Рейтинг@Mail.ru
Неправильная колея, или Какую скорость развивал "Сапсан" Николая I - Радио Sputnik, 13.02.2018
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
09:30
3 мин
Новости
10:00
4 мин
Новости
11:00
4 мин
Новости
11:30
3 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
18:00
4 мин
Новости
18:30
3 мин
Новости
19:00
4 мин
Новости
20:00
4 мин
Новости
20:30
3 мин
Новости
21:00
4 мин
Новости
21:30
3 мин
Новости
22:00
4 мин
Новости
22:30
3 мин
Новости
23:00
4 мин
Новости
23:30
3 мин
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
11:00
4 мин
Новости
11:30
3 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
17:30
3 мин
Новости
18:00
4 мин
Пятница, вечер!
Удары по территории РФ, годовщина пожара в Одессе, суд за украденный рилс
18:04
54 мин
Узнать за 90 секунд
Попытка задружиться: зачем в Москву приезжала американская выставка
18:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
19:00
4 мин
Пятница, вечер!
Всемирный день свободы печати, новые мультфильмы и здоровье мужчин
19:04
54 мин
День в истории
Азовские походы Петра I
19:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
20:00
4 мин
Позывной "Спутник"
Священник-доброволец. Сонастройка церкви и армии
20:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
20:30
3 мин
Позывной "Спутник"
На фронте Бог един
20:33
24 мин
Узнать за 90 секунд
Вот такая наша Саша, или Русская амазонка на марше
20:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
21:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
21:04
3 мин
Прямой эфир
В эфире
21:07
21 мин
Новости
Главные темы часа
21:30
3 мин
Прямой эфир
В эфире
21:33
3 мин
Прямой эфир
В эфире
21:36
22 мин
День в истории
День кондитера
21:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
22:00
4 мин
Черная пятница
Продажа TikTok, импорт оборудования из Китая, блокировка связи в Пакистане
22:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
22:30
3 мин
Черная пятница
"Цифровой концлагерь", единая "вселенная" в Сети и технологический скачок
22:33
25 мин
Узнать за 90 секунд
Перемешать, но не взбалтывать: как придумать новый язык
22:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
23:00
4 мин
Сенатор Клишас. Да, тот самый
Уроки трагедии в Одессе, обвинения НАТО в адрес Москвы и активы РФ
23:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
23:30
3 мин
Без дураков. С Кириллом Вышинским
Украинские потери и мобилизация: реальные цифры и возможности Киева
23:33
24 мин
День в истории
Летающая лодка Бериева
23:58
2 мин
ВчераСегодня
К эфиру
Москва 91,2 FM
Москва 91,2 FM
Санкт-Петербург 91,5 FM
Волгоград 101,1 FM
Казань 105,8 FM
Калининград 87,7 FM
Киров 101,0 FM
Пермь 91,2 FM
Псков 102,6 FM
Самара 99,1 FM
Саратов 105,8 FM
Севастополь 105,6 FM
Симферополь 102,3 FM
Улан-Удэ 102,8 FM
Уфа 91,1 FM
Херсон 88,1 FM
Челябинск 99,5 FM
Якутск 103,6 FM
Авторы

Неправильная колея, или Какую скорость развивал "Сапсан" Николая I

© РИА Новости / Александр Уткин | Перейти в медиабанкЗдание Кругового паровозного депо Николаевской железной дороги
Здание Кругового паровозного депо Николаевской железной дороги
Читать в
Двадцать два часа: именно столько шел первый поезд из Санкт-Петербурга в Москву. Думаете, долго? С чем сравнивать. На своей упряжке получалось дней за шесть – но это если повезет с дорогой.

В этот день, …лет назад

Тринадцатого февраля 1842 года император Николай I подписал указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург – Москва. 

