Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Начну с исторического парадокса. Катон Старший был талантливым римским полководцем и государственным деятелем, но для потомков он памятен лишь своей крылатой фразой: "Карфаген должен быть разрушен". Выступая в римском сенате по любому вопросу – хоть по поводу последних волнений плебса или об организации сатурналий – этот непримиримый враг Карфагена всегда заканчивал свою речь словами: "Кроме того, я думаю, что Карфаген должен быть разрушен". Ceterum censeo… Впрочем, упрямство Катона Старшего достойно уважения. Однако Гете верно заметил, что история повторяется всегда дважды. И поэтому нет ничего удивительного в том, что у римского военачальника и сенатора сыскался в наши дни подражатель. Зовут его, конечно, не Катон Старший Junior, а попроще – Джон Маккейн, американский сенатор. Что бы ни происходило в мире, какие бы скандалы ни сотрясали американскую политическую элиту, чьи бы подлодки ни плавали у берегов Швеции, у него всегда готов ответ: во всем виновата Россия.
Вот это полет фантазии! Чувствуете, какой тонкий заход? В исподнем, с дешевой дымящейся сигареткой в углу рта, небритый, наверняка пьяный и со злобной ухмылкой врага демократии… Все, больше ничего не нужно. Портрет закончен. И для американской ангажированной публики даже подпись под портретом уже не нужна…
Вот он какой, аризонский сенатор! Только талантливый человек может походя сочинить целый рассказ в духе Диккенса. А может, так проявляется у него синдром ветерана Вьетнамской войны? Как известно, 6 октября 1967 года Маккейн летел бомбить Ханой, но был сбит советской зенитной установкой С-75. Боевой расчет таких ЗРК обычно состоял из вьетнамских военных и советских инструкторов. Маккейн катапультировался, упал в озеро в центре Ханоя, переломав себе руки и ноги. Ему повезло: вьетнамские военные взяли его в плен раньше, чем горожане успели совершить над ним самосуд. Такие случаи бывали, потому что американцы никогда не стеснялись бомбить мирных жителей.
Маккейн потом рассказывал, что его в плену пытали. Однако, как рассказал бывший начальник вьетнамской тюрьмы, где он содержался, Маккейна никто и никогда не бил и не пытал. Да и сотрудничал американский летчик, как уверяет пресса, не только с вьетнамской, но и с советской разведкой. В СМИ даже приводились имена наших сотрудников спецслужб, которым будущий сенатор и кандидат в президенты США выбалтывал военные секреты.
Кому-то может показаться, что эти утверждения чересчур категоричны. А голословные обвинения в том, что WikiLeaks сотрудничает с российскими спецслужбами, не удивляют? Тут все дело в том, с какой стороны на все это посмотреть. Одному нравится арбуз, другому – свиной хрящик.
Вспоминается знаменитый "Ночной портье" Лилианы Кавани, снятый как раз во времена вьетнамской войны. Напомню, фильм рассказывает о случайной встрече в гостинице палача, бывшего нацистского офицера, ставшего ночным портье, и его жертвы – бывшей узницы концлагеря. Между ними вспыхивает страсть. Не знаю, можно ли эту противоестественную, а в чем-то даже преступную связь назвать любовью. Скорее это что-то из категории "садомазо". Впрочем, тут лучше послушать мнение какого-нибудь авторитетного ученого-психоаналитика.
Но я недаром вспомнил этот фильм – он про Маккейна. И сенатор выступает в данном случае, конечно, не в роли палача, а жертвы. И испытывает такие же противоестественные чувства к России – он ее ненавидит, потому что именно русская ракета капитально перевернула всю его жизнь. Но ведь, как всем хорошо известно, ненависть и любовь лишь на первый взгляд чувства-антиподы. Это просто две стороны одной и той же медали. Кстати, впервые медалями, фалерами, стали награждать римских воинов. Не исключено, что такая награда была и у сенатора Катона Старшего.
Подписывайтесь на канал радио Sputnik в Telegram, чтобы у вас всегда было что почитать: злободневное, интересное и полезное.