К третьей годовщине начала "евромайдана" украинцы все еще не ощутили на себе, каково это: жить в Европе. И дело даже не в том, что Украина по-прежнему – даже не кандидат на вступление в Евросоюз. А в уровне жизни, который по пути в Европу заметно снизился. Даже Петр Порошенко признал, что жить лучше на Украине не стало.
Правда, если верить украинскому президенту, уровень жизни – это единственная сфера, где за три года не произошло приближения к европейским стандартам. То есть, вроде как во всех прочих сферах – прогресс очевиден. Осталось понять, в каких именно. Разве что в сфере ЖКХ. Точнее, тарифов. Вот их-то как раз подняли до европейского уровня. А зарплаты, естественно – нет. В итоге впервые в истории Украины коммунальные платежи в этом году сравнялись со средней зарплатой. Лиха беда начало. Петр Алексеевич заверил, что вот уже совсем скоро все больше и больше людей будут ощущать на себе эффективность экономических реформ. Звучит пугающе.
Успокоить взволнованных граждан может разве что твердое мнение одного из видных реформаторов, уже бывшего министра здравоохранения Украины Александра Квиташвили. Он убежден, что вся система украинских законов противодействует проведению европейских реформ. Экс-министр подсчитал, что сейчас на Украине аж миллион триста тысяч законов. И из них, по его расчету, 90% – вообще лишние. Надо так понимать, что именно эти лишние законы и мешали заезжему реформатору двигать здравоохранение Украины в европейском направлении. Правда, некоторые украинские эксперты считают, что именно поэтому система здравоохранения в стране все еще скорее жива, чем мертва. Хотя пострадала от "реформ" изрядно.
Пожалуй, самый оптимистичный настрой в годовщину Майдана у другого "бывшего": у экс-премьера Арсения Яценюка. Он поделился своей мечтой – такой простой и такой чистой. Яценюк желает лишь, чтобы украинцы были вместе и победили зло и несправедливость. Интересно, к изгнавшей его из своих рядов власти это тоже относится?
Как бы то ни было, через три года после начала "евромайдана" вопрос о том, "за что боролись?" не только витает в воздухе. Но и многими вполне четко озвучивается. Ответ на этот вопрос, конечно, имеется. Но не очень приятный.