Все-таки, если надо справиться с чем-нибудь не существующим, это к ЕС. С российской угрозой, например, он уже разбирается, будьте любезны. С присоединением Турции к самому себе планирует совладать так же успешно. В Брюсселе недвусмысленно намекнули на то, что на саммите в декабре европейские лидеры могут приостановить переговоры о вступлении Турции из-за отсутствия позитивной динамики в отношениях с Анкарой. И на самом деле, нужно иметь недюжинные способности, чтобы прервать то, чего нет. Это же как прервать, скажем, мнимую беременность.
Им ведь только казалось, что они вынашивают совместные перспективы. Но от одних разговоров дети не рождаются. А они даже не целовались. Максимум – рукопожатия. Это когда Меркель была крайне расположена к Эрдогану и летала в его расположение безо всякого стыда и стеснения. Многие тогда уже шептались, что фрау так себя не ведут. А она – знай себе, даже под суд хотела отдать немецкого журналиста за то, что позволил себе грубость в отношении ее турецкого партнера. Но шутник уже прощен. Резолюцию о геноциде армян бундестаг принял. И сама канцлерин, похоже, совсем остыла.
Хотя, говорят, и для нее холодным душем стало подавление в Турции военного путча, которое, как считается, Эрдоган не закончил до сих пор. На это, собственно, сейчас и кивают в Брюсселе и прочих европейских столицах, когда пытаются объяснить неизбежность паузы в интеграционных контактах с ним. Вроде бы по делу. Все-таки 37 тысяч уволенных или арестованных – это явно не по-европейски. Но, во-первых, в Турции не всегда были перевороты. А во-вторых, в ней не всегда был Эрдоган. Но ЕС-то и до него не пускал эту страну дальше предбанника.
И пусть теперь уже и не совсем понятно, кто кого танцует. Но очевидно же, кто кого водит. За нос. Больше полувека европейцы делали это, а так и не выдавили из себя высокомерия. Именно оно гордых османов и оскорбляет больше всего. Они-то себя считают непревзойденными мастерами по части поторговаться. А играют-то, по сути, их надеждами. И, похоже, доигрались до "турецкого эндшпиля". Это еще не конец, но перевод этой долгой и изнурительной партии в концовку. Тянуть больше нечего.
И тот же источник в Брюсселе, что раскрыл СМИ негативный сценарий на саммите в декабре, допустил, что его удастся избежать, если Анкара предпримет что-нибудь позитивное. Но чего именно от нее хотят, сам сказал, что не знает. Поскольку им это уже не важно. Они больше не могут скрывать, что Турция никогда в Евросоюз не войдет, так как, в принципе, ему не подходит. Ни по одному параметру. Религия, ценности, привычки, порядки. Все другое. А национальный характер? Они же со своим османским нравом корпоративную евросолидарность на дух не перенесут.
И сказать бы ЕС об этом честно. Боится. И правильно делает. Кэмерон, например, попробовал. Перед референдумом по Brexit'у уверял Британию, что Турция при всем желании раньше 2030 года в Евросоюз не вступит. И где теперь Кэмерон? И где его Британия? Она ведь тоже потерялась. Места себе не находит. А Турция на своем стоит. И стоять, видимо, будет. А вот мигранты, что осели в ней, скорее всего, пойдут. Им для вступления в ЕС разрешение Брюсселя не нужно. Им хватит разрешения Анкары.