13 сентября 2016 года в Нью-Йорке официально открылась 71-я сессия Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций под председательством постпреда Фиджи Питера Томсона. Девиз нынешней сессии – "Цели устойчивого развития: глобальные усилия для изменения мира", всего этих целей 17. В ходе 71-й сессии ГА избирается новый генеральный секретарь ООН, который с 1 января 2017 года сменит Пан Ги Муна. В повестку дня внесены проблемы развития стран Африки, координации усилий по оказанию гуманитарной помощи, содействия правосудию и развития международного права. В блоке вопросов по поддержанию международного мира и безопасности обсуждаются положение на Ближнем Востоке, вопрос о Палестине, положение в Афганистане, кипрский вопрос, ситуация в Демократической Республике Конго, контроль над наркотиками, борьба с международным терроризмом и финансирование миротворческих операций.
ООН требует реформ, однако точно не в сфере расширения состава постоянных членов Совбеза, считает кандидат юридических и политических наук, доцент РАНХиГС при Президенте РФ Кира Сазонова. Генассамблея ООН – совещательный орган, где декларируются намерения, а реальные решения, обязательные к исполнению, принимает Совет Безопасности. Главный признак жизнеспособности такой системы – это то, что ничего лучше пока не придумали, отметила Кира Сазонова в эфире радио-шоу "Компас" на радио Sputnik.
"Пациент скорее жив, чем мертв. На мой взгляд, главная оценка деятельности ООН – это то, что она до сих пор существует. Если мы вчитаемся в преамбулу устава этой славной организации, то увидим: сам факт того, что 70 лет спустя мы до сих пор живы и здоровы – это уже колоссальное достижение. Потому что в преамбуле сказано: "Мы, народы, ставим перед собой цель избавить грядущие поколения от бедствий войны". Тогда под войной подразумевалась мировая. Третьей мировой пока не было, а значит, все у нас хорошо. И это свидетельствует о том, что ООН – пока еще "живая" организация. Если брать вопрос реформ, то он, конечно, назрел. Лучше всех сказал второй генсек ООН Даг Хаммаршельд: "Задача ООН – не доставить человечество в Рай. Задача ООН – избавить человечество от Ада"".
Может сложиться впечатление, что в ООН декларативно все страны равны, "но некоторые равнее", так как мировые СМИ редко освещают интересы, задачи и нужды малых стран, входящих в организацию. Однако это впечатление обманчиво, считает Кира Сазонова.
"Малые страны берут количеством. Соответственно, большие страны, особенно те, которые обладают правом вето – берут политической массой. Они – тяжеловесы. ООН не так проста, как может показаться на первый взгляд. Да, все страны равны, но все знают о том, что есть большая пятерка, обладающая правом вето. В этом есть глубокий смысл. Несмотря на то, что сегодня большое количество государств обижаются на те страны, которые заседают постоянно в Совете Безопасности ООН, на этот орган налагается большая ответственность. Именно поэтому, где бы что в мире ни произошло, от Сирии до Украины, мы каждый раз видим, что на манеже все те же – великие державы. В обязательном порядке в Совбезе США, Великобритания, Франция, Китай и обязательно Россия. То есть на нас лежит колоссальная ответственность. Соответственно, делаем, что можем".
Расширить состав Совета Безопасности ООН в последнее время активно предлагают Украина и Турция.
Слушайте полную версию выпуска радио-шоу "КомпАс" >>