Неву и Николаевская железная дорога, князь говорил: "Достроенный собор мы не увидим, но увидят дети наши; мост мы увидим, но дети наши не увидят; а железной дороги ни мы, ни дети наши не увидят". К счастью, скептические пророчества князя Меншикова не сбылись.

Уже 13 ноября 1851 года из Санкт-Петербурга в Москву отправился первый пассажирский поезд. Он состоял из паровоза, тендера (вагона для перевозки запаса топлива – сначала это были дрова – и воды), пяти пассажирских и одного багажного вагона. Скорость – 40 километров в час. Время в пути от одной столицы до другой, включая время стоянок, – 21 час 45 минут. На ямских лошадях этот путь преодолевали минимум за 3 дня. А на "долгих"  (т.е. на своих лошадях)  выходило аж вдвое дольше. Рекорд установил опять же Николай I. В декабре 1833 года Пушкин написал в дневнике: "Вчера государь возвратился из Москвы, он приехал в 38 часов".

Так что первые паровозы с их скоростями – ни дать ни взять почти что "Сапсан"! Только с поправкой на технические возможности середины XIX века…

Сметная стоимость строительства железной дороги составляла 43 миллиона рублей серебром. Впрочем, как обычно, она была превышена. Но в данном случае цель оправдала средства. Уже с самого начала эксплуатации дорога стала приносить немалую прибыль.

После смерти Николая I дорога получила название Николаевской. А в 1923 году была переименована в Октябрьскую железную дорогу. Странно, конечно. Вроде бы история дороги началась в феврале, а не в октябре. Парадоксы времени…

Автор Владимир Бычков, радио Sputnik

Подписывайтесь на канал радио Sputnik в Telegram, чтобы у вас всегда было что почитать: злободневное, интересное и полезное.

А еще у радио Sputnik отличные паблики ВКонтакте и Facebook. А для любителей короткого, но емкого слова, — Twitter.

