Автор Михаил Шейнкман
Несносный Родриго Дутерте продолжает выдерживать свой график эпатажа. Просклоняв мировых вип-персон (в "коллекции скальпов" – президент США с "его матерью", папа римский, генсек ООН, Евросоюз), он и себя грешным делом не пожалел. Сказал: "если в Германии был Гитлер, то у нас…". Выдержал театральную паузу и указал на себя. Он совсем не против, чтобы так и думали, как пишут, будто на Филиппинах объявился "двоюродный брат фюрера". Это он все о том же, о беспощадном размахе своей борьбы с наркоторговцами и иже с ними. Причем, "иже", судя по всему, даже больше. Три месяца у власти и три тысячи убитых. Поступь тирана.
Впрочем, будь ему хоть не Адольф – сам черт не брат, Вашингтон простил бы и это. Как простил его Обама за "сукиного сына". Филиппины для Штатов – слишком важный в этой географии партнер, чтобы реагировать на такие мелочи. Поэтому встречу с Дутерте на саммите АСЕАН в Лаосе хозяин Белого дома отменил было, губки надув, но потом, развернув их в улыбке, руку Родриго протянул. А тот, чуть погодя, вытер об нее ноги. Накануне ежегодных военных маневров с США объявил, что при нем они будут первыми и последними. "Вы планируете устроить игры, которых не хочет Пекин. Я официально вас уведомляю о том, что это наши последние учения".
И для убедительности отказался еще и от совместного патрулирования в Южно-Китайском море. Оно, говорит, создает слишком большой риск конфронтации между США и Китаем. И это он уже не про пацифизм. Для Вашингтона это значит, что "мой друг" теперь совсем не "враг моего врага". А это очень многое меняет. Ну ладно бы просто отказался. Подумаешь, блажь какая. Человеку нужно прославиться, а чего не скажешь ради красного словца. В конце концов, он ведь и Обаму проклясть обещал. А на свидании был крайне любезен. Хотя, кто знает, может, кроме пары словесных шпилек, он еще и иголку в куклу воткнул. Где-нибудь ниже пояса. Иначе с чего бы это впервые за восемь лет Обамы именно под конец его срока конгресс преодолел президентское вето?
Но в любом случае это отношение Дутерте к американскому коллеге можно было свернуть на что-то личное. А тут-то выходит дело государственное. Еще и с пристрастием. Совершенно к иному геополитическому вектору. Он, конечно, пообещал, в стиле "так и быть", поддерживать пакт о военном союзе с США, коль скоро ему уже больше 60 лет. Но предупредил, что его страна "прошла точку невозврата" с Соединенными Штатами, и он готов заключить альянс с Китаем. Страшный сон Белого дома. Совсем же не для того Обама не включил Поднебесную в Азиатско-Тихоокеанское партнерство, чтобы Дутерте, как хилер, планы по изоляции Пекина без ножа резал. Китай, кстати, особенности филиппинской национальной борьбы с наркотиками ничуть не возмутили. Напротив, он их вполне приветствовал.
А Вашингтон, уже привычно после Обамы, дал понять, что все сглотнул, сглотнет и это. В Госдепе заявили, что будут "продолжать фокусироваться на широких связях с Филиппинами во имя демократии и прав человека". Будто не из-за этих прав Обама был готов прилюдно отшлепать Дутерте. Ну до того, как сам получил от него оплеуху. А в Пентагоне назвали военный союз с этой азиатской страной "железным". Может быть. Но в нем явно появилась "ржа". И человек, который на просьбы остановить "коррозию металла", всегда ответит: "Ржу? Не могу".