Вокруг нее сложилось много легенд. Первая из них: Николай начертил будущую дорогу на карте по линейке, но карандаш наткнулся на его палец и получился изгиб, который инженеры и воспроизвели, так сказать, на местности. Однако это не так. Изгиб был обусловлен технической необходимостью, связанной с маломощностью первых паровозов. Они не могли преодолеть подъем на Валдайскую возвышенность, которую и приходилось объезжать. Когда эта задача была решена, Николаевскую дорогу "выпрямили".

Вторая легенда – насчет пятифутовой ширины колеи, которая шире, чем в Европе. Многие думают, что это было сделано для того, чтобы вражеские поезда не могли проникнуть в Россию. Это тоже всего лишь легенда. Такую ширину колеи обосновал и ввел в эксплуатацию военный инженер Николай Осипович Крафт. Николаевская дорога строилась по весьма сложной местности – со множеством водоемов и рек, болот и трясин. И ширина железнодорожной колеи была выбрана для лучшей устойчивости вагонов на такой местности. На маршруте было возведено 278 инженерных сооружений: 8 больших мостов, 182 средних и малых моста, 69 труб и 19 путепроводов.

Третья легенда. О ней еще писал поэт Николай Алексеевич Некрасов в своем знаменитом стихотворении "Железная дорога":

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то все косточки русские…

Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

"Ванечка" ничего не знал. И знать не мог никто. Статистики тогда и в заводе не было. Но есть кое-какие соображения. На стройку дороги попасть было нелегко – очереди выстраивались. Деньги платили хорошие, кормили до отвала. В год количество работающих составляло от 50 до 60 тысяч человек. Но опять же, напомню, дорога шла в основном по болотам. Днями работали по пояс в воде, жили в землянках. Антисанитария была жуткая. Поэтому не удивительно, что рабочие болели и тифом, и дизентерией. Но не больше, чем в других местностях. По подсчетам, ежегодно на строительстве дороги умирали 300-400 человек. А строительство велось 8 лет. Прямо скажем, с медициной и лечением болезней вообще в России дела обстояли очень плохо. Но есть интересная статистика. В 1890-х годах, то есть через 30 лет после строительства Николаевской дороги, смертность в России по той же холере или дизентерии была намного ниже, чем во Франции или Италии. Цифры на сей счет приведены в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. А этот словарь гордился своей объективностью…

Железная дорога протяженностью более 600 километров стала в то время самой длинной в мире. И главное – это был подлинный триумф русской инженерной мысли. Ее строили Павел Петрович Мельников, будущий первый министр путей сообщения, и, как уже говорилось, Крафт. И вот как странно сложилась их посмертная слава: Мельникову поставили памятник в Москве на площади трех вокзалов, а Крафту – ничего… 

Многие современники весьма скептически отнеслись поначалу к идее строительства железных дорог в России. Да и сама мысль о паровозе внушала панический страх. В этой связи вспоминаются выпады знаменитого острослова тех лет князя Александра Сергеевича Меншикова в отношении мероприятий Главного управления путей сообщения и публичных зданий (предшественник МПС). Когда строились Исаакиевский собор, постоянный мост через Неву и Николаевская железная дорога, князь говорил: "Достроенный собор мы не увидим, но увидят дети наши; мост мы увидим, но дети наши не увидят; а железной дороги ни мы, ни дети наши не увидят". К счастью, скептические пророчества князя Меншикова не сбылись.

Уже 13 ноября 1851 года из Санкт-Петербурга в Москву отправился первый пассажирский поезд. Он состоял из паровоза, тендера (вагона для перевозки запаса топлива – сначала это были дрова – и воды), пяти пассажирских и одного багажного вагона. Скорость – 40 километров в час. Время в пути от одной столицы до другой, включая время стоянок, – 21 час 45 минут. На ямских лошадях этот путь преодолевали минимум за 3 дня. А на "долгих"  (т.е. на своих лошадях)  выходило аж вдвое дольше. Рекорд установил опять же Николай I. В декабре 1833 года Пушкин написал в дневнике: "Вчера государь возвратился из Москвы, он приехал в 38 часов".