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала
Главные темы часа. 00:00НАТО vs РФ, нейтральный статус Украины, изъятие российских активовИз ШРМ – в космосГлавные темы часа. 01:00Помощь США и перспективы УкраиныРабота экстренных служб на войне и 10-летие трагедии в Одессе"Завтрак на траве" Мане: скандал в изобразительном искусствеОсвобождение РавенсбрюкаГлавные темы часа. 02:00Смута: как Россия переживала непростой периодСмутное время: подвиги Смоленска и Троице-Сергиевой лаврыДень пожарной охраныГлавные темы часа. 03:00Путь Украины в НАТО, "сильное" соглашение с США, Блинкен в Эр-РиядеНовый генсек НАТО, ответ Китая США и скандал на литовской границеГлавные темы часа. 04:00Столтенберг в Киеве, закон об иноагентах в Грузии и Депардье под стражейИталия без рубля, закон об иноагентах в Грузии, кофейный рекорд ВьетнамаГлавные темы часа. 05:00Как клюет уклейка: весенняя ловля вкусной рыбкиАзартная уклейка: все нюансы ловли этой рыбыГлавные темы часа. 06:00Главные темы часа. 07:00Архитектор, который готов расселять мегаполисы. Часть перваяГлавные темы часа. 07:30Архитектор, который готов расселять мегаполисы. Часть втораяГлавные темы часа. 08:00Расследование взрывов, русофобия и интернет-пропагандаГлавные темы часа. 08:30МУС всемогущий, предложение Египта и ненормальные в СербииСказ про то, как американец русских мирилГлавные темы часа. 09:00Мифы и вымыслы о Михаиле ЛермонтовеГлавные темы часа. 09:30Люблю отчизну я, но странною любовью!Главные темы часа. 10:00Байкал как заветная мечта рыболоваГлавные темы часа. 10:30Готовимся к Байкалу: рыбалка, снасти, предвкушениеАфриканцы в Америке, или Не было бы счастья, да несчастье помоглоГлавные темы часа. 11:00Атаки на Крым, войска США на Украине и причины русофобииГлавные темы часа. 12:00Отход большой воды, запрет на Telegram на Украине, новшества при оплате ЖКУГлавные темы часа. 12:30"Опасная платформа": почему в ЕС хотят запретить TikTok?Дышите ровно: что еще делать, когда вы взволнованы?Главные темы часа. 13:00Как МУС стал марионеткой США?Главные темы часа. 13:30Африканский выбор: кто получит выгоду от противостояния США и России?Главные темы часа. 14:00Нелетающая птица. Парадоксальные пингвиныГлавные темы часа. 14:30Пингвины: неуклюжие, но ловкиеКто вы, мистер Винни-Пух?Главные темы часа. 15:00Паводок отступает. Как восстанавливается Оренбуржье?Вандалы должны сидеть в тюрьмеГлавные темы часа. 15:30Против кого тренируется НАТО?ЦБ: в России взрывной рост пирамид- мошенниковГлавные темы часа. 16:00TikTok под угрозой: в ЕС грозят закрыть платформуГлавные темы часа. 16:30Юрий Горлач: необходимо взвешивать все рискиГлавные темы часа. 17:00Главные темы часа. 17:30Главные темы часа. 18:00Память о "Крокусе", перспективные БПЛА, решения МУС и уязвимый Wi-FiГлавные темы часа. 19:00НАТО боится России, Душанбе в недоумении, Литва возвращает украинцевГлавные темы часа. 20:00Мнения китайских экспертов о России и давление Запада на ПекинГлавные темы часа. 20:30Тайваньский вопрос, система принятия решений в Китае и "линия партии"Главные темы часа. 21:00Есть ли жизнь в Андромеде и других галактиках?Главные темы часа. 21:30Внеземные цивилизации: яркие теории и отсутствие доказательствГлавные темы часа. 22:00Память о "Крокусе", перспективные беспилотники и обещания ЛитвыГлавные темы часа. 22:30Ядерная программа НАТО, МУС vs США и уязвимый Wi-FiГлавные темы часа. 23:00Главные темы часа. 23:30Главные темы часа. 00:00Сбит над Уралом: провал американского шпионаГлавные темы часа. 01:00Светлейший князь Меншиков: знаменитый острослов и любимец Николая IМир, труд, майГлавные темы часа. 02:00Российские международные авиалинии: началоГлавные темы часа. 03:00Главные темы часа. 04:00Главные темы часа. 05:00Главные темы часа. 06:00Главные темы часа. 07:00Главные темы часа. 07:30Главные темы часа. 08:00Неприглядная правда о дипломатах США и неугодная Переяславская радаВенерина загадка: где твои руки, "Прекраснейшая"?..Главные темы часа. 09:00Резолюция по Сребренице может привести к конфликту в Боснии и ГерцеговинеГлавные темы часа. 09:30Арабские посредники подталкивают ХАМАС к заключению сделки с ИзраилемГлавные темы часа. 10:00Отряды ВСУ в Польше, постоянный страх украинцев и недоверие союзников КиеваХан поможет, или Пейте воду из Олонки: о чем писала первая русская газетаГлавные темы часа. 11:00Говорим с Чадаевым о бюрократии будущего. Часть перваяГлавные темы часа. 11:30Говорим с Чадаевым о бюрократии будущего. Часть втораяГлавные темы часа. 12:00Помощь Киеву, "Небесный щит" против России и технологии в украинском МИДГлавные темы часа. 12:30Вклад Виктора Астафьева в русскую литературу и карты "Мир" в ГагаузииАй да евнух: второе китайское изобретение - что это было?Главные темы часа. 13:00Западные танки на Поклонной горе и США без российского уранаГлавные темы часа. 13:30В эфиреГлавные темы часа. 14:00Майские "каникулы" и экономика. Отмена комиссий за перевод самому себеГлавные темы часа. 14:30Коллекторы и долги за ЖКУ. Инфляция и высокие зарплатыМедицинская династия: БоткиныГлавные темы часа. 15:00Протесты в Грузии: почему в ЕС осуждают закон, давно работающий в Европе?Винный рейтинг: почему в мире стали пить меньше винаГлавные темы часа. 15:30Блинкен призвал ХАМАС, но его проигнорировалиОбойти и переиграть: страховщики жалуются на теневой флот РоссииГлавные темы часа. 16:00Главные темы часа. 16:30Психология таланта: как отличить гения от обычного одаренного человекаГлавные темы часа. 17:00Западные танки в Москве и проблемы ВСУГлавные темы часа. 17:30Условия для перемирия и бездействие МУСГлавные темы часа. 18:00"Леопарды" на Поклонной горе, неисправные самолеты для ВСУ и протесты в СШАГлавные темы часа. 19:00Продвижение ВС РФ, отставки на Украине и нравоучения ЕвросоюзаГлавные темы часа. 20:00Конфискация активов РФ: как США заложили под себя бомбуГлавные темы часа. 20:30ЦБ РФ и ставка, Финляндия фиксирует спад въездного туризмаГлавные темы часа. 21:00Главные темы часа. 21:30Главные темы часа. 22:00Неправильная колея, или Какую скорость развивал "Сапсан" Николая I