Автор Михаил Шейнкман, радио Sputnik
Неизвестно, прочили ему лавры и славу спецпредставителя генсека ООН по Югославии Мартти Ахтисаари или нет, но, похоже, повторить "достижения" "могильщика Белграда" Стаффану де Мистуре все одно не суждено. И Сирия при нем не распадется, и Дамаск устоит, и в отставку, видимо, он уйдет без Нобелевской премии мира. Как говорят люди знающие, решение о его увольнении новый генсек Организации Объединенных Наций Антониу Гутерриш примет сразу после очередного раунда межсирийских переговоров в Женеве, намеченного на 20 февраля.
Хотя, пожалуй, именно в конце прошлого года стоило предположить, что он ненамного пересидит своего начальника. И это не только о Пан Ги Муне. Де Мистура только числился его посланцем, но на самом деле следовал установкам не из Нью-Йорка, а из Вашингтона. И об этом уже можно говорить в прошедшем времени, потому что тот, кто 20 января перебрался из Нью-Йорка в Вашингтон, никаких команд ему больше не дает. Концепция поменялась. Дональду Трампу посредники не нужны. Тем более – в статусе испорченного телефона. А какой же он еще, коль им пользовался Обама.
Пользовался, надо сказать, без особого успеха. Если, конечно, не принимать за него срыв и блокирование ряда миротворческих инициатив. Так это называли в Москве. В декабре даже Сергей Лавров не сдержался. "Я уже, по-моему, голос сорвал, призывая Стаффана де Мистуру перестать саботировать политические переговоры. Ему это поручено, у него, собственно, другой работы нет". К тому моменту все уже понимали, что и эту он не заслужил.
Говорят: хочешь нажить себе врагов, попытайся понравиться всем. Ему удалось всем не понравиться. Полиглот. Знает семь языков. Но общего не нашел ни с кем. Его считали ангажированным в обеих сторонах конфликта. А потому разлука будет без печали. Он же и для США оказался не Ахти-саари. Тот во время встречи со Слободаном Милошевичем водил рукой по отполированному столу, обещая Белграду такую же перспективу, гладкую и пустую с полумиллионом жертв. А этот до Башара Асада так и не добрался.
Хотя два года назад, когда его назначали, казалось, для окровавленной Сирии у него самая подходящая фамилия. Почти лечебная. Но "к" ему и не хватило. В смысле, хорошей "компании". Мистура – это же микстура с ошибкой. А микстура с ошибкой если и предполагает эффект, то лишь побочный. Так что, "по боку" – это как раз его случай. Впрочем, если дедлайном для отставки действительно считается ближайший раунд в Женеве, он еще может продлить свое существование в должности. Всего-то и надо сделать то, что у него получалось на этом посту лучше всего – сорвать переговоры.
Подписывайтесь на канал радио Sputnik в Telegram, чтобы у вас всегда было что почитать: злободневное, интересное и полезное.