Так что первые паровозы с их скоростями – ни дать ни взять почти что "Сапсан"! Только с поправкой на технические возможности середины XIX века…

Сметная стоимость строительства железной дороги составляла 43 миллиона рублей серебром. Впрочем, как обычно, она была превышена. Но в данном случае цель оправдала средства. Уже с самого начала эксплуатации дорога стала приносить немалую прибыль.

После смерти Николая I дорога получила название Николаевской. А в 1923 году была переименована в Октябрьскую железную дорогу. Странно, конечно. Вроде бы история дороги началась в феврале, а не в октябре. Парадоксы времени…

Автор Владимир Бычков, радио Sputnik

Подписывайтесь на канал радио Sputnik в Telegram, чтобы у вас всегда было что почитать: злободневное, интересное и полезное.

А еще у радио Sputnik отличные паблики ВКонтакте и Facebook. А для любителей короткого, но емкого слова, — Twitter.

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала
Главные темы часа. 00:00"Леопарды" на Поклонной горе, неисправные самолеты для ВСУ и протесты в СШАБрак Есенина и Дункан: "В этой жизни умирать не ново..."Спасенные сокровища Дрезденской галереиГлавные темы часа. 01:00Продвижение ВС РФ, отставки на Украине и нравоучения ЕвросоюзаПетровская "потаенная лодка" – прабабушка русских субмаринВзятие БерлинаГлавные темы часа. 02:00Все о транспортном налоге в 2024 году: ликбез и аналитикаПутешествуем по Приморью: Владивосток, Находка и важнейшие местаДесятилетие трагедии в ОдессеКогда размер имеет значение, или Как стать гомеопатомГлавные темы часа. 03:00Конфискация активов РФ: как США заложили под себя бомбуПровальные маневры Королевского флотаЦБ РФ и ставка, Финляндия фиксирует спад въездного туризмаЛяля и горилла: Как Чуковский поработал на славу американского киноГлавные темы часа. 04:00Главные темы часа. 05:00Майские "каникулы" и экономика. Отмена комиссий за перевод самому себеСундук с сокровищами: кремлевская тайна на пятиметровой глубинеКоллекторы и долги за ЖКУ. Инфляция и высокие зарплатыКартофелина на четверых и кирзовые чипсы: как выжить в океанеГлавные темы часа. 06:00Западные танки в Москве и проблемы ВСУТеперь не упадет: как у Пизанской башни появился "советский" фундаментУсловия для перемирия и бездействие МУСГлавные темы часа. 07:00Трагедия в Одессе, протесты в Грузии, новые санкции, Африка и РоссияЖенщина на шаре в погоне за эффектом: отвага, помноженная на глупостьГлавные темы часа. 09:00Десять лет со дня трагедии в Доме профсоюзов в Одессе. Кто ответит?Главные темы часа. 09:30Протесты в Грузии: закон об иноагентах и евроинтеграцияВойна в Газе: доклад ООН о жертвах ударов Израиля и ущербе для ПалестиныГлавные темы часа. 10:00След ЦРУ в бойне в Одессе, трофейная техника в Москве и оружие для ПольшиБудьте моей лошадью: как всходило белое солнце в пустынеГлавные темы часа. 11:00Трибунал по преступлениям Киева и демонтаж памятников на УкраинеГлавные темы часа. 11:30Протесты в США, митинги в Грузии и трофеи СВО в МосквеГлавные темы часа. 12:00Киев угрожает, но не исключает диалога с Москвой, а Израиль ставит условияГлавные темы часа. 12:30Маэстро, исполнивший музыку в освобожденной Пальмире. Валерию Гергиеву – 71БАМ – труда и жизни школаГлавные темы часа. 13:00Всех виновных будут судить. 