Автор Мария Балябина, радио Sputnik
Проба пера – вернее, клавиатуры, прошла успешно. Китайский робот-журналист опубликовал свою первую статью: 300 иероглифов о повышении транспортной нагрузки перед восточным Новым годом. На эту работу у него ушла одна секунда.
Как уверяют разработчики, электронный журналист может писать тексты любого размера и лучше живых сотрудников СМИ способен анализировать информацию. Не может только брать интервью и поддерживать беседу. Ну и, наверное, летать в командировки. А также использовать собственный опыт, чувство такта и языковые тонкости.
Я не пытаюсь доказать, что человек работает лучше робота – во многом он нас, наверное, превосходит. Но что с ним случится, например, когда он встретит предложение "Глокая куздра штеко бодланула бокра и кудрячит бокренка"? Академик Лев Щерба в 30-е годы придумал эту фразу, которая не наполнена реальным содержанием – но по всем формальным признакам вроде бы несет некую информацию. И что "подумает" робот, увидев в материале, который ему предлагают для анализа, то, что по идее должно нести некий смысл, но в чем смысла на самом деле никакого нет.
Хотя, возможно, его и самого научат творить, и со временем появятся электронные писатели, которые превзойдут современных живых авторов (к тому же, если ориентироваться на многосерийные романы, это должно быть несложно).
Впрочем, если в творческой сфере появление сотрудников с микросхемами вызывает споры, то есть области, в которых роботы просто необходимы. В Сирии, например, сейчас работает наш робот-сапер "Уран-6", которым можно управлять с расстояния в 800 метров. Он может выдержать взрывы мощностью до четырех килограмм в тротиловом эквиваленте, преодолеть стену высотой до метра и ров шириной 1,5 метра. В помощь ему готовят "Уран-10", который будет обезвреживать противотанковые боеприпасы и неразорвавшиеся снаряды весом от 10 килограммов. К лету он уже должен начать разминирование в Чечне и Ингушетии.
Гораздо более легкие роботы помогают врачам делать операции – там, где нужна особенная точность, например, в кардиологии, некоторые этапы операций автоматизированы.
Так что роботы – это не соперники профессионалов, а их помощники. Но это только пока, полагают в Европарламенте. Там еще в прошлом году озаботились возможным ростом безработицы и предложили всех роботов с достаточным уровнем искусственного интеллекта назвать "электронными людьми". А деньги, которые удалось сэкономить компаниям за их счет, раздать тем, кто из-за этих же роботов потерял работу. Правда, непонятно тогда, в чем смысл этой роботизации, если экономии не получится. И почему, если кого-то называют человеком, пусть и электронным, с него взимают за это дополнительный налог. Хотя должны бы, по-хорошему, выплачивать ему зарплату. Хотя бы электронную.
Подписывайтесь на канал радио Sputnik в Telegram, чтобы у вас всегда было что почитать: злободневное, интересное и полезное.