Автор Михаил Шейнкман
Надо же, у них это тоже называется "президентские выборы". Хотя они сами знают, что того же Ильвеса 10 лет назад им не выбрали, а подобрали. В США, где он и состоялся как "независимый" политик. Но и тогда, и теперь в Эстонии формально все по-взрослому. Кандидаты, программы, регистрация. Она началась сегодня. Дальше – по схеме. 29 августа – первый тур голосования в парламенте. Всего их три. Претендента должны поддержать не менее 68 депутатов. Если не судьба, то все решит коллегия выборщиков, в которую входят еще и представители местных самоуправлений. Ей-то и придется заседать до "белого каления". Ну, или "белого дыма".
Правящие "реформисты" и социал-демократы между собой уже обо всем договорились. Вначале вместе ведут ставленника СД – спикера парламента Эйки Нестора. В случае провала тоже сообща переключаются на экс-еврокомиссара Сийма Калласа. Первый – непроходной. Ничем особым за последние два года не запомнился. Не говоря уж о предпоследних шестидесяти до председательства в Рийгикогу. К тому же у них не принято такие вопросы решать сразу. Нужна интрига, видимость демократических переживаний. Тем более, когда на двоих у этих фракций лишь 48 мандатов.
Поэтому "реформисты" точно знали, в какую очередь выставлять своего человека. Он у них тертый Каллас. Был премьером, главой МИД, министром финансов, еврокомиссаром при Баррозу. Иными словами, наработал на почетную старость. Достаточный послужной список, чтобы потом сказать: кто был здесь всем, тот стал никем. О полномочиях первого лица можно судить по "достижениям" уходящего главы государства. Он доказал, что хороший президент – это "свадебный" президент. Бурная личная жизнь. Развелся, заподозрив вторую жену в адюльтере с фотографом. Женился на сотруднице министерства обороны Латвии. Разнес "халабуду" в ночном клубе Хельсинки: выступил там ди-джеем с хитами 60-70-х.
Еще запомнился неизменной "бабочкой", с которой он, вероятно, даже в постели не расставался. И тем, что не запомнился вообще. В прошлом году был жуткий скандал, когда во время прямого эфира на телеканале Sky News ведущий запутался в его инициалах. А ведь большая часть второго срока уже была позади. Но сначала его представили Тоомасом Хендриком, затем поприветствовали: "Доброе утро, президент Хендрик…". А он-то Тоомас Хендрик Ильвес. Это последнее, что сказал перед тем, как сорвать с себя микрофон. Так и стоял в кадре без микрофона и даже без извинений.
"Давайте-ка, я вам лучше о погоде расскажу", – сменил тему журналист. Как знал, что в Эстонии, да и в Прибалтике ее делают совсем не эти люди. Здесь гораздо весомей всех президентов лишь один вице-президент. США. На Джо Байдена вся эта троица слетелась, как по команде. Он тут на днях порешал все. Сколько денег на оборону взять, сколько солдат для нее же прислать, кого бояться, чем дорожить. Вмешиваться во внутренние дела, правда, не стал. Даже не поинтересовался у Ильвеса предвыборными вариантами. Зачем, если это будет верный человек. И ему совсем не обязательно круто менять свою личную жизнь, чтобы прослыть "свадебным президентом".
Кто бы ни сменил Ильвеса, он едва ли запомнится чем-то иным. Ну разве только если признается в искренней любви к России. Или хотя бы снимет проблему сотен тысяч неграждан в собственной стране. Но это вряд ли. Во-первых, нет у президента здесь таких полномочий. А во-вторых, им в любом случае станет политик, у которого нет такого желания. Так что, вероятно, даже не все союзники Эстонии поймут, что в ней – новый глава. Может быть, лишь при встрече скажут, что в "бабочке" ему было лучше.