10 лет со дня трагедии в ОдессеГлавные темы часа. 13:30"Общие цели и сильная экономика". В Египте высказались о перспективах БРИКСГлавные темы часа. 14:00Николай Пантюхин об арабском языке и профессии военного переводчикаГлавные темы часа. 14:30Николай Пантюхин о современном Ближнем ВостокеСказ про то, как русские с англичанами дружилиГлавные темы часа. 15:00Конференция по Украине в Швейцарии: на что рассчитывает ЗеленскийБезопасность Олимпиады в Париже – полный швахГлавные темы часа. 15:30Оборонный пакт США и Саудовской Аравии: к чему готовится ПентагонРоссия ищет новые рынки сбыта рыбы: куда отправятся морепродукты?Главные темы часа. 16:00Главные темы часа. 16:30Фотограф Владимир Широков: мне для красивого кадра нужен просто "фотик"Главные темы часа. 17:00Димитрис Лятсос: о России, пути Греции и объединяющих ценностяхГлавные темы часа. 18:00Войска Франции на Украине, годовщина пожара в Одессе и вернувшиеся россиянеГлавные темы часа. 18:30Закон об иноагентах в Грузии, военная помощь НАТО и ультраправые в ЕСГлавные темы часа. 19:00СПГ из США для Турции, 10 лет трагедии в Одессе и прекращение огня в ГазеГлавные темы часа. 20:00Министерство по делам семьи, путевки для многодетных, детский отдыхГлавные темы часа. 20:30Трудовое воспитание детейГлавные темы часа. 21:00Что скажет суд о действиях Израиля и почему протестуют студенты в СШАГлавные темы часа. 21:30Одесса десять лет спустя и украинский МИД в цифреГлавные темы часа. 22:00Главные темы часа. 22:30Главные темы часа. 23:00Главные темы часа. 23:30Главные темы часа. 00:00"Веселый Джозеф" погрустнел. Страны Юга начали выводить свое золото из СШАЛетающая лодка БериеваГлавные темы часа. 01:00Страна хренового листа. Премьеру Канады уже нечем прикрыть свой срамГлавные темы часа. 02:00Торговый дом "Мюр и Мерилиз", он же ЦУМДень кондитераГлавные темы часа. 03:00Главные темы часа. 04:00Главные темы часа. 05:00Главные темы часа. 06:00Главные темы часа. 07:00Кэмерон в Киеве, российские военные в Нигере, автотуризм в России и ПасхаЗагадка Ангкор-Вата: разгадка опасна для жизниГлавные темы часа. 09:00Трофеи армии России, память о трагедии в Одессе, мирный саммит по УкраинеПопытка задружиться: зачем в Москву приезжала американская выставкаГлавные темы часа. 11:00Порносайт поддержит ВСУ, откровения замглавы ГУР Украины и мобилизацияГлавные темы часа. 11:30Последствия трагедии в Одессе и смерть историка Петра ТолочкоГлавные темы часа. 12:00Продажа TikTok, импорт оборудования из Китая, блокировка связи в ПакистанеГлавные темы часа. 12:30"Цифровой концлагерь", единая "вселенная" в Сети и технологический скачокВот такая наша Саша, или Русская амазонка на маршеГлавные темы часа. 13:00Отказ конфисковать активы, украинские уклонисты в ЕС, предупреждение ОрбанаГлавные темы часа. 13:30Неожиданное соседство. Войска РФ разместились в Нигере на одной базе с СШААзовские походы Петра IГлавные темы часа. 14:00Опасность клещей, прогнозирование здоровья детей и заболеваемость ВИЧПеремешать, но не взбалтывать: как придумать новый языкГлавные темы часа. 15:00Потери ВСУ, мобилизация на Украине и парад: Шойгу выступил в МинобороныНужно ли России оставаться в МВФ?Главные темы часа. 15:30Великобритания идет на эскалацию украинского конфликтаКитай запустил зонд, который доставит грунт с обратной стороны ЛуныГлавные темы часа. 16:00Главные темы часа. 16:30Алексей Бахирев. Ранение из гранатомета и биомеханический протезГлавные темы часа. 17:00Уроки трагедии в Одессе, обвинения НАТО в адрес Москвы и активы РФГлавные темы часа. 17:30Закон об иноагентах в Грузии и визит Кэмерона в КиевГлавные темы часа. 18:00Неправильная колея, или Какую скорость развивал "Сапсан" Николая I